Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЗОР ДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

       В России, как и во всем современном мире, с возникновением новых отраслей и развитием традиционных конкуренция между одними и теми же фирмами на разных продуктовых и географических рынках становится всё более частым явлением. Классические примеры, когда соперничают авиаперевозчики за пассажиров на разнообразных маршрутах (как международных, так и внутренних), банки и разнообразные торговые сети на множестве региональных рынков. Если на рынках конкурируют одни и те же фирмы, то при анализе конкуренции следует рассматривать взаимодействие фирм не на отдельно взятом рынке, а на совокупности рынков. Это больше касается диверсифицированных рыночных структур. Определив миссию и основные цели в условиях конкурентной борьбы, фирма сталкивается с необходимостью анализа отраслевой конкуренции. При этом должны учитываться:

1)   место отрасли в системе народного хозяйства;

2)   конкурентная среда в самой отрасли.

   Для решения первой задачи используется несколько подходов.

      Один из них - концепция национального ромба М. Портера. Он вводит четыре основополагающих понятия, на основе анализа которых он предлагает оценивать конкурентные преимущества отраслей, закономерности их возникновения, развития и упадка.

1.     Параметры факторов, под которыми подразумеваются материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе предприятия в стране ее базирования. Такими силами могут являться рабочий ресурс, природные ресурсы, телекоммуникации, дороги и т. д. В зависимости от параметров эти факторы могут выступать либо как возможности, либо как угрозы для организации.

2. Стратегия фирм, их структура и соперничество, определяющие силу конкуренции.

3.     Параметры спроса - показатели, характеризующие требования потребителей к качеству товара; эластичность спроса по цене и уровню дохода; степень осознания социальными группами актуальности какой- либо потребности; национальные традиции; фазы жизненного цикла; структура спроса, его динамические показатели.

4.    Родственные и поддерживающие отрасли, которые являются потребителями и (или) поставщиками данной отрасли. К поддерживающим можно отнести отрасли легкой и пищевой промышленности (поставляющие необходимые компоненты интерьера гостиниц, оборудование, мебель, продукты питания и т. д.), транспортного машиностроения, медицины и здравоохранения, культуры и образования и др. В свою очередь, у каждой отрасли существуют перекрестные связи с другими (например, мебельная — с лесообрабатывающей, текстильной, кожевенной и т. д.).

    Основная идея концепции национального ромба — конкурентное преимущество отрасли в рамках государства — определяется детерминантами конкурентного преимущества страны, которые значительно влияют друг на друга.

    В данную модель М. Портер вводит еще два фактора: случайные события и действия правительства.

    Под случайными событиями подразумеваются: изобретения; инновационные технологии; серьезные колебания цен на сырье и ресурсную базу; резкие изменения на мировых финансовых рынках или в курсах национальных валют; колебания локального и международного спроса; политические решения национальных и зарубежных правительств; войны и другие форс-мажорные обстоятельства.

    Устойчивые конкурентные преимущества нации в целом могут базироваться только на прочных преимуществах ее отдельных отраслевых кластеров либо региональных экономиках. Порождение в отрасли хотя бы одной организации — прародительницы кластера способствует укреплению конкурентоспособности и конкурентного потенциала остальных отраслевых организаций, которые, ведя борьбу за выживание, укрепляют свои конкурентные преимущества. Так, например, у Татарстана имеется крепкая промышленная база, на основе которой можно формировать крепкую конкурентную экономику. Производственный сектор играет важную роль, помогая укреплению рыночной экономики. Наглядным примером служат экономики Восточной Азии. В этом смысле у Татарстана имеется историческое преимущество. Обрабатывающая промышленность составляет почти 30 процентов экономики Татарстана. В его экономике она играет роль, очень сходную с быстроразвивающимися странами типа Южной Кореи и Провинции Китая Тайвань. Таким образом, хотя в экономике региона важную роль играет добывающая промышленность, Татарстан никоим образом не может быть отнесен к экономикам, базирующимся на природных ресурсах, таким как Саудовская Аравия, где добывающая промышленность составляет почти в три раза большую долю. Более того, наличие в Татарстане нескольких промышленных кластеров представляет возможности для благоприятных циклов роста через сопредельные регионы.

    При изменении детерминант конкурентного преимущества страны, в частности при их ухудшении, происходит утрата конкурентных преимуществ, которая может сопровождаться распадом отраслевых кластеров.

    Активная адаптация западных практик в крупных российских компаниях началась в середине 90-х гг. XX в., после того, как завершился второй этап приватизации и российские компании вышли (частично или полностью) из под прямого государственного контроля. Спешное корпорирование российских производственных предприятий, установка на использование иностранных инвестиций, а также полное отсутствие собственного опыта управления подобными структурами в условиях рынка, привели к тому, что наиболее «правильным» стал считаться прозападный подход к управлению. Наступила эра повсеместного внедрения западных схем и моделей организации корпоративного управления.

     Наряду с этим, развиваются компании с иным подходом к реализации бизнес-стратегии, который можно назвать типично русским.Этот подход отличается следующими чертами:

—   неформальным отношением к собственности и взаиморасчетам с бизнес-партнерами;

—        сосредоточенностью маркетинговой стратегии на предпочтениях конкретных региональных потребительских групп с разными психотипами;

—      моно-фундаментальной системой управления, имеющей отправной точкой и сосредоточенной на харизматичности одного лидера — основателя и (как правило) владельца компании;

—        бизнес-процессами, характеризующимися низким уровнем бюрократизации, основанными на человеческих взаимоотношениях более, чем на технологиях бизнеса;

—   высокой скоростью и гибкостью принятия масштабных решений, что позволяло быстро адаптироваться в меняющейся рыночной среде.

     В условиях естественного государства, характеризующимся неустойчивым институциональным полем, волатильным в угоду политической конъюнктуре, большое значение принимают сущностные аспекты координации деятельности самими хозяйствующими субъектами. Тем большее влияние на процессы координации могут оказывать группы фирм (сетевые бизнес-структуры), ориентированные через цепочку ценности на совместное создание ценности с потребителем. Рыночная власть государства (федерального центра) реализуется через его представителей в советах директоров крупных компаний или через административное воздействие лиц, уполномоченных на контроль (налоговые органы, полиция, органы государственного технологического надзора, фитосанитарного и ветеринарного контроля и многие другие). Рыночная власть государства в данном случае может выражаться, в том числе через изъятие так называемой административной ренты, что, безусловно, снижает эффективность деятельности отечественных хозяйствующих субъектов. Однако следует отметить, что рыночная власть государства в контексте административной ренты оказывает значительно меньшее воздействие на кластер, чем на отдельного хозяйствующего субъекта. Еще одна рыночная сила, обозначенная нами как региональное регулирование отрасли или механизмов кластерообразования, подлежит рассмотрению не только с позиции, ранее упомянутой в отношении рыночной власти государства, но и с позиций административного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов конкретного региона.

    Формирование тесных взаимоотношений с потребителем в рамках управления цепочкой ценности и совместного создания ценности позволяет сблизить потребности потребителя и производственные операции производителя продукта таким образом, чтобы потребитель смог получить именно такой продукт, который максимально возможно удовлетворит его потребности.

     В целом, в России отмечаются значительные перспективы в направлении развития здоровой рыночной экономики, которая базируется на примирении конкурентных сил, действующих на бизнес-сектор. Главным образом, сегодня ориентация идет на кластерный подход, дающий значительные конкурентные преимущества, а также ориентация компаний на потребителя и выстраивание эффективных отношений с ним и с поставщиками.

 

Список литературы

1.     Davila T., Epstein M.J., Shelton R. Making innovation work: how to manage it, measure it, and profit from it. New Jersey: FT Press, 2012. 368 p.

2.     Официальный сайт: Инновационный центр Сколково. URL: http://www.sk.ru. (дата обращения: 18.09.2013).

3.     Портер, Майкл, Э. Конкуренция: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005 г. – С.52

4.     Российская кластерная обсерватория Высшей школы экономики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cluster.hse.ru/pilots. (дата обращения: 18.09.2013).