Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
13 января 2016г.

Аннотация: в статье рассмотрены перспективы совершенствования государственного управления рынком труда, основные направления повышения эффективности государственного управления рынком труда в Российской Федерации.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, труд.




THE PROBLEM GOVERNANCE OF THE LABOUR MARKET

Annotation: the article considers the prospects for governance of the labour market, the main directions in enhancing the efficiency of state governance of the labour market in the Russian Federation.

Key words: labour market, employment, unemployment, labor.

    В условиях рыночных отношений механизм государственного управления рынком труда представляет собой систему процедур государственного управления, в результате которых формируются управленческие решения, а так же правила их принятия и реализации по развитию рынка труда. Он представляет собой единую систему, состоящую из конкретных подсистем управления. В составе механизма государственного управления рынком труда выделяют: механизм реализации общих и частных принципов управления, методы планирования, координации, организации, учета, мотивации, распорядительства, анализа и контроля, присущие экономическим, социальным, организационно-административным, социально-психологическим и другим методам управления.

    Большинство экономистов считают, что состояние рынка труда, уровень занятости и безработицы являются одними из важнейших показателей, величина которых позволяет оценить эффективность развития и государственного регулирования экономики страны [1].

    Одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени является проблема совершенствования государственного управления рынком труда, регулирования уровня занятости населения и безработицы. Государственное управление рынком труда имеет особенное значение для осуществления нормального развития экономики, так как на рынке труда определяются интересы работодателей (государственных, муниципальных, общественных и частных предприятий и организаций) и трудоспособного населения. Именно на рынке труда устанавливаются уровни оплаты труда и занятости населения.

   Под государственным управлением рынком труда понимается непрерывное, сознательное воздействие на рынок труда со стороны государства, основанное на специально разработанном механизме воздействия, который обеспечивает достижение целей, которые стоят перед государством в конкретных условиях хозяйствования и в определенных территориальных образованиях.

    Территориальные различия в природных ресурсах и условиях, экономическом потенциале и демографической базе и другие факторы определяют характерные черты формирования рынка труда в регионе. Обычно, выделяют три уровня системы факторов, влияющих на государственное управление рынком труда:

· макроуровень;

· микроуровень;

· мезоуровень.

   Понятие фактора в данном случае трактуется как причина воздействия на параметры, показатели, оказывающие влияние на формирование, функционирование и другие процессы, которые происходят на рынке труда и на результат данных процессов[2].

   На макроуровне действуют следующие группы факторов: экономические, демографические, организационно-технические, социальные, экологические, административно-правовые, национально-этнические.

   Микроуровень обусловлен формированием внутреннего рынка труда на уровне отдельных муниципальных образований, организаций (предприятий). На этом уровне выделяют следующие основные группы факторов: организационно-экономические, технико-технологические, психологические, факторы условий и охраны труда.

   Мезоуровень - третий уровень системы факторов, включающий уровни федеральных округов и отдельных регионов. Особенности этого уровня заключаются в том, что многие из перечисленных факторов, которые действуют на макро и микроуровне, так же оказывают как прямое, так и косвенное влияние на формирование регионального рынка труда.

     По нашему мнению, больше всего проблем связано с совершенствование управления региональным рынком труда. Региональный рынок труда является объектом первого мезоуровня, для системы управления которым характерны нижеперечисленные функции:

- разработка, на основе положений государственной Программы федерального уровня и учета местных условий, региональной политики занятости населения;

-       разработка и реализация целевых региональных программ содействия занятости населения, направленных на повышение, создание и обеспечение действенной системы реализации ее экономических, социальных и других функций;

- координация и контроль деятельности управляющих органов региона и муниципальных образований, общественных и других организаций по реализации целей и задач региональной политики занятости;

- методическое и научно-информационное обеспечение;

-            оценка социально-экономической  эффективности   реализации   региональной  программы занятости, нормативно-законодательное обеспечение ее реализации, а так же закрепление основных положений политики занятости населения в уставе субъекта Федерации.

-     создание информационной системы, обеспечивающей управление рынком труда рассматриваемого уровня, представленной  региональной  автоматизированной информационной системой, включающей информационные системы центров занятости муниципальных образований и интегрированной в национальную информационную систему страны [3].

    Исследуя проблему совершенствования государственного управления рынком труда в России, следует отметить, что все группы факторов, влияющие на государственное управление рынком труда, находятся в тесной взаимосвязи между собой и во взаимозависимости. При этом, изменения в одной из групп факторов, повлекут за собой изменения в других группах, уровень воздействия которых во многом зависит от уровня группы факторов. Можно выделить группы факторов, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность государственного управления рынком труда. К таким группам можно отнести группы экономических и административно-правовых факторов, которые находятся в достаточно тесной взаимосвязи между собой. С одной стороны, административно-правовые факторы призваны учитывать экономические интересы субъектов управления различного иерархического уровня, а с другой стороны, влияние экономических факторов, в свою очередь, требует определенного административного регулирования возникающих при этом процессов [4].

    Эти и другие противоречия привели к тому, что региональный рынок труда, на наш взгляд, окончательно не сложился и находится  на стадии формирования. Поэтому государственное управление им должно осуществляться комплексно с учетом всех групп факторов. Повышению эффективности рынка труда  будет способствовать решение наиболее актуальных социально-экономических проблем, создание новых инновационных рабочих мест, снижение уровня безработицы и повышение уровня занятости населения. Создание цивилизованного рынка труда и дальнейшее его функционирование возможно в случае преодоления кризисных явлений в экономике страны, корректировки процессов, протекающих в сфере социально-трудовых отношений, определения целей и задач государства по управлению рынком труда. Нельзя добиться обеспечения наиболее полной и эффективной занятости населения, а также решения проблем рынка труда во многих регионах России, если со стороны государства не будут приниматься меры по привлечению инвестиций в развитие экономики для обновления и модернизации производственно-технологической базы, обучения персонала и решения социальных проблем.

 

Список литературы

1.      Дадашев А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской федерации (региональный аспект) // Вопросы экономики. 2011.-№12.-С. 80-85.

2.      Разинькова, О.П. Управление занятостью региона в условиях кризиса на рынке труда / О.П. Разинькова. диссертация к.э.н., Москва. РАГС, 1998.

3.      Разиньков, П.И. Персонал предприятия: управление в условиях кризиса / П.И. Разиньков, О.П. Разинькова.Тверь. Издательство ТвГТУ. 2012.

4.      Разинькова, О.П. Совершенствование государственного управления оынком труда / О.П. Разинькова, А.С. Коршунова. В сборнике: Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системахСборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций. Под общей редакцией И.И. Павлова, ответственный за выпуск: Ильин О.Ю.. Тверь, 2015. С. 94-96.