Аннотация: В статье раскрываются экономические характеристики малого, среднего и крупного предпринимательства. Авторы рассматривают отрасли, в которых более широко развито предпринимательство в России, делая особый акцент на малый и средний бизнес нефтегазовой отрасли.
Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, МСП, крупный бизнес, предприятие, отрасли, нефтегазовая отрасль.
На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду и характеру деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно- экономическим формам, степени использования наемного труда и т.д.
По размерам предприятия подразделяются на малые, средние, крупные.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее [4].
Только крупные предприятия располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами, а значит, способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, определяющие важнейшие технологические сдвиги. В то же время необходимо отметить, что в последнее время возросло количество малого и среднего предпринимательства (МСП).
Малое предпринимательство – это предпринимательство, которое базируется на деятельности малых предприятий, которые формально не входят в объединения. Малое предприятие имеет независимость в осуществлении своей хозяйственной деятельности и в распоряжении выпускаемой продукцией и прибылью [2].
Средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии является главным критерием, на основе которого предприятие относится к субъектам малого предпринимательства. Для малых предприятий этот критерий составляет до 100 человек включительно. Также критериями отнесения к малому предпринимательству выступают: объем оборота, прибыль, доход, величина активов, размер уставного капитала и т.д. Выручка организации от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 400 миллионов рублей.
Малому предпринимательству присущи следующие преимущества:
– более низкая потребность в первоначальном капитале;
– относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности;
– возможность быстро реагировать на изменения на рынке;
– сравнительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;
– рост числа рабочих мест, что способствует увеличению занятости населения.
По мнению Лановой О.Г., малый бизнес – это, прежде всего создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов [3]. Таким образом, малый бизнес играет в экономике любой страны огромную роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны.
Практика показывает, что среднее предпринимательство в России не выделяется в отдельную категорию. В основном употребляют термины: «средний и крупный бизнес» или «малый и средний бизнес».
Среднее предпринимательство – это компании с установленными оборотами и количеством сотрудников. Эти компании являются лидирующим сегментом в производстве и продвижении новых товаров.
Средняя численность работников, занятых за отчетный период в компании, для среднего предпринимательства составляет 101-250 сотрудников. Выручка организации от реализации составляет от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей.
К основным преимуществам среднего предпринимательства можно отнести:
– создание новых рабочих мест;
– высокая эффективность капиталовложений;
– более высокая доходность;
– большая конкурентоспособность и мобильность.
Среднее предпринимательство – это основа общественного бытия. Данный вид предпринимательства занимает промежуточное положение между крупным бизнесом, над которым осуществляет контроль государство, и малым предпринимательством, который выполняет функции обслуживания.
Рассмотрим отрасли, в которых развито малое предпринимательство в России.
Таблица 1 – Показатели развития малого предпринимательства в различных странах
|
Страны |
Количество малых предприятий, тыс.ед. |
Доля работающих в общей численности занятых, % |
Доля малых предприятий в ВВП страны, % |
|
Великобритания |
2630 |
49,0 |
50-53 |
|
Германия |
2290 |
46,0 |
50-54 |
|
Италия |
3920 |
73,0 |
57-60 |
|
Франция |
1980 |
54,0 |
55-62 |
|
США |
19300 |
54,0 |
50-52 |
|
Япония |
6450 |
78,0 |
52-55 |
|
Россия |
836,2 |
9,6 |
10-11 |
Из данной таблицы видно, что развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России. В настоящее время в наиболее развитых зарубежных странах предприятия МСП составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий [1].
Крупный бизнес – это большой независимый субъект с юридическими правами, который производит большое количество продукции, выполняет работы и оказывает услуги для удовлетворения потребностей потребителей.
Крупные компании насчитают тысячу и более сотрудников, годовая выручка от продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг составляет не менее 400 миллионов рублей.
Рассмотрим основные преимущества крупного предпринимательства:
– способность обеспечить стабильность экономики в стране в целом;
– способность изменять внешнюю среду предпринимательства;
– экономия на издержках производства;
– вклад больших капиталов в развитие, внедрение современных технологий и т.д.
Таким образом, крупное предпринимательство оказывает большое влияние на национальную экономику. Именно в крупном предпринимательстве в России сосредоточены основные денежные потоки. На долю крупного бизнеса приходится 70-80% национального ВВП.
Рассмотрим, в каких отраслях развито крупное предпринимательство в России, и сравним со средним предпринимательством (таблица 2) [7].
Таблица 2 – Развитость крупного и среднего предпринимательства в различных отраслях в России
|
Отрасль |
Крупный бизнес в данной отрасли, % |
Средний бизнес в данной отрасли, % |
|
Торговля |
36,3 |
63,7 |
|
Пищевая, легкая, мебельная |
18,6 |
81,4 |
|
Строительство |
22,6 |
77,4 |
|
Финансы, аренда, недвижимость |
71,2 |
28,8 |
|
Машиностроение |
38,2 |
61,8 |
|
Химия |
18 |
82 |
|
Электроэнергетика |
40,2 |
59,8 |
|
Нефть, газ, нефтепродукты |
92,1 |
7,9 |
|
Транспорт, связь |
84,3 |
15,7 |
|
Металлургия и металлообработка |
80,8 |
19,2 |
|
Наука, образование, здравоохранение |
27 |
73 |
|
Прочие полезные ископаемые |
57,1 |
42,9 |
|
Сельское, рыбное, лесное хозяйство |
0 |
100 |
|
Прочие |
41,8 |
58,2 |
Можно сделать вывод, что в нефтегазовой отрасли более развит крупный бизнес. На долю среднего предпринимательства в данной отрасли приходится всего лишь 7,9%.
Таким образом, в России средний и крупный бизнес занимают главное положение в экономике. На долю данных предприятий приходится около 80% валового внутреннего продукта. Крупное предпринимательство наиболее развито в нефтегазовой отрасли. А малый бизнес только еще находится на первом этапе своего развития и его доля на данный момент мала. Россия находится на последнем месте по развитию малого и среднего предпринимательства, а особенно в отраслях добычи углеводородного сырья.
Формирование малых и средних рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям. С одной стороны, устойчивой тенденцией является концентрация производства и глобализация бизнеса [5]. С другой стороны, от роста малого и среднего предпринимательства в сферах и подотраслях экономики, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников, выиграют не только частные предприниматели, но и государство в целом. Следовательно, нефтегазовая отрасль России также должна использовать преимущества такой формы предпринимательства, как МСП.
Список литературы
1. Девятаева Н.В., Базарнова Т.А. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения / Н.В. Девятаева // Молодой ученый. — 2014. — №4.
2. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста // ИНФРА-М, 2009.
3. Нурмухаметов А.В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны [Текст] / А.В. Нурмухаметов // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014.—С.16-19.
4. Тасмуханова А.Е. Экономика предприятий: учебное пособие. – Уфа: Издательство УГНТУ, 2010. – 221с.
5. Тасмуханова А.Е. Оценка и управление рисками: учебное пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2011. – 142с.
6. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т.А. Финк // Молодой ученый. —2012. — №4.