Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ С ВЫДЕЛЕНИЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Иваново
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2018г.

На современном этапе все большее число предприятий осознают необходимость сознательного перспективного управления финансовой деятельностью на основе научной методологии. Эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью предприятия выступает финансовая стратегия. Существуют различные методики разработки финансовой стратегии, которые требуют детального анализа. Рассмотрим их подробнее в таблице 1.

Методика, предложенная И. Бланком, включает в себя следующие этапы:

1)       определение периода становления финансовой стратегии. Главным условием является предсказуемость развития экономики, отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие;

2)   исследование факторов внешней среды на основе SWOT-, SNW- и PEST-анализов, портфельного анализа, сценарного анализа, сравнительного финансового анализа, анализа финансовых коэффициентов, интегрального анализа по модели Дюпон, экспертного анализа исследуются факторы внешней среды;

3)   оценка сильных и слабых сторон финансовой деятельности;

4)   стратегическая оценка финансовой позиции предприятия;

5)   разработка финансовых целей компании;

6)   конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации;

7)    рассмотрение возможных способов достижения стратегических финансовых целей и принятие основных стратегических финансовых решений;

8)   оценка эффективности принятой финансовой стратегии;

9)   контроль реализации финансовой стратегии

З. Аминова предлагает все возможные виды финансовой стратегии фирмы представить в виде матрицы. Действуя в рамках данной матрицы, можно рассматривать проблему в динамике, давая возможность не только формулировать финансовую стратегию, но и менять ее в результате изменения каких-то очень важных параметров функционирования предприятия.

Для изучения данной матрицы вводится несколько новых и очень важных категорий финансового менеджмента, а именно:

·                   Результат хозяйственной деятельности (РХД)

·                   БРЭИ

·                   Изменение финансово-эксплуатационных потребностей

·                   Производственные инвестиции

·                   Результат финансовой деятельности (РФД)

·                   Изменение заемных средств

·                   Финансовые издержки по заемным средствам

·                   Налог на прибыль

·                   Результат финансово-хозяйственной деятельности (РФХД)

БРЭИ - брутто-результат эксплуатации инвестиций. Результат хозяйственной деятельности (РХД) с финансовой позиции может быть определен как денежные средства предприятия после финансирования развития. РХД говорит о ликвидности предприятия после финансирования всех издержек, связанных с его развитием.

Результат финансовой деятельности (РФД) отражает финансовую политику предприятия. При его подсчете используется только движение финансовых потоков. РФХД раскрывает величину и изменение денежных средств предприятия после совершения всего комплекса инвестиционно-производственной и финансовой деятельности.

В основе подхода к портфельному анализу, предложенного фирмой «Arthur D. Little» лежит концепция жизненного цикла отрасли. Концепция предполагает, что каждая бизнес-единица проходит в своем развитии четыре цикла: рождение, развитие, зрелость и спад. Другим параметром является конкурентная позиция бизнеса: ведущая (доминирующая), сильная, благоприятная (заметная), прочная или слабая.

Данная методика включает в себя реализацию трех этапов:

1)   определение конкурентной позиции бизнес-единицы;

2)   определение стадии жизненного цикла отрасли;

3)   выбор уточненной стратегии.

С помощью матрицы ADL возможно установить распределение объемов продаж, дохода и инвестиций по отдельным видам бизнеса в зависимости от стадии жизненного цикла и положения бизнеса и отрасли.

А.П. Градов варианты поведения в различных сферах финансовой деятельности не называет финансовой стратегией. Эти сферы идут как стратегия ценообразования, стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг, стратегия инвестиционной деятельности. По каждой из предложенных стратегий достаточно четко прописываются этапы реализации.

А.П. Градов предлагает следующие этапы установления цены:

1)   исследование рынка и его конъюнктуры,

2)   определение модели конкурентного рынка, этапа жизненного цикла товара, общих целей фирмы,

3)   выбор ценовой политики, исследование факторов, влияющих на уровень цен,

4)   принятие базового уровня цены и определение его динамики.

Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг

заключается в выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач. Инвестиционная стратегия фирмы. При этом направлении происходит увязка процесса инвестирования и жизненного цикла спроса.

Главной  стратегической  задачей  инвестиционной  деятельности  мы  считаем  выбор  более эффективных способов вложения средств в повышение конкурентоспособности фирмы. Инвестиционная деятельность должна быть направлена на увеличение положительного воздействия внешних факторов на ее деятельность. В таблице 1 проведен анализ методик, используемых для разработки финансовой стратегии. Таблица 1 «Критический анализ основных методик разработки финансовой стратегии»

 

Автор методики

 

Достоинства методики

 

Недостатки методики

 

 

 

 

 

И.А. Бланк

 

 

 

Проста в применении, четко прописан алгоритм разработки и выбора финансовой стратегии, механизм выбора финансовой стратегии предложен с учетом многих факторов.

Предлагается всего три вида финансовой стратегии. Данные стратегии недостаточно конкретизированы. Механизм выбора финансовой стратегии затруднен т.к. при оценке стратегической финансовой позиции компании могут быть образованы стратегические финансовые позиции не совместимые друг с другом. В качестве методов оценки стратегической финансовой позиции компании используются SWOT и PEST – анализ, которые имеют ряд существенных недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

З. Аминова

 

«Путешествие» из квадранта в квадрант предложенной матрицы делает возможным анализ стратегии предприятия в динамике. Можно не только сформулировать финансовую стратегию, но и модифицировать ее в результате изменения каких-либо параметров функционирования предприятия. Предложенные стратегии позволят предприятию принимать решения о комплексном использовании всех пассивов и активов

Недостаточно прописан методический аппарат, отсутствуют ориентиры разработки финансовой стратегии компании. Затронуто только две области финансовой стратегии, а именно изменение заемных средств компании и реализация инвестиционных проектов. Финансовая стратегия намного многограннее, чем ее представляет автор методики, поэтому много аспектов остается за гранью выбора финансовой стратегии не затронутыми, а именно работа на рынке ценных бумаг, на валютном рынке, осуществление выбора ценовой политики компании. Существует огромное количество возможных сценариев, что может затруднить выбор вида финансовой стратегии – необходимо точно идентифицировать положение предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

А.П. Градов

 

 

 

Предлагает уточненные финансовые стратегии. Более многогранно представляется финансовая стратегия, поэтому предлагается ряд возможных сценариев поведения компании в области рынка ценных бумаг, рынка капитала, возможные стратегии ценообразования и инвестиций, как одних из составляющих финансовой стратегии

Отсутствуют четкие методические описания по разработке финансовой стратегии. Не ясно, в какой конкретно ситуации компания должна использовать ту или иную стратегию (мотивация выбора). Слабо определены виды финансовой стратегии. Не достаточно полно и четко прописывается поведение компании на рынке денег и рынке ценных бумаг. Не указывается целесообразность и эффективность операций на рынке «коротких» и «длинных» денег, а просто предлагается ряд способов, приемов, с помощью которых можно максимально приблизиться к поставленной цели. Отсутствие применения инструментов стратегического финансового анализа и формирования стратегических целей финансовой деятельности, а также подмена направлений финансовой стратегии отдельными финансовыми операциями, что является весьма сомнительным

 

 

 

Фирма Arthur D. Little.

Проста в применении и более точно указывает направление деятельности компании. Исходя из рекомендации матрицы, определяется размер прибыли, инвестиций и денежного потока. В основе анализа лежит концепция жизненного цикла отрасли

 

Представлен ограниченный набор стратегий, в которых не меняется жизненный цикл, тем самым не учитывается динамика окружающей среды. Методический аппарат в плане разработки финансовой стратегии – отсутствует. Не все области финансовой стратегии четко прописаны и затронуты

 

Изучив различные методики разработки стратегии организации, мы предлагаем создать свой алгоритм с выделением альтернативных стратегий. Данный алгоритм идеально подойдет для  крупных промышленных предприятий, которые одновременно смогут ставит перед собой несколько стратегических целей и стараться их реализовать. Алгоритм представлен на рисунке 1.




Данный алгоритм показывает, что разработка стратегии организации начинается с оценки факторов внешней и внутренней среды. Предполагается изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности компании и возможного их изменения в предстоящем периоде.

На втором этапе определяются стратегические цели предприятия. Они могут быть различны и зависеть от приоритетных направлений деятельности организации. Главной целью любой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников компании и максимизация её рыночной стоимости.

В зависимости от выбранной стратегической цели разрабатываются различные базовые стратегии. Так, у предприятия может быть несколько целей одновременно, например, увеличение рыночной стоимости компании или предотвращение банкротства. В связи с этим будет разрабатываться финансовая стратегия предприятия, которая имеет свои разновидности. Например, если собственники хотят увеличить стоимость своей компании, то они должны придерживаться стратегии роста. В рамках данной стратегии предполагается инвестирование собственных и заёмных средств в развитие предприятия путём увеличения сбыта продукции, покупки новых основных средств и расширения ассортимента. В том случае, если предприятие находится в тяжелом состоянии и есть угроза банкротства, то целесообразно сделать целью деятельности антикризисное управление. Для данной цели подойдут несколько стратегий, например стратегия выживания, сокращения и стабилизации деятельности. Уровень достижения целей той или иной стратегии можно оценить с помощью показателей (коэффициентов), имеющих определенные нормативные значения.

На 4 этапе выбирается та финансовая стратегия, которая наиболее актуальна для предприятия на данный момент, реализовывается, контролируется.

Данный алгоритм является информативным, простым в понимании и конструктивным. Он подойдет для промышленных предприятий, у которых имеется своё производство.

Таким образом, изложенная последовательность основных этапов процесса разработки финансовой стратегии предприятия может быть уточнена и детализирована с учетом особенностей финансовой деятельности предприятия и уровня стратегического мышления его финансовых менеджеров.

 

Список литературы

 

1.        Бланк, И.А. Финансовая стратегия предприятия / И.А. Бланк. - Киев: Эльга «Ника-Центр», 2004. -711 с.

2.        Аминова, З. Финансовая стратегия предприятия: формирование,развитие, обеспечение устойчивости / З. Аминова. - М.: Компания Спутник +, 2002. - 536 с.

3.        Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие/ Под ред. А.П. Градова. - 3-е изд., испр. - СПб.: Спец-Лит, 2000. - 414 с.