21 декабря 2016г.
Международный бизнес предполагает ведение деловых операций партнерами нескольких стран (к примеру: закупка сырья и материалов в одной стране с перевозкой на территорию другой страны для дальнейшей обработки /сборки; транспортировка готовой продукции для продажи в розничной сети; строительство заводов в зарубежных странах с использованием дешевой рабочей силы; использование кредита другой страны для финансирования операций в другой стране. Стороны, участвующие в данных сделках, представляются как физическими лицами, так и отдельными компаниями (группами компаний) и государственными организациями.
Внутреннее предпринимательство сводится к выполнению деловых операций, не выходящих за границы одного государства, в то время как международные деловые операции пересекают эти границы. Отличия международного бизнеса от внутреннего следующие:
- страны, вовлеченные в международный бизнес оперируют разными валютами (возникает необходимость конвертирования валюты);
- расхождения между правовыми системами стран (необходимо привести их в соответствие с местным законодательством);
- культурные различия стран, вынуждающие формировать стратегию поведения;
- состав и объем доступных ресурсов каждого государства (запасы природных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.);
- способы производства продукции и типы выпускаемых продуктов в различных государствах отличаются.
На современной стадии развития международного бизнеса наблюдаются глубокие изменения во всей системе – усиление процесса глобализации, что ведет к взаимозависимости и взаимовлиянию международного бизнеса государств мировой экономики. В связи с процессом глобализации ни одно явление в обществе, независимо от того, какого оно характера - экономического, политического, юридического - нельзя рассматривать изолированно.
Глобализация в международном бизнесе проявляется в активизации в последние годы деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и в появлении глобальных ТНК.
Можно выделить 3 основные группы организационных форм международного бизнеса в России:
– с закреплением юридического статуса в стране базирования - создание юридических лиц (предприятия с иностранными инвестициями);
– с закреплением их налогового статуса, но без создания юридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридических лиц);
– на договорных отношениях (без создания юридических лиц и закрепления налогового статуса).
Влияние транснациональных компаний на международный бизнес вне зависимости от уровня их развития возрастает. Выделяется 7 ведущих российских корпораций в рейтинге FT Global 500 2014, имевших в 2014 году наибольшие долгосрочные производственные активы за рубежом: ОАО «Газпром», «Роснефть», «Сбербанк России», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «НОВАТЭК», «Норильский Никель» (так, 5 - нефтегазодобывающие, 1 - представитель банковского сектора, и 1 - компания, занимающаяся промышленными металлами и горной добычей).
В 2014 году, российские компании упали в рейтинге FT Global 500 2014, «Газпром» с 57 места, упал до 83; «Роснефть» с 81 на 122 место; «Сбербанк России» с 97 на 177 место; ЛУКОИЛ с 142 на 206 место; ОАО «Сургутнефть» с 231 на 332 место; «НОВАТЭК» с 297 на 350 место; «Норильский Никель» с 277 на 417 место. Такое снижение позиций вызвано снижением цен на нефть, со сложившейся ситуацией на Украине и негативным отношением других стран к России (санкции).
Отметим, что рыночная экономика в России по-прежнему находится в стадии формирования.
Развитие международного бизнеса в Российской Федерации имеет много отличий от предпринимательства в других странах:
– недостаточно информации о рынке, состоянии отрасли, а так же недостаточно консультационных, обучающих и прочих информационных ресурсов;
– проблемы с управлением (нехватка опыта и требуемых знаний);
– низкая техническая оснащенность;
– низкая самоорганизация;
– российские предприятия малого бизнеса не умеют работать слаженно, а стремятся к самостоятельности;
– российские предприятия сразу ориентируются на широкий сегмент рынка;
– сложная экономическая обстановка и приспособление к ней;
– необходимо налаживать отношения с властными структурами на всех уровнях;
– адаптация бизнеса к кризисным явлениям и к коррупции.
Однако отметим, что каждая кризисная ситуация несет в себе потенциальные возможности для бизнеса.
Например, директор светогорской бумажной фабрики International Paper Стив Деррик в ходе закупки и отладки новой бумагоделательной машины опоздали из-за технических проблем с установкой корпуса машин. При этом, сотрудники фабрики знали о проблеме, но боялись рассказать начальству. В итоге International Paper запустило программу информирования персонала, с предусмотрением отмены штрафов за неумышленные ошибки, совершенные сотрудниками.
В силу указанной специфики бизнеса в России, развитие международного бизнеса идет в данной стране путем, отличным от пути классической рыночной экономики.
Например, когда должен был открыться первый из российских магазинов IKEA в Подмосковье, руководству компании запретили открываться, так как местный бюрократизм не решил своевременно вопроса с инспекцией здания.
Уважение и поддержание добрых отношений с представителями власти - это неотъемлемая традиция ведения бизнеса в России.
Примеры успешного ведения международного бизнеса в России показывают, что лидируют те компании, которые активно и аккуратно адаптируются под местную специфику, изучая результаты своей деятельности и вовремя реагируя на обстоятельства.
Осложняет ведение международного бизнеса в России и несовершенная законодательная база государства и проблемы с налоговой системой. Предприятия обязаны проходить множество проверок и отчитываться перед большим количеством инстанций, плюс жесткие налоговые вычеты и штрафы в случае опоздания с оплатой.
Усугубляет развитие международного бизнеса и высокая стоимость аренды производственных площадей. Выходом может стать кооперация предприятий. На сегодняшний практикуется больше франчайзинг, лизинг и т.д.
В кадровой подготовке нужно решать сразу несколько задач: найти квалифицированных сотрудников, мотивировать их и изыскать средства на обучение.
Из-за нестабильного финансового положения российского населения сложно отдавать большие средства за товары, что влияет на отсутствие платежеспособности населения и спроса.
Исторически, многие европейские компании стали «пионерами» с точки зрения инвестиций в Россию (такие как компании «Метро» и «Ашан» -розничная торговля, «Рено» - промышленная сборка автомобилей, «Нестле» и «Юнилевер» - производство продовольственных товаров. Но Европа – инвестирование не взаимно.
В свою очередь, состояние в целом по стране отражается на ее регионах.
Республика Дагестан занимает выгодное геостратегическое положение для развития международного бизнеса, являясь самым южным регионом России и имея прямой выход к международным морским путям. Республика граничит по суше и морю с пятью государствами - Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном.
Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский международный морской торговый порт - единственный незамерзающий порт России на Каспии, находящийся в выгодном географическом положении в зоне тяготения грузов международных транспортных коридоров Север - Юг, Восток - Запад и с потенциально мощным нефтекомплексом.
Республика Дагестан имеет международный аэропорт, развитую сеть автомобильных дорог. Через республику проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального значения.
Через Дагестан проходит автодорога международного значения Ростов-Баку.
Основными действующими пассажирскими линиями являются Москва-Баку, Киев-Баку, Москва- Тбилиси и другие. Построенная в 90-х годах железнодорожная линия Кизляр-Карланюрт связывает Дагестан с Центром по второй ветке и сокращает путь следования товаров из Европы и России в Азию и обратно.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий и посреднических фирм по продвижению дагестанских товаров за рубежом и привлечению иностранных капиталов последние годы малоэффективна, что явилось причиной сокращения внешнеторговых связей.
Так, внешнеторговый оборот Республики Дагестан (включая неорганизованную торговлю) за 2015 год составил 355,1 млн. долларов США и уменьшился в 1,9 раза по сравнению с 2014 годом[1].
Объем экспортных поставок составил 51,7 млн. долларов США и уменьшился в 2,3 раза, чем за соответствующий период предыдущего года, объем импортных поставок (включая неорганизованную торговлю) – 303,4 млн. долларов США и уменьшился в 2 раза.
Внешнеторговый оборот республики (включая неорганизованную торговлю) за 6 месяцев 2016 года оценочно составил 96,6 млн. долл. США, или 66,83% к соответствующему периоду 2015 года.
Объем экспортных поставок составил 21,5 млн. долл. США, или 113,29 % к соответствующему периоду предыдущего года. Объем импортных поставок (включая неорганизованную торговлю) составил 75,1 млн. долл. США, или 59,8 % к соответствующему периоду 2015 года.
Внешнеторговые отношения в экспортных операциях наиболее активно поддерживались с Азербайджаном, Ираном и Ираком, в импортных операциях наиболее активно поддерживались с Азербайджаном, Китаем, Чешской республикой и Ираном.
Крупнейшими участниками внешнеэкономических связей в республике являются: ООО «Элит», ООО «Эксим», ООО «Стандарт», ООО «РИО», ООО «Альфа».
Структура экспортно-импортных операций во многом формировалась сложившейся экономической конъюнктурой на рынках России и зарубежных стран. Значительное преобладание в экспорте сырьевой составляющей связано с тем, что предприятия республики слабо ориентированы на производство конечной продукции и развитие внешнеэкономических связей за счет расширения своих экспортных возможностей. Экспорт в основном составляют следующие виды продукции: лесоматериалы, мазут топочный, овощи (картофель, лук), семена подсолнечника, шерсть овечья, рыба (скумбрия, минтай), мука пшеничная, стеклянные емкости (банки, кувшины).
В 2016 году оборот оценивается в объеме 361,3 млн. долл. США и увеличился на 1,7% к соответствующему периоду 2015 года. Объем экспортных поставок в 2016 году оценочно составит 53,5 млн. долл. США, что на 3,5% больше чем в 2015 году, объем импортных поставок (включая неорганизованную торговлю) составит 307,8 млн. долларов США, что на 1,5% больше чем в 2015 году[2].
Предприятия республики слабо ориентированы на развитие внешнеэкономических связей и расширение своих экспортных возможностей, так же не используются возможности Торгово- промышленной палаты РД[3].
Однако дагестанская делегация ежегодно принимает участие в работе заседаний Межправительственной комиссии по вопросам приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, а также в международных форумах, выставках-ярмарках, семинарах.
За последние годы наблюдается некоторый интерес к республике, как к инвестиционно- привлекательному региону России.
Основным проблемами ведения международного бизнеса в Республике Дагестан являются: высокая ресурсоемкость и затратность производства, преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, существенный износ основных производственных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления. Решению проблем должно способствовать развитие механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещающего производства, государственная поддержка экспорта наукоемкой продукции в различных формах, дальнейшее развитие инфраструктуры.
Приоритетным направлением развития международного бизнеса республики является привлечение иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов и создание максимально благоприятных условий, способствующих активному притоку инвестиций в экономику республики.
Деятельность в данной сфере будет направлена на дальнейшее расширение экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, обеспечение наилучших условий доступа дагестанских товаров и услуг на мировые рынки.
Под основными отраслями привлечения иностранных инвестиций выделяют сельское хозяйство, промышленность и туризм.
Материалы Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан. 2016 г.
2 Данные Федеральной таможенной службы РФ. http://www.customs.ru
3 Данные Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан за 2014-2015 годы.
Список литературы
1. Данные Федеральной таможенной службы РФ. http://www.customs.ru
2.Данные Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан за 2014-2015 годы.
3. Материалы Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан. 2016 г.