Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 декабря 2016г.

Аннотация


В статье проанализированы проблемы формирования средств Пенсионного фонда РФ, пенсионного обеспечения граждан РФ, направления реформирования пенсионной системы

Ключевые слова

 Пенсионная система, проблемы пенсионного обеспечения, формирование пенсионного фонда РФ, реформирование пенсионной системы РФ.

В нынешнее время Пенсионное обеспечение населения в России характеризуется значительным количеством проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: не адаптирована к финансовым кризисам; формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников; при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне [1,с.69]; не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.

Одной из главных проблем является неумолимо растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Совокупный размер трансфертов на пенсионное обеспечение из федерального бюджета составляет 45% в общих доходах бюджета ПФР, что свидетельствует о сохранении высокого уровня зависимости бюджета Пенсионного фонда от бюджетных ассигнований из федерального бюджета [2,с.262]. Трансферты являются компенсационными выплатами выпадающих доходов ПФР. Так, в 2015 году на выплату пенсий потребовалось трансфертов на сумму 6 трлн. руб., из них только 4 трлн. руб. профинансированы собранными страховыми взносами. Из трансфертов, составляющих треть доходов ПФР, около 30 % - обязательства федерального бюджета (доплата за советский стаж, за периоды ухода за ребенком). Остальное –   это компенсация пониженного работодателям тарифа (около 20 %) и нехватки средств по обязательному пенсионному страхованию (компенсация досрочных пенсий, повышение фиксированной выплаты, индексация пенсий на индекс инфляции). В 2016 году восстановление накопительной части пенсии потребует от бюджета около 340 млрд. руб. Главной причиной этого положения является большая доля теневой экономики, вследствие чего в бюджет не поступает достаточное количество обязательных взносов. На увеличение дефицита бюджета ПФР влияет рост общего количества пенсионеров. Так, по данным ПФР 36,5 млн. российских пенсионеров получают пенсии. А по оценке Росстата к 2030 году фактическое соотношение лиц пенсионного и трудоспособного возраста достигнет 52 % [3].

На пенсионную систему России также негативно влияют демографические факторы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение не достаточно.

Низкий размер пенсий является одной из наиболее проблемных характеристик деятельности ПФР. Недостаточная ресурсная база не позволяет достичь рекомендованного Международной организацией труда (МОТ) уровня пенсионного обеспечения. По оценке МОТ достаточный уровень жизни может обеспечить пенсия в 40 % от заработной платы [1,с. 72]. Решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности. Для этого предлагается увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году была введена альтернатива повышению пенсионного возраста - бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Соцопросы показали, что этим предложением готовы воспользоваться всего 20 % пенсионеров [3].

Одной из важных проблем также является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях, когда граждане получают недостаточное количество информации не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.

В 2014 году в РФ начал действовать законопроект о моратории на перевод накопительной части пенсии в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Накопительные взносы (6%) у всех граждан стали направляться в страховую часть пенсии до тех пор, пока НПФ не пройдут все процедуры. Для продолжения работы с пенсионными накоплениями, НПФ должны были за два года сменить организационно – правовую форму и войти в систему гарантирования. В эти годы накопительные взносы предполагалось передавать на временное хранение государственной управляющей компании – Внешэкономбанку, но мораторий был продлен еще на один год [4,с.300].

Основной задачей НПФ является обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также формирование долгосрочного инвестиционного ресурса. Согласно статистическим данным только 24 % от общего числа граждан, у которых формируются пенсионные накопления, доверяют их негосударственным пенсионным фондам [5,c.156]. Главной причиной, по которой граждане не хотят переводить свои средства в негосударственные пенсионные фонды, является мнение о том, что государственный фонд надежнее. Программой по негосударственному пенсионному обеспечению не позволяет пользоваться гражданам низкий уровень доходов. Кроме этого, продолжает снижаться в условиях кризиса склонность населения к сбережению [6,с.53].

Пенсионное обеспечение населения требует дальнейшей модернизации и совершенствования. Построение эффективного пенсионного обеспечения требует скорейшего решения институциональных проблем и повышения результативности деятельности пенсионного фонда, увеличения количества пенсионеров и повышения нагрузки на бюджет фонда в связи с присоединением новых субъектов.

Список литературы

 

 

1. Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России /Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина, научный журнал, №4. Том 6 – СПб, 2015,С.69-74.

2. Стецюнич Ю.Н. Организация казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы на примере Управления федерального казначейства по Ленинградской области // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений - сборник статей межд. науч.-практ. конф., 2016,С. 261-265.

3. Пенсионный Фонд Российской Федерации, официальный сайт: www.pfrf.ru 

4. Матвеев Д.А. Проблемы Пенсионного фонда России. // Молодой ученый. – 2014. №17. С. 299-301. 

5. Галимова И.В., Говорушина Т.К., Маклакова Е.А., Мамаева М.И., Стецюнич Ю.Н., Уварова Т.А., Харлампиева А.С. Теоретические основы финансовой деятельности: учеб пос.: - СПб, НИЦ АРТ, 2015, 220с.

6. Галимова И.В. Тенденции развития пенсионной системы в РФ // XVII Царскосельские чтения, под ред. В.Н. Скворцова. 2013. С. 52-56