Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Сыктывкар
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2018г.

Специалисты в области имиджелогии разработали различные технологии по созданию и поддержанию имиджа коммерческих проектов. Значительно меньше проработаны вопросы по созданию и поддержанию эффективного имиджа вуза.

Имидж вуза уникален. Он состоит из различных компонентов, которые нуждаются в системном поддержании. Исходя из этих компонентов формируется целостный образ вуза, который способствует формированию положительного отношения групп и предполагает их к определённым действиям [12 ].

В своей работе мы рассматриваем каждый из компонентов имиджа на примере СГУ им. Питирима Сорокина [9 ], делаем попытку выявить влияние структурного подразделения университета – Департамента по молодежной политике на эти компоненты, а также выявить процесс роста, исходя из Программы развития Федерального   государственного   бюджетного   образовательного   учреждения   высшего   образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» на период 2017-2021 гг. [ 7 ]

1 .Имидж образовательной услуги является основополагающим среди остальных, поскольку основная деятельность в вузе – образовательная.

В СГУ им. Питирима Сорокина реализуется широкий спектр образовательных программ: 7 образовательных программ подготовки специалистов среднего звена, 130 программ высшего образования.

Всего в университете функционируют 12 институтов на базе 52 кафедр, 63 научно-исследовательских подразделения. Среднее общее и профессиональное образование реализуется на базе: Центра довузовского образования и Колледжа экономики, права и информатики. Также университет осуществляют образовательную деятельность через программы непрерывного и дополнительного образования: Институт индивидуальных образовательных программ, Институт непрерывного образования, Региональный аттестационный центр[ 7 ].

Сыктывкарский университет сотрудничает с зарубежными университетами и реализует совместные образовательные программы. В университетах–партнёрах (университет г. Хайльбронн (Германия), университет Нурланд (Норвегия), государственный университет им. Сэма Хьюстона (США)) СГУ им. Питирима Сорокина реализует программы двойных дипломов [ 5 ].

Сыктывкарский университет является единственным высшим учебным заведением на территории Республики Коми, реализующим образовательные программы высшего образования в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».

СГУ им. Питирима Сорокина обеспечивает подготовку специалистов, востребованных на рынке труда как по традиционным программам, реализуемым вузом в течение нескольких десятилетий (программы в области педагогики; экономики и управления; социальной работы; юриспруденции; языкознания и литературоведения; истории и др.), так и программам, имеющим высокий потенциал развития (в области медицины, биотехнологии, рационального природопользования и др.). Подготовка кадров с учетом потребностей региона позволяет большинству выпускникам университета трудоустроиться.

Важной составляющей имиджа образовательной услуги является ее стоимость. В связи с приказом Министерства образования и науки, который внес изменения, согласно которым размер платы за оказание платных образовательных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат. Это привело к резкому повышению стоимости платных образовательных услуг в 2017 году для студентов. В медиосреде последовали публикации и комментарии, которые привели к снижению имиджа образовательной услуги [ 14 ].

Департамент по молодежной политике СГУ им. Питирима Сорокина не может повлиять на имидж образовательной услуги университета, так как это не входит в задачи департамента. Департамент по молодежной политике университета является площадкой для создания условий для успешной социализации эффективной самореализации студенческой молодежи, содействие увеличению вклада молодого поколения в развитие Республики Коми.

Таким образом, в целом образовательные услуги Сыктывкарского университета является конкурентными с вузами региона и страны. Подготовка кадров по программам, реализуемым университетом, соответствует основным направлениям социально-экономического развития Республики Коми и приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий России. Выпускники университета вносят значительный вклад в устойчивое развитие республики, в решение задач государственного управления, социальной сферы, сферы образования промышленных предприятий, банков, страховых, телекоммуникационных и IT-компаний, а также других субъектов экономической деятельности.

2.Имидж потребителей образовательных услуг. В университете обучается 7,8 тысяч студентов. В настоящее время в университете действует большое количество студенческих сообществ: объединённый совет обучающихся (ОСО), старостаты, студенческие советы институтов, студенческие научные общества, спортивный клуб, советы общежитий, студенческая профсоюзная организация, институт тьюторства.

Студенты проводят различные исследования, участвуют в научных конференциях. В университете хорошо развит студенческий спортивный клуб, студенты занимают большое количество призовых мест в различных Республиканских и Всероссийских спортивных соревнованиях.

Департамент по молодёжной политики является основным подразделений университета, которое влияет на этот компонент имиджа. В Департамент по молодежной политике СГУ им. Питирима Сорокона входит Центр студенческих инициатив, Центр волонтерства и добровольчества, Центр художественного творчества, Центр гражданско-патриотического воспитания, Спортклуб [ 3 ], в которых присутствует основное количество студентов, которых знают и ассоциируют со студентами Сыктывкарского университета. Они являются лидерами студенческой молодежи. И в основной части исходя из их деятельности формируется имидж.

Оценивая имидж потребителя образовательных услуг можно отметить, что в Сыктывкарском университете он находится на высоком уровне. Студентов университета воспринимают как социально- активных, заинтересованных в развитии Республики и страны.

3 .Внутренний имидж организации является важной структурой при формировании имиджа вуза в целом.

 Социально-психологический климат в университете благоприятный. В целом преподаватели, сотрудники подразделений вуз, студенты благожелательно относятся друг к другу. В некоторых подразделениях хорошо развита корпоративная культура. Но в целом корпоративная культура СГУ им. Питирима Сорокина отсутствует.

В этом компоненте Департамент повышает внутренний имидж вуза за счет формирования общих культурных ценностей. В структуру Департамента входит Центр художественного творчества. На его базе работают 20 творческих коллективов разной направленности: танцевальные, вокальные, театральные, литературные, посредством которых создаются условия для самореализации личности, налаживанию контактов между студентами, сотрудниками. В числе успешно зарекомендовавших себя проектов и мероприятий – фестиваль «Российская студенческая весна в Республике Коми»[ 11 ], Школа студенческой весны, Поэтический марафон, Республиканский выпускной «Облака» [ 6 ], межвузовский фестиваль авторской песни и поэзии «Альма-матер», Школа и Лига КВН [ 4 ].

Посредством реализации творческих проектов происходит формирование общих духовных ценностей между сотрудниками, студентами университета. Происходит оценка деятельности университета внутренней средой вуза.

Внутренний имидж университета неоднозначен. Есть институты и подразделения с высокими показателями корпоративной культуры, но есть и слаборазвитые. Творческие коллективы, мероприятия и проекты благоприятно влияют на общий климат вуза. Следует уделить большое вниманию к грамотному построению внутреннего имиджа университета в целом. Это приведет к повышению производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом и формированию положительного внутреннего имиджа.

4.   Большое влияние на имидж университета в целом оказывает имидж руководящего состава. Иногда имидж вуза в целом концентрируют на имидже ректора, что повышает значимость этого компонента среди остальных компонентов имиджа вуза. Руководство вуза старается максимальное внимание уделить всем процессам учебного заведения. Получение статуса опорного вуза Коми – это работа всего коллектива, но она реализовалось благодаря системной работе руководства.

Департамент по молодежной политике напрямую не занимается формированием имиджа руководящего состава. Благодаря участию высшего руководящего состава в мероприятиях и проектах проводимые Департаментом по молодежной политике происходит контакт между руководством вуза и основными целевыми группами (студенты, абитуриенты, партнеры) и формируется отношение вторых над первыми. И.о. ректора О. А Сотникова встречается с лидерами студенческих объединениями вуза [13 ] и через них транслирует видение руководящего состава преобразований университета всей студенческой среде, а лидеры студенческих объединений делятся своими идеями и пожеланиями, которые приведут к улучшению вуза.

Имидж руководящего состава Сыктывкарского университета спорный. В глазах внешней аудитории он высок. А вот, что касается внутренней аудитории из-за частых перестановок, различных негативных моментов имидж высшего руководства находится на значительно на низком уровне, который следует повышать системной работой в этой области.

5.    Важным компонентом имиджа вуза является имидж персонала. Образовательный процесс университета обеспечивают научно-педагогические работни общей численностью 434 человека, из которых 251 человек (58%) имеют ученую степень кандидата наук, а 64 -доктора наук (15%)[ 9 ].

В составе преподавателей университета работают ведущие ученые, представители органов власти Республики Коми, руководители предприятий и организаций, квалифицированные специалисты практики. 16 преподавателей университета входят в девять диссертационный советов научных учреждений и вузов Северо-Западного федерального округа (Северный государственный медицинский университет; Институт физиологии Коми научного центра УрО РАН; Санкт-Петербургский государственный университет; Северный Арктический федеральный университет; Вятский государственный университет и др.).

Деятельность департамента не влияет на имидж преподавательского состава.

В целом в Сыктывкарском университете высокий имидж научно -преподавательского состава. Высококвалифицированный коллектив, обеспечивающего динамичное развитие вуза как передового научно-образовательного учреждения. Созданы условия для профессионального роста и развития компетенций научно педагогических кадров. В целом студенты университета удовлетворены качеством преподавания. Но также есть и студенты, которые отмечают, что программа отстает от реальных требований рынка к специалисту в данной области, отсутствуют интерактивные методы преподавания и внедрения современных технологий.

6.         Сыктывкарский университет является социально ответственным учреждением. Происходит модернизация материально -технического оснащения вуза для создания доступной среды в университете для людей с ограниченными физическими возможностями. На базе универ ситета с 2000г. действует Юридическая клиника. Консультанты клиники - студенты старших курсов Юридического института СГУ им. Питирима Сорокина оказывают гражданам бесплатную правовую помощь по разъяснению правовых норм, составление документов (обращений, ж алоб, исковых заявлений), проводят мероприятия, направленные на правовое просвещение населения. Открыт Центр финансовой грамотности, организующий такие мероприятия, как публичные лекции, Дни финансовой грамотности. Университет выполняет социальные обязател ьства и обеспечивает гарантии перед сотрудниками и студентами, реализует социальные программы.

Департамент по молодежной политике активно участвует в формировании социального имиджа вуза. В Департамент входит Центр волонтерства и добровольчества [ 15 ]. Пять добровольческих объединений действуют в таких важных сферах, как уход за больными, поддержка пожилых, людей с ограничениями по здоровью, образование, спорт, культура, краеведение, поисковые движения, забота о природе и животных. [ 8 ].

Анализ элементов построения социального имиджа Сыктывкарского университета позволяет отметить, что несмотря на социальную открытость вуза, существуют проблемы в распределении стипендиального бюджета, но благодаря информационно -разъяснительной деятельности Профкома студентов и Объединенного совета обучающихся таких вопросов становится всё меньше.

7.    Визуальный имидж Сыктывкарского университета , который имеет 9 учебных корпусов, 4 из которых оборудованы для занятия лиц с граниченными возможностями здоровья. Имеются учебно- лабораторные кабинеты, кабинеты для самостоятельных работ обучающихся, актовые залы, столовые, библиотечный комплекс, спортзалы, общежития. Материально-техническая инфраструктура и визуальный облик имеющихся объектов различен. Некоторые из них являются ведущими, а некоторые нуждаются в модернизации и ремонте.

Фирменный стиль является основной составляющей визуального имиджа вуза. Присвоение СГУ им. Питирима Сорокина статуса опорного университета нашло отражение в элементах фирменного стиля вуза. Модернизированы существующие логотипы на русском и английском языках. Обновленный логотип и новые элементы фирменного стиля размещены на официальном сайте университета, используются в полиграфической продукции, выпущенной к приемной кампании 2017, модернизированы макеты бланочной продукции.

Департамент по молодежной политике оказывает большое влияние на формирование визуального имиджа вуза. К мероприятиям разрабатываются индивидуальный дизайн. На продукции используемой во время мероприятия (Афиши, банеры, ролапы, пригласительные, благодарности, сувенирная продукция) присутствуют элементы фирменного стиля университета.

В связи с получением статуса опорного вуза региона в Программе развития СГУ им. Питирима Сорокина на 2017-2018г. предусмотрен блок мероприятий, реализация которого приведет к повышению уровня узнаваемости и формирование позитивного образа вуза.

В данный блок вошли следующие мероприятия [ 16 ]:

1.         Проведение ребрендинга университета включающего разработку внедрение новых содержательных атрибутов бренда, подготовку брендбуков как на русском, так и на коми языке, а также на иностранных языках.

2.       Совершенствование информационной политики университета, в том числе реализация комплексного продвижения университета в социальных сетях, ведущих печатных и электронных информационных ресурсах Республики Коми и соседних субъектов Российской Федерации.

3.   Развитие сайта и собственных СМИ университета, включающего разработку новой версии сайта медиацентра VERBUM, периодическое издании молодежного глянцевого журнала «VERBUM», который распространяется не только в стенах, но и за пределами университета, в том числе на региональных авиалиниях компании «Комиавиатранс», подготовку англоязычной версии сайта в части перевода информации, предназначенной для иностранных студентов и партнеров вуза (международная деятельность, научные проекты и пр.).

В программе отражены также пункты, касающиеся модернизации материально-технической базы и социально культурной инфраструктуры университета, которые приведут повышению визуальной привлекательности материально-технической базы, доступности лицам с ограниченными физическими возможностями.

Благодаря качественно разработанному фирменному стилю университета, комплексному подход к разработке и внедрению дизайна при реализации крупных проектов, проведение на высоком уровне информационного сопровождения мероприятий проходящих в университете. Позволяет иметь высокий показатель визуального имиджа. Комплексная и планомерная работа по улучшению материально- технической базы приведет к повышению визуального имиджа вуза.

Анализ имиджа вуза и его влияния на формирование Департамента по молодежной политике Сыктывкарского университета позволяет сделать следующие выводы.

·                                                                    Департамент оказывает большое влияние на формирование имиджа вуза в целом.

·                                                                    Благодаря деятельности департамента визуальный, социальный, внутренний и имидж потребителя образовательных услуг находятся на уровне выше среднего.

·                                                                    Университету в целом, а департаменту, в частности, следует уделить внимание в системности в работе и постоянному поддержанию темпов деятельности.

·                                                                    Департамент по молодежной политике планомерно действует в реализации программы развития, следует придерживаться данного курса, что позволит оставаться в передовых подразделениях университета и благоприятно влиять в целом на имидж вуза.

Таким образом, анализ имиджа университета позволяет нам сделать соответствующие выводы.

·                                                                       Департамент оказывает большое влияние на формирование имиджа вуза в целом. Благодаря деятельности департамента визуальный, социальный, внутренний и имидж потребителя образовательных услуг находятся на уровне выше среднего. Университету в целом, а департаменту, в частности, следует уделить внимание в системности в работе и постоянному поддержанию темпов деятельности. Департамент по молодежной политике планомерно действует в реализации программы развития опорного вуза Коми, следует придерживаться данного курса, что позволит оставаться в передовых подразделениях университета и благоприятно влиять в целом на имидж вуза.

·                                             Имидж вуза – это динамичный процесс, ему стоит уделять постоянное внимание. Лишь при комплексной проработке можно будет увидеть результат. Департамент по молодежной политике СГУ им. Питирима Сорокина способствует повышению имиджа вуза. Модели проведения мероприятий, повышающих имидж вуза, проводимые Департаментом можно транслировать в другие области деятельности вуза.

 

Список источников и литературы

 

1. Pitirim Sorokin Syktyvkar State University - СГУ им. Питирима Сорокина. [Электронный ресурс] // Facebook     URL:   https://www.facebook.com/syktsu.ru/?hc_ref=ARQfdY8TgwlLYmflFfI- 5f2Whl4pomzkqH3i_3oq-aAq_mvQcDkxFeA_8VqBKbQNs7Q&fref=nf (Дата обращения: 13.05.2018). 2/.PRL:https://www.syktsu.ru/sveden/common/progamma_strategii_3%20%D0%B8%D1%8E%D0%BB% D1%8F%202017.pdf гг. (дата обращения 20.05.2017).

3.    Внеучебная деятельность. [Электронный ресурс]// СГУ им. Питирима Сорокина. [сайт] URL: https://www.syktsu.ru/about/Vneuchebnaj_Jizn/ (дата обращения 11.05.2018).

4.        КВН в СГУ им. Питирима Сорокина. [Электронный ресурс] // ВКонтакте URL: https://vk.com/kvnsyktsu (Дата обращения: 13.05.2018).

5.    Международная деятельность. . [Электронный ресурс]// СГУ им. Питирима Сорокина. [сайт] URL: https://www.syktsu.ru/about/md/ (дата обращения 20.05.2017).

6.        Облака LIVE – твой выпускной 2018. [Электронный ресурс] // ВКонтакте   URL: https://vk.com/oblakalive (Дата обращения: 13.05.2018).

7.        Образование. [Электронный ресурс]// СГУ им. Питирима Сорокина. [сайт] URL: https://www.syktsu.ru/edu/ (дата обращения 20.05.2017).

8.      Помочь собакам, которым повезло меньше [Электронный ресурс] // ВКонтакте URL: https://vk.com/verbum_syktsu (Дата обращения: 14.05.2018).

9.Программа развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» на период 2017-2021гг. [Электронный ресурс] // URL: https://www.syktsu.ru/sveden/common/progamma_strategii_3%20%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F%202017.pdf гг. (дата обращения 20.05.2017).

10.   Программа развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» на период 2017-2021гг. [Электронный ресурс] // URL: https://www.syktsu.ru/sveden/common/progamma_strategii_3%20%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F%202017.pdf гг. (дата обращения 20.05.2017)

11.    Российская студенческая весна в Республике Коми. [Электронный ресурс] // ВКонтакте URL: https://vk.com/studvesnakomi?w=wall-116854714_175%2Fall (Дата обращения: 13.05.2018).

12.   Сидорова В. Л. Формирование эффективного имиджа вуза // Вестник ВолГУ. №6. 2009. С. 14–16.

13.     Состоялась встреча Объединённого совета обучающихся с и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольгой Александровной Сотниковой. [Электронный ресурс] // ВКонтакте URL: https://vk.com/ososyktsu?w=wall-64543428_4475 (Дата обращения: 13.05.2018).

14.    Учеба в вузах Коми подорожала в два раза. [Электронный ресурс] //Информационное агенство  Комиинформ. [сайт]URL: https://komiinform.ru/news/150186/ (дата обращения 15.05.2018).

15.     Центр волонтеров СГУ им. Питирима Сорокина. [Электронный ресурс] // ВКонтакте URL: https://vk.com/dobro_rk11 (Дата обращения: 13.05.2018).

16.   Блок мероприятий 4.3. Управление репутацией университета, повышение уровня узнаваемости и формирование позитивного образа вуза. [Электронный ресурс] // Программа развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сыктывкарский государственный      университет      имени      Питирима      Сорокина»      на      период      2017-2021гг. URL:https://www.syktsu.ru/sveden/common/progamma_strategii_3%20%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D 1%8F%202017.pdf гг. (дата обращения 20.05.2017).