Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

    Маркетинговые услуги в России. Согласно оценке ОИРОМ, объем российского рынка маркетинговых исследований по итогам 2013 года составил 430 млн. долл., его годовой рост равен 10% в долларах США и 13% в рублях. Повод для оптимизма есть, так как год назад аналогичные темпы роста были ниже: 5% в долларах и 11% в рублях. Российский рынок маркетинговых услуг занимает 14 место в мире и 7 в Европе. За два года рынок России обошел рынки Голландии и Южной Кореи, и за ближайшие два года сможет опередить рынки Швеции и Мексики [2].

   Динамика рынка демонстрирует заметное замедление по сравнению с началом 2000-х годов (Рисунок 1).

Рис.1. Динамика рынка маркетинговых услуг в России 

     Также Россия остается одним из самых дешевых рынков в мире (Рисунок 2).

Рис.2. Индекс цен

 

     Даже если брать в расчет платежеспособное население крупных городов, объем исследований в России в два раза меньше, чем на развитых рынках (Рисунок 3).


Рис.3. Расходы на исследования на душу населения

  

     Можно сказать, что доля онлайн-исследований продолжает расти, и хотя все еще отстает от глобальной, сопоставима с такими странами, как Италия и Испания (Рисунок 4).


Рис.4. Динамика маркетинговых исследований

По отчетам ESOMAR за 2010 и 2013 гг., можно проследить изменения в структуре маркетинговых исследований [2].

 

Таблица 1 Структура российского рынка маркетинговых исследований 2010 – 2013 гг.


 

Параметр

 

Детализация/размерность

 

2010

 

2013

Среднее по миру, 2013 г

Место РФ в мировом рэнкинге MR

 

(по обороту)

 

16

 

14

 

-

Доля MR в рекламных затратах

 

%

 

2,5

 

4,5

 

н/д

MR на душу населения

долл. США

1,83

2,68

н/д

Доля оборота с

зарубежными партнерами (субконтраторами)

 

%

 

2

 

3

 

н/д

Доля "домашних" (российских) заказчиков

 

%

 

57

 

70

 

81

Доля международных заказчиков

 

%

 

43

 

30

 

19

 

 

Методы исследования

Количественные, %

75

74

80

Качественные, %

22

23

13

Другие, %

3

3

7

 

 

 

 

 

Количественные, %

Анкетирование по почте

1

0

3

Телефон

20

21

13

Интервью face-to-face

30

19

12

Онлайн-анкетирование

5

14

27

Исследования Интернет-аудитории

1

2

1

Автоматизированные диджитал- исследования

 

15

 

15

 

15

Другие количественные

3

3

7

 

 

Качественные, %

Фокус-группы

15

13

12

Глубинные интервью

5

5

2

Групповые дискуссии онлайн

1

2

1

Другие качественные методы

1

3

2

 

 

 

Дизайн исследований, %

Заказные (Adhoc)

67

68

41

Омнибус

3

2

2

Панельные исследования

17

19

25

Другие виды мониторинга

10

8

12

Другое

3

3

20

 

     По данным Табл.1 можно сделать  вывод, что российские исследователи активнее  стали взаимодействовать с зарубежными партнерами, передавая им часть работ на субподряд. Выросла доля российских клиентов, причем, реальные данные еще выше за счет исследований своими силами, все чаще выполняемых российскими компаниями. Этому способствует продолжающийся переход опытных и квалифицированных кадров из агентств на сторону заказчика.

    Сдвиг в сторону качественных методов говорит о том, что исследователи все чаще используют комплексные, в т.ч. новые методики. Эти методики не просто позволяют иначе смотреть на вещи, они оперируют с  данными,  которых раньше не было. Если раньше это было уделом «провидцев»,  то теперь заказчики чувствуют себя «в активном поиске» в массовом порядке [1, 3].

    Маркетинговые услуги в Республике Саха (Якутия). Ниже приведены услуги некоторых компаний г.Якутска, специализирующихся на маркетинговых исследованиях.

Таблица 2 Перечень маркетинговых услуг маркетинговых организаций


Наименование

Перечень услуг

Цены

1)Константа А, на рынке

с 2006 г.

-интервью, анкетирование

(уличные, квартирные, в местах продаж)

-телефонные опросы

-экспертные опросы

-фокус-группы

-мониторинг цен и ассортимента продукции

-тайный покупатель

договорная

2) Первая маркетинговая

компания, на рынке с 2011 г.

-маркетинговые услуги

-консультационные услуги

-услуги в сфере рекламы

-мониторинг цен и ассортимента продукции

-тайный покупатель

договорная

3) Республиканский

информационно- маркетинговый центр (Центр поддержки предпринимательства РС(Я)), на рынке с 2008 г.

-маркетинговые услуги

-консультационные услуги

-финансовая поддержка предприятий

-информационная поддержка предприятий

-организация семинаров и тренингов

-консалтинговые услуги

договорная

4) Кюн Дала, на рынке с

1999 г.

-   первичная рыночная разведка, изучение спроса;

-   массовые уличные и телефонные опросы по республике;

-   изучение достижений конкурентов;

-   тестирование рекламы, проведение презентаций товара и промо-акций;

-   разработка маркетинговой стратегии предприятия;

-   консультирование по вопросам развития качества продукции. Всеобщее управление качеством (TQM) на основе производственного опыта ―Toyota‖.

10тыс.р-

120тыс.р.

 

    Из рассмотренных предприятий, по широте услуг и опыту проведения исследований, наиболее конкурентоспособным является маркетинговое агентство Кюн Дала, клиентами которого являются такие предприятия как: ОАО  «ЯкутскийГормолзавод», рекламная группа «Ректайм», НКИК  «Бичик», ОАО «Алмазэргиэнбанк» и др.

   В целом можно отметить, что рынок маркетинговых услуг в Республике Саха (Якутия) находится в стадии своего качественного становления. Для маркетинговых центров характерно наличие проблемы, связанной с нехваткой, дефицитом высокопрофессиональных кадров. Многие квалифицированные специалисты находят более высокооплачиваемую работу. Также интенсивному развитию рынка маркетинговых услуг в республике препятствует низкий уровень платежеспособного спроса.

    Несмотря на существующие проблемы, в целом можно ожидать увеличения ассортимента и повышения качества маркетинговых услуг, профессионализации рынка, роста опыта и требований клиентов.

 

Список литературы

1.     Европейское общество по опросам общественного мнения и маркетинговых исследований (ESOMAR) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esomar.org

2.     Объединение исследователей рынка и общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oirom.ru

3.     Шайхлисламов В.А. Особенности развития рынка маркетинговых консалтинговых услуг в России // Российское предпринимательство. — 2012. — № 24 (222). — c. 98-102.