Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ СО СТОРОНЫ ЗАПАДА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Российская Федерация выступает активным участником на мировом рынке. В структуре торговли высока доля импорта по различным отраслям производства. В связи с чем, изменения внешнеэкономических взаимоотношений с разными странами оказывают значительное влияние на состояние и развитие экономической среды в нашей стране.

За последние несколько лет произошли значительные изменения во внешнеторговых связях России. В связи со сложившейся в 2014 году внешнеполитической обстановкой Российская Федерация оказалась в международной изоляции со стороны стран запада. Инициатором введения санкций стали США. Их политика нашла поддержку в лице глав ведущих государств и руководства Евросоюза. Позднее к санкциям присоединились некоторые другие государства – партнеры США и ЕС. В свою очередь Российской Федерацией были предприняты ответные меры, включающие в себя запрет ввоза в страну сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из этих стран.

Введение санкций и применение ответных мер негативно сказались на экономической ситуации внутри страны, вызвали существенный рост цен и ослабление курса рубля. В результате произошло сокращение по большей части макроэкономических показателей.

Так, по оценкам Минэкономразвития в IV квартале 2014 года темпы прироста ВВП к соответствующему периоду предыдущего года составили -0,2%, что говорит о постепенном ослаблении динамики развития. С начала года произошёл значительный рост цен – на 11,4%, а потребительская инфляция составила 2,6% (для сравнения аналогичные показатели в 2013 году – 6,5% и 0,5% соответственно). Реальная заработная плата в декабре 2014 г. сократилась на 4,7%. Снизились показатели развития по основным видам экономической деятельности. Наибольший спад был отмечен в инвестиционной деятельности. По итогам 2014 года инвестиции в основной капитал сократились на 2,5%. Прирост производства машин и оборудования снизился на 7,5%, производства изделий из дерева – на 5,3%. В целом промышленное производство сократилось на 1,7%. В сфере сельского хозяйства произошло падение индекса производства на 2,5% по сравнению с данными 2013 года. Экспорт и импорт товаров сократился на 30,2% и 24% соответственно. [3].

По данным Минэнерго России, в декабре 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. экспорт нефти в физическом выражении снизился на 22,8%, газа природного – на 19,8%, каменного угля – на 4,1%. Положительное сальдо торгового баланса в декабре 2014 года составило 9,9 млрд. долларов США, что на 42,1% ниже данных 2013 года. Кроме того, произошло ослабление курса рубля, которое по расчётам на декабрь 2014 года составило 34,5% к доллару США. [3].

Таким образом, введение санкций и принятие ответных мер негативно сказалось на экономической ситуации в стране. В той или иной мере это затронуло все отрасли производства. В части сельского хозяйства и производства продовольственной продукции одним из наиболее важных вопросов стал вопрос об организации импортозамещения.

Россия обладает огромнейшим сельскохозяйственным потенциалом – одним из крупнейших в мире. На её долю приходится более половины черноземных почв, 20% запасов пресной воды, 9% мировой пашни. Агропромышленный комплекс является одной из наиболее важных отраслей экономики России. Здесь сосредоточено около 13% основных производственных мощностей, 14% трудовых ресурсов, производится порядка 6% валового внутреннего продукта.[4]. Обеспечение функционирования эффективного агропромышленного комплекса выступает одним из основных условий стабильности страны. Однако на сегодняшний момент сельскохозяйственная отрасль находится на уровне развития, не достаточном для обеспечения производства и предоставления на внутренний рынок всех наименований продуктов, на которые предъявляется спрос со стороны потребителей. Поэтому наложение эмбарго, значительно сократившее ассортимент предлагаемой продукции, привело к необходимости принятия мер по развитию данной отрасли для компенсации потерь от ограничений импорта.

Правительством Российской Федерации был опубликован список продуктов питания и сельхозпродукции, на импорт которых был наложен запрет в соответствии с реализацией контрсанкций. В него вошли: мясо крупного рогатого скота (свежее, охлажденное и замороженное); свинина (свежая, охлажденная или замороженная); мясо и пищевые субпродукты домашней птицы; мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое; рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные; молоко и молочная продукция; овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды; фрукты и орехи; колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови, а также готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе; готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров; молокосодержащие продукты и продукты на основе растительных жиров [7].

Для преодоления негативных последствий введения санкций и обеспечения отечественного производства части ранее импортируемых товаров в сфере сельскохозяйственной отрасли была разработана и принята специальная программа развития сельского хозяйства до 2020 года [6].

Кроме того, 27 марта 2015 года распоряжением Минсельхоза России № 24р был утвержден перечень инвестиционных проектов, нацеленных на развитие импортозамещающих производств. В перечень вошли 464 проекта, относящихся к сфере сельского хозяйства, в том числе 49 – по строительству и модернизации теплиц, 48 – по строительству и модернизации овощехранилищ, 4 – по переработке плодов и ягод, 166 – по молочному скотоводству и переработке молочной продукции, 79 – по свиноводству, 65 – по птицеводству, 53 – по мясному скотоводству [1].

По данным Росстата, опубликованным в ежегодном сборнике «Россия в цифрах», в период с 2013 по 2017 года наблюдаются следующие изменения в объёмах продукции сельского хозяйства:

  

Таблица 1.  

Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)



1992

2000

2005

2010

2012

2013

2014

2015

2016

Хозяйства всех

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

категорий

в том числе:

сельскохозяйственные

организации

67,1

45,2

44,6

44,5

47,9

47,6

49,5

51,5

52,8

хозяйства населения

31,8

51,6

49,3

48,3

43,2

42,6

40,5

37,4

34,7

крестьянские (фермерские)

хозяйства1)

1,1

3,2

6,1

7,2

8,9

9,8

10,0

11,1

12,5

Источник: [10].

 

Исходя из представленных данных, видно, что показатели производства сельскохозяйственной продукции в разных категориях с каждым годом увеличиваются. Исключение составляют хозяйства населения, где наблюдается понижение процента, что говорит о низком производстве в этой сфере. В целом же можно сказать, что реализация мер развития сельского хозяйства положительно сказывается на развитии данной отрасли. Это имеет большое значение для развития экономики страны в целом и нивелирования негативных последствий санкционных ограничений.

Планируется, что к 2020 году индекс производства сельхозпродукции составит не менее 119,6 процента, а индекс объема инвестиций в основной капитал достигнет отметки в 141,9 процента [4]. В конечном итоге после проведения ряда мероприятий по развитию сельского хозяйства к 2020 году должен возрасти удельный вес российских продовольственных товаров в общем объёме продовольственной продукции.

Предполагается, что общий объём продукции сельского хозяйства к 2020 году по сравнению с аналогичным показателем 2012 увеличится приблизительно на 25%, а уровень рентабельности должен возрасти на 9-14%. На данный момент по итогам мониторинга результатов показателей сельскохозяйственной отрасли Россия обеспечена собственным картофелем, зерном, маслом и сахаром более чем на 90%, а мясом птицы и свинины на 70% [5]. По многим подотрослям сельского хозяйства наблюдается устойчивый рост.

По данным Федеральной таможенной службы России за первое полугодие 2017 года экспорт сельхозтоваров и продовольствия составил 7345,7 млн. долл. США, что на 17,7% превышает аналогичные показатель 2016 года. Наибольшая доля экспорта пришлась на зерновые культуры – 37,1%. На втором месте –    экспорт рыбы и рыбной продукции (19,7%). Далее идут растительные масла (15,4%), в том числе подсолнечное (11,3%), отходы и остатки пищевой промышленности (5,0%), табачные изделия (2,9%) и шоколад (1,5%).

Кроме того, был отмечен рост экспорта свинины в 2 раза по сравнению с 2016 годом (что составило 9,2 тыс. тонн). Объёмы экспортных поставок мяса птицы возросли в 1,5 раз (до 49,8 тыс. тонн), пшеницы – на 21,3% до 11275,7 тыс. тонн, ячменя – на 8,2% до 1111,9 тыс. тонн, сахара – более чем в 66 раз до 115,4 тыс. тонн.




Таблица 2. Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации


Источник: [10].

 

По мнению многих экономистов санкции стали толчком к расширению развития российского сельхозпроизводства. В условиях санкций российские предприятия получили возможность для наращивания объёмов производства. Ограничительные меры Запада против России подготовили хорошую почву для развития данного сектора экономики. Однако, как видно из данных таблицы 2, импортозамещающее производство растёт довольно медленными темпами, а по отдельным категориям продукции наблюдается его спад в 2016 году.

Сокращение конкуренции на внутреннем рыке, а также ослабление курса рубля в результате санкций и импортных ограничений привели к росту цен на отечественную сельскохозяйственную продукцию. Так, по данным Росстата цены на продовольственные товары по итогам третьего квартала 2017 года в среднем увеличились на 2,8% по сравнению с 2016 годом. В частности, средние потребительские цены на молочную продукцию возросли на 3,1-8,8% (в зависимости от вида продукции), на свинину – на 0,1%, на говядину – на 1,5%. [3].

Подводя итог, можно сказать, что санкции, введённые по отношению к России со стороны стран Запада, негативно сказались динамике экономического развития страны. В области сельского хозяйства ограничение импортных поставок привело с одной стороны, к значительному сокращению предложения на рынке сельхозпродукции, увеличению темпов продовольственной инфляции, а также росту цен по многим категориям продуктов. Но, с другой стороны, ограничительные меры в определённой степени способствовали росту производственных показателей сельскохозяйственной отрасли. Возникшая необходимость замещения импортных товаров продуктами отечественного производства привела к расширению деятельности сельхозпредприятий. Однако на данный момент потенциал российского сельского хозяйства реализован далеко не полностью. У России имеются огромные возможности и большие объёмы ресурсов, задействование которых позволит вывести сельскохозяйственную отрасль на новый, более высокий уровень развития. Грамотное их использование, реализация государством политики поддержки развития отечественного сельского хозяйства помогут вывести страну в число лидеров по экспорту продукции за рубеж.



Список литературы

 

1.       Информационные материалы ФГБУ «Спеццентручет в АПК». Сентябрь – октябрь 2015 г.

2.     Министерство сельского хозяйства Российской [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mcx.ru/press-service/news/intervyu-aleksandra-tkacheva-po-itogam-sammita-ministrov-selskogo- khozyaystva-stran-g20-rossiyskaya-/

3. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru

4.Сельхозпортал              [Электронный              ресурс].              —              Режим              доступа: https://сельхозпортал.рф/analitika/gosudarstvennye-programmy-na-razvit/

5.Состояние дел и перспективы развития российского сельского хозяйства/ Пресс-служба Минсельхоза России. — М.: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 4 декабря 2015

6.Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 10.11.2017) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"

7.Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778 о мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"

8.СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 9.Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2015 г. № 320 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krmlin.ru/acts/bank/39797

10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа :http://www.gks.ru/.

11             .Цхададзе Н.В. Продовольственная безопасность России в условиях экономических санкций запада// Экономические вызовы западных санкций против России: общие и особенные черты. Монография / Под ред. М.Л.Альпидовской - Краснодар, 2016.-187 с.

12             .Цхададзе Н.В.Кризис экономического развития России: последствия экономических санкций // Экономические вызовы западных санкций против России: общие и особенные черты. Монография / Под ред. М.Л.Альпидовской - Краснодар, 2016.-187 с.

13. Цхададзе Н.В. Современные тенденции развития аграрного сектора в России// Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней. Монография. /Под ред. проф. Сидорова В.А., поф. Ядгарова Я.С., доц. Чапли В.В.- Краснодар, 2016.- 497 с.

14.Цхададзе Н.В. Риск возникновения кризисных процессов и экономического застоя в современной России// Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Монография. /Под ред. проф. Сидорова В.А., поф. Ядгарова Я.С., доц. Чапли В.В.- LSP, 2017.- 620 с.