Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БОРЬБА С ДОПИНГОМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПОРТА В РФ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2017г.

В последнее время стало очевидным, что применение спортсменами допинга отрицательно сказывается не только на справедливости соперничества, но и на престиже спорта высших достижений в целом. В глазах общественности спорт высших достижений стал ассоциироваться с повальным употреблением стимулирующих  средств, что влечет отказ родителей отдавать своих детей в клубы по наиболее «допинговым видам спорта».

В Олимпийской хартии провозглашена цель олимпийского движения, сводящаяся к тому, чтобы способствовать построению лучшего мира через воспитание молодёжи средствами спорта без какой-либо дискриминации, в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры. Наибольшую важность для организации борьбы с употреблением допинга имеет правило 48 «Олимпийской хартии» - о Медицинском кодексе МОК.[2] Вместе с тем из-за стремительного развития допинговых препаратов в 2005 году ЮНЕСКО принята Конвенция по борьбе с допингом, а с января 2004 года вступил в действие всемирный антидопинговый кодекс, признанный международными спортивными федерациями и национальными олимпийскими комитетами обязательным к выполнению всеми спортсменами мира. Согласно кодексу, при выявлении применения допинга санкции грозят как спортсмену, так и тренеру и врачу, работающему со спортсменом. На уровне Российской Федерации был принят закон, запрещающий применение допинга, а также внесены соответствующие изменения в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ». На протяжении последний лет был проведён ряд законодательных, организационных преобразований направленных на предотвращение использования запрещённых средств и методов в российском спорте. Результатом стало создание национальной системы противодействие допингу в спорте, определены сферы полномочий, направления деятельности всех участников этого процесса. Также определены источники, порядок и объёмы финансирования антидопинговых мероприятий.[4]

Для контроля за развитием спорта, свободного от допинга, по инициативе спортивных организаций было создано Всемирное антидопинговое агентство (WADA), начавшее работу в конце 1999 года. На сегодняшний день WADA сотрудничает со всеми международными федерациями по видам спорта. Задача Всемирного антидопингового агентства состоит в проведении научных исследований с целью подготовки и распространения материалов по борьбе с допингом, координации усилий по борьбе с допингом в спорте на международном уровне.[3]

Наибольшую значимость организация приобрела с делегированием ей полномочий аккредитовывать лаборатории по всему миру, а также подготавливать и публиковать список запрещённых препаратов и методов. Создана единая база фиксирования употребления допинга, введена система тотального мониторинга.

Структура агентства включает в себя совет учредителей WADA, в которые входят не более 40 членов. Члены совета назначаются сроком на 3 года с возможностью переизбрание на неограниченное количество сроков. 18 из них назначаются международным олимпийским комитетом, не менее 4 из них должны являться спортсменами. Ещё 18 назначаются межправительственными организациями, правительствами стран принимающих участие в борьбе с допингом. Остальные кандидатуры предлагаются совместно МОК и органами власти, и назначаются по необходимости.

Штаб квартира WADA находится в Монреале (Канада) и имеет представительство на разных континентах: Монтевидео (Уругвай), Лозанне (Швейцария), Токио (Япония), Кейптаун (ЮАР).

В первые годы работы WADA финансирование главным образом осуществлялось международным олимпийским комитетом, с 2002 года WADA ежегодно получает средства от органов государственной власти разных стран мира, а также и от международного олимпийского комитета в размере 50% от общей суммы.[3]

Активное участие в программах антидопингового агентства принимает правительство Российской Федерации. Четвёртого января 2003 года было подписано постановление правительства РФ №1 «Об участии Российской Федерации в деятельности Всемирного Антидопингового агентства». Согласно этому постановлению, министерству финансов РФ предписывается при формировании ежегодного бюджета предусматривать ассигнования для уплаты взносов в бюджет WADA. Несмотря на экономические трудности, испытываемые страной, Россия изыскивает необходимые средства на финансирование WADA и создание общероссийской системы антидопинговых исследований и контроля.

В сложившейся системе вопросы разработки положений антидопинговой политики находится в ведении Министерства спорта, туризма и молодёжной политики, соответствующее подразделение которого координирует работу по реализации основных направлений антидопинговой деятельности. До недавнего времени аккредитованное WADA Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) осуществляло функции по реализации основных мероприятий допинг-контроля, а так же проводило по предупреждению использования и назначения запрещённых препаратов, антидопинговая лаборатория проводила исследования допинг-проб.

Приказом Министерства спорта, туризма и молодёжной политики России от 13 апреля 2011 г. № 307 были утверждены Общероссийские антидопинговые правила, отражающие приоритеты национальной политики в области противодействия допингу и определяющие порядок проведения мероприятий допинг- контроля, включая дисциплинарные процедуры и порядок направления и рассмотрения запросов на терапевтическое использование. Такой документ принят в Российской Федерации впервые, что позволило привести процедуры в полное соответствие документа WADA с учётом особенностей и организаций этой работы в РФ.[1]

Однако, в качестве реакции на скандальные доклады о поддержке на государственном уровне употребления спортсменами допинговых препаратов и по итогам отчёта независимой комиссии WADA о допинге в российской лёгкой атлетике, принято решение заморозить работу Московского антидопингового центра. Также временно приостановлена аккредитация РУСАДА в связи с решением комитета WADA о несоответствии Российского антидопингового агентства кодексу организации.

Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости реформирования системы борьбы с допингом на национальном уровне. Глава государства выступил с инициативой о создании специальной организации по борьбе с допингом, в которую должны войти как российские, так и зарубежные спортивные эксперты. Задачей независимой общественной антидопинговой комиссии является разработка и внедрение национального плана по борьбе с допингом, а также предложение мировому спортивному сообществу единой и прозрачной, антидопинговой системы. Акцент при создании независимой общественной антидопинговой комиссии сделан на полную независимость от государственных структур как в функционировании, так и в финансировании. В Госдуму РФ внесён законопроект об уголовной ответственности за употребление или склонение за употребление допинга. Принятые меры свидетельствуют о стремлении сделать эффективной систему борьбы с допингом на национальном уровне, поддерживая общемировые стандарты.

Несмотря на создание и деятельность WADA в условиях поддержки спортивных организаций всего мира, очевидна необходимость реформирования организации, о чём свидетельствует громкий допинговый скандал последних лет, в центре внимания которого находилась и Россия. Инициаторами изменений в настоящее время выступают антидопинговые агентства 17 государств. Функционирование WADA, как верховного надзорного антидопинговое органа осуществляющего функции наблюдения на международных спортивных мероприятиях, и вне соревновательного периода происходит при равном партнёрстве между олимпийским движением и публичными властями. На данном этапе WADA остаётся швейцарским фондом мирового значения. Эффективность созданного режима борьбы с допингом до сих пор обеспечивалась за счёт сочетания механизма саморегулирования и конвенционными обязательствами государств. В данных условиях является неизбежным развитие антидопингового законодательства на национальном уровне, что впоследствии способно вызвать ряд юрисдикционных конфликтов. При этом, используя пробелы в антидопинговых правилах государства, трактуют нормы исходя из собственных интересов. Столкнувшись с действиями подобного рода, ряд государств внесли предложения по реформированию структуры WADA, с целью сделать агентство более независимым, путём запрета на замещение руководителями агентства одновременно постов в каких-либо спортивных организациях. Также было предложено лишить спортивные организации функции по тестированию, расследованию и вынесению санкций с целью предотвратить конфликт интересов, при расследовании спортивной организацией собственных действий.

На сегодняшний день становятся все более очевидными недостатки общемировой системы борьбы с допингом, несмотря на усилия отдельных спортсменов и публичных личностей в пропаганде «чистого». Анализ методов деятельности структуры и правовых оснований WADA позволяет сделать вывод о несовершенстве имеющихся подходов, так как: 1) всемирное антидопинговое агентство остаётся частной организацией, объединяющей заинтересованные стороны за счёт высокой общественной значимости стоящих перед WADA задач, и вовлекает его в международные отношения за пределами спорта. Это создаёт возможность воздействия между участниками в политических целях; 2) неравномерное развитие антидопингового законодательства различных государств на национальном уровне приводит к необходимости обращения к унифицированным антидопинговым стандартам и устранению имеющихся пробелов в установленных правилах; 3) высокий риск конфликта интересов, в том числе политических, из-за организационной структуры, допускающей замещение высоких постов в нескольких организациях международного сообщества.

Таким образом, выполненный анализ показал необходимость значительно активизировать усилия как органов государственного управления, так и общественных организаций, чтобы в стране целенаправленно создавалась атмосфера нетерпимости к допингу в спорте. Следует отметить важность и необходимость наращивания интенсивности и полезности информационно-образовательных и просветительских программ для молодежи в данном направлении. Кроме того, необходимо принимать срочные меры по повышению эффективности системы национального мониторинга и совершенствованию организации планирования и проведения допинг-контроля, а также программ тестирования с целью поддержания законности и доверия к антидопинговым мероприятиям в спорте.

 

Список источников

 

1)                  Приказ Министерства спорта, туризма и молодёжной политики России от 13 апреля 2011 г. № 307 [электронный ресурс] – URL: http://www/garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071816 (дата обращения 28.10.2017)

2)                  Олимпийская хартия [электронный ресурс] – URL: http://www.noc.by/images/links/charter_09_09_2013.pdf (дата обращения 28.10.2017)

3)                  Официальный сайт WADA [электронный ресурс] – URL: https://www/wadaama.org/en/resources/search?f%5B0%5D=field_topic%3A19                                                                                               (дата         обращения 28.10.2017)

4)                  Федеральный закон [электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 28.10.2017)