В теории современного менеджмента система управления трактуется как совокупность решений и организационных инструментов, таких как тип стратегии управления, модель управления, модель развития организации, система показателей для контроля за деятельностью организации [1], инструменты контроля.
Практический подход к разработке модели управления на основе концепции процессного подхода включает в себя следующие шаги: составление списка операции в соответствии с технологией производства и распространения продукции; определение границ процессов и их количества; классификацию и установление типа процесса; построение модели процессной структуры и модификацию организационной структуры, моделирование и оптимизацию процессов; выбор системы показателей для измерения результатов процессов и их прохождения, разработку инструментов контроля за процессами [2].
Используем предложенную технологию для построения процессных структур медиа организации на примере издательства. Издательство – организация, или, выражаясь современным языком, медиа-компания, занимающаяся редакционной и издательсткой деятельностью [3]. В нашем примере, выпускающая книги и сериальные издания (журналы).
Проанализировав технологические операции с учетом имеющейся организационной структуры, составим таблицу распределения функций по структурным подразделениям издательства (табл. 1, 2).
Таблица 1 – Описание операций издательства
|
№ |
Название операции |
Структурное подразделение |
Название документа, регламентирующего операцию |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
Получение средств от продажи изданий |
Бухгалтерия |
Договора на распространение изданий, договора на прямые продажи |
|
2 |
Реклама изданий |
Отдел маркетинга (ОМ) |
Нет |
|
3 |
Заключение договоров на распространение изданий и прямых договоров купли-продажи |
Отдел продаж |
ГК РФ, устав организации |
|
4 |
Разработка и принятие стиля макета изданий |
Производственный отдел, редакции |
Нет |
|
5 |
Принятие графика выпуска изданий |
Типография, редакции, производственный отдел, распространители |
Договоры на распространение, на печать тиражей |
|
6 |
Поиск заказов на рекламные материалы |
Отдел маркетинга |
Нет |
|
7 |
Прием авторских оригинал-макетов рукописей |
Редакция |
Рубрики издания |
|
8 |
Формирование портфеля редакции |
Редакция |
Нет |
|
9 |
Заключение договоров на размещение рекламы |
Отдел маркетинга |
ГК, устав организации |
|
10 |
Выставление счета на оплату рекламных модулей (РМ) |
Бухгалтерия |
Договор с рекламодателем |
|
11 |
Оплата счетов по размещению РМ |
Бухгалтерия |
Договор с рекламодателем |
|
12 |
Получение гарантийного письма по оплате РМ |
Бухгалтерия |
Договор с рек-ламодателем |
|
13 |
Получение информации об оплате размещения РМ в номере |
Бухгалтерия |
Счет или гарантийное письмо |
|
14 |
Формирование состава статей и рекламных материалов номера издания |
Редакция |
Рубрики издания требования к рекламным модулям |
|
15 |
Редактирование материалов номера |
Редакция |
Нет |
|
16 |
Верстка номера |
Производственный отдел |
Стиль макета номера |
|
17 |
Вычитка, корректура номера |
Редакция |
Нет |
|
18 |
Контроль материалов номера |
Редакция |
Договора на размещение рекламы, стиль макета, рубрики издания |
|
19 |
Определение тиража номера |
Отдел продаж |
Заказ-наряд распространи-телей, договора на прямые продажи |
|
20 |
Подпись номера «в свет» |
Редакция |
График выпуска |
|
21 |
Передача оригинал-макета номера в типографию |
Производственный отдел |
График выпуска, договор с типографией |
|
22 |
Получение счета к оплате печати тиража номера |
Производственный отдел |
Договор с типографией |
|
23 |
Передача счета к оплате |
Производственный отдел |
Договор с типографией |
|
24 |
Оплата счета печати тиража |
Бухгалтерия |
Договор с типографией |
|
25 |
Печать тиража номера |
Типография |
Договор с издательством |
|
26 |
Получение готового тиража номера |
Склад |
Договор с типографией |
|
27 |
Отправка тиража в пункты приема распространителей |
Типография |
Договор с издательством |
|
28 |
Отправка по почте номеров изданий покупателям в редакции и рекламодателям |
Склад |
Договор купли-продажи, договор на размещение рекламы |
|
29 |
Получение счетов от распространителей за услуги сбора заказов и экспедирования |
Бухгалтерия |
Договора на распространение изданий |
|
30 |
Оплата счетов от распространителей за услуги сбора заказов и экспедирова-ния |
Бухгалтерия |
Договора на распространение изданий |
Таблица 2 – Распределение функций по структурным подразделениям издательства
|
Название структурного подразделения |
Название функций |
Характер подразделения |
|
1 |
2 |
3 |
|
Генеральный директор |
Управление, контроль |
обслуживающее |
|
Главный редактор |
Формирование тематической политики издательства, поиск авторов, решение о приеме авторских рукописей к изданию |
обслуживающее |
|
Отдел кадров |
Формирование штата специалистов, оформление документов по кадровым вопросам |
обслуживающее |
|
Бухгалтерия |
Учет финансовых средств, ведение финансовых документов |
обслуживающее |
|
Одел продаж |
Заключение и ведение договоров на распространение, обслуживание, прямых продаж в издательстве |
производственное |
|
Отдел маркетинга |
Продвижение изданий, поиск рекламодателей |
обслуживающее |
|
Производственный отдел |
Верстка изданий, ведение договора с типографией, передача материалов на печать |
производственное |
|
Склад |
Складирование готовых тиражей |
производственное |
|
Хозяйственная служба |
Материальное обеспечение жизнедеятельности издательства |
обслуживающее |
По полученным данным: распределение функций, движение материального и информационного потоков — составим карту связей между структурными подразделениями издательства. Отметим, что основу создают вертикальные связи, горизонтальные связи формируются только между бухгалтерией, отделом кадров, хозяйственной службой и производственными подразделениями. В качестве недостатка формирования связей и, следовательно, движения информационного потока можно отметить отсутствие связей между отделом маркетинга, отделом продаж, информационным отделом и производственными подразделениями.
Подготовленная характеристика организации с позиции процессного подхода, выявление технологических операций, обеспечивающих выполнение функций конкретными структурными подразделениями и установление движения материального потока и связей между подразделениями [4], выраженными информационным потоком позволяет провести работы по определению границ и типов существующих процессов издательства (табл. 3). Это следующие процессы: производство изданий; продажа изданий; продвижение и продажа мест в изданиях под рекламные материалы; финансовая поддержка, информационная поддержка, обеспечение жизнедеятельности организации и управление персоналом.
Таблица 3 – Классификация процессов издательства «как есть»
|
Название процесса, номер |
Тип процесса |
Подразделение — участник |
|
1 |
2 |
3 |
|
Управление |
основной |
Генеральный директор, главный редактор |
|
Производство изданий |
основной |
Редакции, производственный отдел, информационный отдел, типография |
|
Продажа изданий |
основной |
Отдел продаж, склад, бухгалтерия |
|
Продажа площадей изданий под рекламу |
основной |
Отдел маркетинга, бухгалтерия |
|
Финансовая поддержка |
вспомогательный |
Бухгалтерия |
|
Управление персоналом |
вспомогательный |
Отдел кадров |
|
Информационная поддержка |
вспомогательный |
Информационный отдел |
|
Обеспечение жизнедеятельности организации |
вспомогательный |
Хозяйственная служба |
Как видно из таблицы 3, все процессы разделены на основные и вспомогательные в соответствии с установленными в исследовании принципами. Основными процессами являются процессы управления организацией, производство изданий, продажа изданий и площадей под рекламу. Вспомогательными процессами являются: финансовая поддержка, информационная поддержка, обеспечение жизнедеятельности организации и управление персоналом.
По результатам проведенной классификации процессов данной организации, построим модель процессной структуры «как есть» (рис. 1). Анализ состава операций выявленных процессов показывает, что есть «узкие места» и необходимость ввести изменения некоторых процессов.
Построенная модель отражает фактическое состояние управления объектом, можно отметить
сильную централизацию, выраженную в отсутствии горизонтальных
связей, обеспечивающих движение
информационного потока между подразделениями.
Процесс управления не обеспечивается информацией о деятельности организации и, следовательно, решение задач стратегического развития происходит на интуитивном уровне, а не на основе фактов. Процесс информационной поддержки в данной организации выражается в операциях программно- аппаратной поддержки и производства электронных архивов периодических изданий. В таблице 1 нет операций реализующих функции маркетинговой поддержки, за исключением операций размещения рекламы собственной продукции в своих изданиях. Еще одно замечание, производство электронных форм архивов изданий не встроено в единый технологический процесс. Электронные архивы производятся автономно с использованием результатов некоторых технологических этапов процесса производства изданий, такое дублирование работ снижает эффективность получаемых в результате продуктов.
По результатам анализа ситуации можно определить следующие направления оптимизации модели: соединение родственных операций разных процессов в один процесс и формирование недостающих процессов.
Более детальное изучение организации продажи позволяет предложить объединение двух процессов обеспечивающих продажи изданий и площадей под рекламу в один процесс. Это создаст возможность большей координации контроля поступающих средств от продаж по времени и количеству и более точно и своевременно формировать информацию о размерах оплаченного тиража при сдаче номеров в печать.
Объединение процессов производства периодических изданий и информационной поддержки создаст основу для гармонизации процессов создания всех форм представления журнала, и бумажной и электронной. Еще одним доводом к такому решению может быть то, что работы входящие в процесс информационной поддержки обеспечивают программно-аппаратную поддержку верстки, редактирования, корректуры. С учетом предложенных изменений можно предложить обновленный перечень процессов (табл. 4).
Таблица 4 – Классификация процессов издательства «как надо»
|
Название процесса, номер |
Тип процесса |
Подразделение — участник |
|
1 |
2 |
3 |
|
Стратегическое управление |
основной |
Генеральный директор, главный редактор |
|
Производство изданий |
основной |
Редакции, производственный отдел, |
|
|
|
информационный отдел, типография |
|
Продажа изданий и услуг по рекламе |
основной |
Отдел продаж, склад, бухгалтерия, отдел маркетинга |
|
Маркетинговая поддержка |
вспомогательный |
Отдел маркетинга |
|
Финансовая поддержка |
вспомогательный |
Бухгалтерия |
|
Управление персоналом |
вспомогательный |
Отдел кадров |
|
Обеспечение жизнедеятельности организации |
вспомогательный |
Хозяйственная служба |
Основные процессы: стратегия развития, производство изданий, продажа изданий и услуг по рекламе. Вспомогательные процессы: маркетинговая, финансовая поддержка, управление персоналом и процесс жизнеобеспечения деятельности организации [6]. Работы по совершенствованию процессов в данном случае также можно включить в процесс стратегического развития. Альтернативой может служить вариант — создание вспомогательного процесса «совершенствование процесса». Так как функции маркетинга не развиты в данной организации, в число новых процессов, для построения модели «как надо», включен процесс «маркетинговая поддержка». Для издательства, выпускающего контент в форме материального объекта: книги, журналы, электронные формы продуктов, выполнение этих функций обязательно, особенный акцент в формировании процесса «маркетинговая поддержка» необходимо сделать на таких направлениях, как маркетинговый анализ внешней и внутренней среды издательства и формирование маркетинговой стратегии [5]. В результате предложенных изменений и дополнений модель процессной структуры издательства может иметь следующий вид (рис. 2).
Полученный вариант процессной структуры также проанализируем с позиции затрат на реализацию процессов. Рассмотрим структуру затрат по процессам издательства (табл. 5). Полученные данные используем для проведения сравнения процессов по соотношению — затраты и значимость процесса (рис. 3) для потребителя в формировании цепочки ценности изданий.
Таблица 5 – Структура затрат издательства на реализацию процессов
|
Название процесса |
Суммарное значение долей процессов (%) |
Доля процесса в функционировании организационной структуры (%) |
|
1 |
2 |
3 |
|
Производство изданий (о) |
40,93 |
40,93 |
|
Стратегия развития (о) |
66,30 |
25,37 |
Продажа изданий и услуг по рекламе (о) | 87,20 | 20,90 |
Финансовая поддержка (в) | 92,55 | 5,35 |
Маркетинговая поддержка (в) | 97,58 | 5,03 |
Обеспечение жизнедеятельности организации (в) | 99,41 | 1,83 |
Управление персоналом (в) | 100,00 | 0,59 |
Для выделения группы наиболее значимых процессов издательства построим кривую Лоренца.
Анализ графика (рис. 3) позволяет выделить группу процессов формирующую 80% себестоимости
контента (изданий), это первые три значения на графике. Наиболее значимыми для потребителя являются
процессы производства изданий, стратегия развития, продажа изданий
и услуг.
Моделирование процессных структур организации позволяет руководителю получить целостную картину деятельности и инструмент для адаптации организации к изменяющимся условиям рынка [7] .
Список литературы
1. Бескоровайная С.А. Системы внутреннего контроля в управлении полиграфическим предприятием. // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии, 2008. № 9. С. 32-40.
2. Косова, Л.Н. Метология управления бизнес-процессами организации медиаиндустрии: монография / Л.Н. Косова; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2012. — 166 с.
3. Мерзликина Е.М., Бескоровайная С.А. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в полиграфии: Учебное пособие. - М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2012. – 252c.
4. Нугманов, В.Ю. Перспективы реинжиниринга: теоретическая состоятельность и применимость в России / В.Ю. Нугманов // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2010. – № 4. C. 174– 182.
5. Тамбовцев В. Л. Институциональный рынок как механизм институциональных изменений // В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. – 2011. – № 5. С. 25– 38.
6. Рамперсад Х. К. Универсальная система показателей деятельности / Хьюберт К. Рамперсад. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. – 352 с.
7. Черняк В. З. Оценка бизнеса / В. З. Черняк. — М.: Финансы и статистика, 2016. – 463 с.