Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДОЛГОВОЙ КРИЗИС В ГРЕЦИИ КАК ПРЕДВЕСТНИК АПОКАЛИПСИСА ДЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЕВРОЗОНЫ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
13 января 2016г.

   Вероятно, что каждый из нас хоть раз слышал о «Четырех всадниках Апокалипсиса». Данный термин употребляется для описания четырёх героев из 6-ой главы Откровения Иоанна Богослова, заключительной книги Нового Завета. Каждый из всадников связан с какими-либо бедствиями: Бог призывает их и одаряет силой распространять хаос и разрушение в мире. Так Завоеватель несет Мор и Чуму, а имена трех последующих, мы думаем, говорят сами за себя: Война, Голод и Смерть. К чему же столь неэкономическое вступление? На наш взгляд, долговой кризис в Греции можно сравнить с третьим всадником, но обо всем по порядку.

     Греция, признанная в 2001 году развитой, уже в 2013 году стала первой в мире страной, которая потеряла статус развитого государства. Что же произошло с экономикой Греции?

     Ситуация на «родине Олимпийских игр» не всегда ведь была так плачевна. После II мировой войны Грецию охватило экономическое чудо, о чем свидетельствуют темпы прироста ВВП, которые в среднем составляли 7 % в период между 1950 и 1973 годами [2].

   С тех пор Греция осуществила ряд структурных и экономических реформ, не без внушительной финансовой поддержки Европейского союза. В 2001 году Греция примкнула к Еврозоне. На протяжении дальнейших нескольких лет ежегодный прирост ВВП по-прежнему превышал уровень большинства партнёров «земли Эллады» в ЕС. В начале 2000-х Греция была одним из основных инвесторов в экономике едва ли не всех её балканских соседей.

    2007 год для Греции был результативен: средний работник имел доход приблизительно 20$ в час. Средний заработок на душу населения возрос с 30 661 в 2008 году до 31 704,028 долларов США в 2009 году. По покупательной способности народонаселения Греция в 2009 году заняла 25 место в мире. Вместе с тем численность нетрудоустроенных граждан возросло с 9,8% в октябре 2009 года до 12,6% в сентябре 2010 года и до 13,5% в октябре 2010 года [3].

   В силу мирового экономического кризиса финансовая сторона вопроса в Греции в конце 2009 года была в сложном состоянии: дефицит бюджета составил 12,7% ВВП, когда в Еврозоне разрешенный предел составлял 3% от ВВП. В 2010 году статистическая служба Европейского союза пересмотрела эту цифру и повысила поначалу до 13,6% ВВП, а затем уже и до 15,4%.

    Руководство страны начало обширную программу приватизации и дважды выпускало глобальные ценные бумаги, но, как бы там ни было, уже весной 2010 года экономика страны оказалась на грани дефолта, что обвалило европейскую валюту до уровня годового минимума.

     23 апреля 2010 года Греция официально просит финансовой поддержки от Европейского Союза, дабы избежать риска банкротства. 16 членов Евросоюза и МВФ договорились о выделении финансовой помощи Греции в размере 110 млрд. евро (80 млрд. от ЕС и ещё 30 млрд. от МВФ) при условии, что правительством будет введена жёсткая программа экономии — сокращение и замораживание заработной платы, повышение возраста выхода на пенсию, повышение налогов. Данные меры обернулись для страны волной забастовок, массовых акций протеста и беспорядков. Ради наполнения «налоговой корзины» правительство также объявило налоговую амнистию и начало активную борьбу с коррупцией среди должностных лиц государственного уровня.

    Первый пакет помощи Греции был одобрен 3 мая 2010 года. К марту 2012 года страна получила 72,8 млрд. евро. Летом 2011 года совокупный внешний государственный долг Греции уже катастрофические превысил 140% от ВВП (240 млрд. евро), ведь только в 2009 году страна взяла взаймы около 80 миллиардов евро, или 30 % ВВП [1].

    22 июня 2011 была принята среднесрочная программа жесткой экономии нового министра финансов Евангелоса Венизелоса. Она предусматривала снижение размера минимального индивидуального дохода, который облагается налогом на прибыль, с 12 тыс. до 8 тыс. евро в год. Предполагалось, что подобные меры позволят сократить бюджетный дефицит к 2015 году до 1 % ВВП. Принятие программы вызвало новую волну протестов, которые перерастали в массовые беспорядки.

    2 июля 2011 министры финансов стран Еврозоны приняли решение о предоставлении 5-го транша Греции в размере 12 млрд. евро, который поступил  уже 15 июля 2011  года. 27 октября 2011 года на саммите глав ведущих стран Евросоюза была достигнута договорённость о списании половины долга Греции частным инвесторам, а это около 100 млрд. евро.

   По состоянию на ноябрь 2011 года дефицит бюджета, в результате роста его расходной части и сокращения налоговых поступлений из-за массовых забастовок, снова возрос и составил 20,1 млрд. евро, или 11% ВВП.

   21 февраля 2012 года на встрече министров финансов Еврозоны была принята программа, согласно которой Греция получит еще 130 млрд. евро до 2014 года, а частные кредиторы спишут 53,5% долгов государства по облигациям, то есть 107 млрд. евро. Однако, чтобы принять это соглашение, правительству страны пришлось пойти на непопулярные меры и снизить минимальную заработную плату до 600 евро в месяц, что стало очередным толчком для массовых акций протеста.

    Второй пакет финансовой помощи Греции был одобрен 1 марта 2012 года, и включал в себя 34,5 млрд. евро из первого пакета и дополнительные 130 млрд. евро. Денежные средства перечислялись траншами.

    В январе 2015 года в Греции состоялись очередные парламентские выборы, на которых одержала победу Коалиция радикальных левых (СИРИЗА). В Греции было сформировано новое правительство во главе с премьер-министром Алексисом Ципрасом. На очередных переговорах с кредиторами со стороны нового правительства было заявлено, что Греция рассчитывает на списание и реструктуризацию части долга. Новый министр финансов Греции Янис Варуфакис заявил, что Афины не намерены вести сотрудничество с «тройкой» европейских кредиторов. Подобные резкие заявления привели к взрывному росту доходности по десятилетним облигациям, которая за несколько дней подскочила с 8,5 до 11% годовых [5].

    30  марта  2015  Алексис  Ципрас  заявил,  что  Греция  до  июня  рассчитывает  начать  переговоры о реструктуризации государственного долга добиваясь от кредиторов списания большей части долга, который на тот момент превысил 324 млрд. евро или 180% ВВП страны. При этом политик сделал акцент на том, что «откровенные и жесткие переговоры» будут идти до конца. Эти заявления стали причиной снижения курса евро по отношению к доллару США.

    В июне 2015 года Греция отказалась перечислить очередной платеж в МВФ. Взамен греческие власти попросили фонд объединить четыре июньских транша, которые они хотят перечислить 30 июня. Если суммировать все транши, то всего в июне 2015 года Греция должна погасить 1,23 млрд. Международный валютный фонд приостановил переговоры с Грецией, потому что стороны не сумели достичь прогресса в обсуждении проблемы долга Афин. Алексис Ципрас и его делегация отвергли предложение о продлении нынешнего соглашения о помощи. Премьер-министр Греции после очередной неудачной серии переговоров с представителями «тройки» и государств ЕС, объявил о проведении 5 июля 2015 года национального референдума о принятии условий финансовой помощи.

   Правительство Греции приостановило работу кредитных организаций: банков и биржи до 6 июля и ввело контроль за движением капитала, чтобы предотвратить отток денег за границу. Финансовые рынки отреагировали на происходящие события беспрецедентным обвалом — все без исключения значимые биржи закрылись в минусе. На 30 июня 2015 года греческий долг достиг суммы в 312,7 млрд. евро.

    1 июля 2015 Греческое правительство допустило дефолт, не переведя Международному валютному фонду транш в размере 1,54 млрд. евро в рамках погашения задолженности. Наконец, в начале августа 2015 года Греция и тройка международных кредиторов страны согласовали условия предоставления стране третьего пакета финансовой помощи в надежде, что третья программа финансовой поддержки поможет Греции рассчитаться по долгам, избежать дефолта и остаться в Еврозоне.

   Для получения кредита Афины выполнили условие европейских кредиторов и создали новый приватизационный фонд, куда переведут государственные активы на 50 млрд. евро. Если рассуждать, то фактически часть экономики страны будет около 30 лет работать на погашение нового госдолга. Получение нового пакета помощи, скорее всего, приведет к тому, что государственная задолженность Греции еще больше возрастет в 2016 году - до 201% от объема внутреннего валового продукта (ВВП) [4].

    Вероятно, что Грецию ждет банкротство, причины которого комплексны и сложны. С одной стороны, греческое правительство с момента введения евро осознанно и регулярно подправляло данные об экономической и финансовой ситуации в стране, чтобы показать годовой дефицит бюджета на уровне не более 3% ВВП. Данный уровень позволял иметь открытый доступ к новым заимствованиям по  низкой процентной ставке. Годовой бюджет Греции долгие годы был дефицитным, при этом дефицит был плохо структурированным, и доходная его часть регулярно не исполнялась. Для покрытия дефицита Греция была вынуждена постоянно принимать новые долговые обязательства, что вело к росту задолженности. Невозможность обслуживания госдолга привела к падению кредитного рейтинга страны, и она потеряла доступ к дешёвым свободным финансовым ресурсам на рынке. Это, в свою очередь, усугубляет ситуацию с дефицитом бюджета, который растёт ещё больше, и круг замыкается. И так как страна не имеет собственной валюты, она не может допечатывать деньги, чтобы разрядить ситуацию через рост инфляции.

   С другой стороны, финансовый кризис в Греции напрямую связан с мировым финансовым кризисом. Экономика Греции оказалась особенно чувствительна к нему, так как сильно зависит от состояния в туристической сфере услуг.

     Нельзя не отметить, что в плачевном состоянии экономики Греции есть и вина Еврогруппы, особенно Германии, которая требует от Греции проводить политику жесткой экономии, ещё больше загоняющей экономику в кризис. Условия, связанные с предоставлением третьего пакета помощи Греции, являются «уничтожением национального суверенитета». Роль парламента Греции будет сведена к формальному одобрению указаний «тройки» кредиторов.

   Есть группа авторов, которые связывают причины долгового кризиса Греции с особенностями греческой культуры — принятием коррупции в обществе, обычаем избегать налоговых платежей, сознательной подтасовкой финансовой отчетности на государственном уровне. Большинство же авторов признают, что греческое правительство, безусловно, плохо управляло финансами страны, однако «затягивание долговой удавки» может привести страну к социокультурной катастрофе с далеко идущими последствиями для всей европейской истории.

    Чем не Голод? Гипотетический выход Греции это риски: репутационные, риски падения евро, а также плохой пример для других участников союза. Смерть Еврозоны стоит на пороге: за одним государством «поползет» другое и так до полного разобщения. Ведь нельзя упускать из внимания тот факт, что Греция – это не единственная проблема Старого Света. В последнее время в Испании и Португалии общественное мнение все более предпочтительно принимает сторону евроскептиков. Аналогичную картину можно наблюдать в Италии, где в соответствии с опросами лидирующее положение занимают четыре партии, которые явно выступают за выход из Европейского союза. Уже «прозвенел первый звоночек»: Каталонский парламент утвердил резолюцию, провозглашающий отделение от Испании и начало создания республики. Но захочет ли Каталония быть частью Евросоюза?



Список литературы

1.      Бикбаева А., Копосов А. «Влияние долгового кризиса Греции на еврозону»// в сборнике: современное состояние и перспективы развития научной мысли сборник статей международной научно-практической конференции. 2015. с. 12-14.

2.      Ивинг Дж., Хили Дж. «Беспокойство в Европе из-за понижения рейтинга греческих облигаций»// «Нью- Йорк таймс». 27 апреля 2010.

3.      Квашнин Ю. «Современная Греция в мировой экономике и политике»// Институт мировой экономики и международных отношений РАН. Москва, 2013.

4.      Колодко Г.В. «Влияние долгового кризиса Греции на развитие европейской интеграции»// Российский внешнеэкономический вестник. 2015. т. 2015. № 8. с. 3-8.

5.      Соколовская О.В., Хесин Е.С. Современная Греция в мировой экономике и политике / Отв. ред. – Ю.Д. Квашнин. – М.: ИМЭМО РАН, 2013. – 184 с.