На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.
Китай является четвертым по значению (после Германии, США и Италии) в объеме внешнеторгового товарооборота России. В свою очередь Российская Федерация входит в десятку крупнейших партнеров Китайской Народной Республики. Также следует отметить положительную динамику роста внешней торговли РФ и КНР в последние годы. Особо стремительно растут обороты торговых отношений в области доставки товаров с Таобаоcn.shopotam.ru, являющийся русскоязычным сервисом покупок на Taobao. Здесь представлен обширный каталог популярных вещей и изделий.
Экономика Китайской Народной Республики в настоящее время стабильно развивается. Однако по оценке экспертов Азиатского банка развития вскоре произойдет замедление темпов роста экспорта этой страны, то есть экономике Китая необходимо «осуществить мягкую посадку».
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество — одно из приоритетных направлений взаимодействия двух государств. Две державы являются не только пограничными государствами, но и торговыми партнерами (Рисунок 1). Международная интеграция стран в мировое экономическое пространство становится исключительно важным обеспечением взаимовыгодного, эффективного партнерства между государствами, а для увеличение темпов развития КНР необходимо увеличить трансграничное экономическое сотрудничество с РФ, в том числе с Дальневосточным регионом Российской Федерации.
Одним из способов экономического роста ДВР может стать трансграничное сотрудничество с КНР. Китай имеет большой опыт трансграничной торговли. В последние годы Дальнему Востоку стала принадлежать значительная роль в формировании товарной структуры российского экспорта в Китай и страны Северо- Восточной Азии. Однако развитие приграничной торговли сопряжено с многочисленными политическими и экономическими трудностями. Трансграничное сотрудничество Дальнего Востока и КНР затруднено из-за многих факторов. Активное освоение Дальневосточного региона представителями китайских диаспор и бизнеса вызывает тревогу местного населения. Во внешнеторговом обороте Дальневосточного региона России и Северно- Восточного Китая преобладает торговля, а не инвестиции. Торговля с КНР отличается нестабильностью, что препятствует увеличению товарооборота. Товарная структура российско-китайской торговли в последние несколько лет не претерпевает существенных изменений. В структуре китайского экспорта преобладают изделия легкой промышленности и переработанные сырьевые товары, а также электротехнические товары. Кроме того, сохраняется низкое качество китайских товаров. С российской стороны во внешнеторговом обороте преобладает сырьевая структура, а не разработки «высоких технологий». В расчетах товарооборота РФ и КНР существуют расхождения в официальных данных. Более того, различия в подсчетах объемов товарооборота России и Китая весьма существенны. Расчеты в приграничной торговле весьма сложны и непрозрачны, так как практикуются нелегальные переводы денег. Действительно, проконтролировать денежные вложения китайских бизнесменов очень сложно, тем не менее, Россия и Китай совершенствуют систему торговых расчетов. Для стимулирования торгового оборота в приграничных районах Китая и ДВР вводятся рублево-юаневые расчеты. Расчеты проводятся через Хабаровский, Читинский и Благовещенский филиалы ВТБ, а также через три приграничных филиала китайского Промторгбанка, который является крупнейшим коммерческим банком страны. Однако китайские банки не всегда готовы предоставить коммерческие кредиты бизнесу в необходимом объеме.
Таким образом, рассматривая основные направления развития приграничной и трансрегиональной торговли КНР и РФ, можно отметить, что взаимовыгодное торговое сотрудничество развивается и расширяется.
Используя стандартный институт ― специальную экономическую зону, можно подобрать подходящие для КНР и РФ правила внешней торговли в региональном контексте. Данную концепцию развития трансграничной торговли ДВР и северных провинций КНР следует считать весьма перспективной для дальнейшего развития внешнеторговой стратегии регионов Дальнего Востока России. В результате реализации этих позитивных тенденций пограничная материковая часть Дальнего Востока начнет выполнять роль «инфраструктурного стыка» или «инфраструктурного моста» между Россией и Европой с одной стороны, и странами АТР, в первую очередь СВА («Большой тройки»), с другой. Следует отметить, что в случае исключения из процессов экономической интеграции в СВА, Россия может оказаться на периферии глобализационных процессов в Юго- Восточной Азии [1].
Вопрос о двухстороннем (в том числе и региональном) сотрудничестве России и Китая в области торговли и экономического развития не следует рассматривать только в рамках Всемирной Торговой Организации. ВТО — это не единственное политико-правое пространство, регулирующее торгово-экономические отношения. Поэтому России следует развивать сотрудничество в каком-либо проекте регионального сотрудничества. Весьма перспективным направлением российско-китайской торговли становится экспорт российских энергетических ресурсов, что создает предпосылки для развития торгового оборота с КНР. Для этого предстоит создать систему внешнеторговых и инвестиционных стимулов, направленных на развитие экспортно-ориентированных производств в сырьевых секторах экономики Дальнего Востока.
Современная политика трансграничной торговли регионов России с Китаем определяется в настоящее время в большей степени тактическими экономическими интересами сторон, однако необходимо в большей мере решать перспективные, стратегические задачи (Табл.1).
Для интенсификации российско-китайских трансграничных торговых отношений необходимо развивать российско-китайское экономическое, научно-техническое сотрудничество и взаимодействие в сфере инвестиций. Однако прямое субсидирование определенных ориентированных на экспорт в Китай отраслей (наподобие стимулирования развития бизнеса в Китае) будет приводить к консервации используемых технологий, на основе которых невозможно достичь конкурентоспособности на мировом рынке.
Таблица 1 Перечень объектов инфраструктуры Приморского края и Хабаровского края с Хэйлунцзянским экономическим поясом земно-морского шелкового пути
|
№ п.п. |
Наименование объекта |
Состояние |
|
1 |
Железнодорожный мост от Тонцзяна Китая до Нижнеленинска |
Успешно проводится строительство с Китайской стороной данного объекта. |
|
2 |
Приморье-1 Владивосток-Гродеково- Суйфеньхэ-Харбин международный транспортный коридор и строительство пограничных пунктов |
КНР и РФ стороны составляют группу экспертов, обсуждают содержании проекта строительства, стандарт строительства и т.д. |
|
3 |
Перестройка трансграничной ж.д. от Суйфеньхэ КНР до Гродеково РФ. |
Обе стороны обсуждают данный объект как важную часть международного транспортного коридора Приморье-1 |
|
4 |
Хэйлунцзянский шоссейного моста от Хэйхэ до Благовещенска |
Начальная часть объекта завершена КНР. Российская сторона должна скорее начать строительство своей части объекта. |
|
5 |
Трансграничная зона торгово- экономического сотрудничества в Большом Уссурийском острове |
Часть проектов российской стороны Большого Уссурийского острова утверждена РФ в формате зоне опережающего развития. Часть проектов КНР утверждена Государственным советом Китая в контексте демонстрационной зоны для РФ. |
|
6 |
Железная дорога от Дуннина КНР до Уссурийска РФ |
Предлагается Дальневосточному отделению ж.д. и Приморскому краю организовать начальную работу объекта. |
Источник: [6]
Для увеличения российского экспорта в Китай России важно развивать перерабатывающие отрасли. Вескими причинами для этого являются ограниченность природных ресурсов в долгосрочной перспективе и высокая доходность в таких отраслях, по сравнению с сырьевыми секторами экономики. Пример Китая демонстрирует успешный результат развития перерабатывающих отраслей, который проявляется в совокупном росте ВВП страны.
Одним из инструментов такой поддержки устойчивого развития перерабатывающих производств являются зонтичные структуры, как определяющие элементы инновационно-инвестиционной политики и инфраструктуры и, как форма повышения инвестиционной привлекательности территории [4]. В настоящее время наполнением данного направления политики в Российской Федерации является создание территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке (ТОСЭР).
«Зонтичные» структуры включают в себя технополисы, научно-технологические парки, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и другие формы, а в иерархическом их отношении первый уровень занимают особые экономические зоны и технополисы, второй – технопарки, третий или низший уровень – инновационные центры, бизнес-инкубаторы и теплицы.
В китайской практике существует несколько разновидностей свободных экономических зон (СЭЗ): пять особых экономических районов (ОЭР), 54 государственные зоны технико-экономического развития (ГЗТЭР), 53 зоны развития новой и высокой технологии государственного значения (ЗРНВТ), 15 беспошлинных зон (БЗ), 14 приграничных зон экономического сотрудничества (ЗПЭС), 57 экспортно-производственных зон (ЭПЗ) [2, 3].
Главное назначение технопарков заключается в усиление инновационного стиля развития с целью повышения эффективности хозяйствования всех субъектов данных образований и территории. Важнейшей функцией бизнес-инкубаторов является поиск источников инвестиций, создание соответствующей инфраструктуры для НИОКР и внедрения наработок, ориентация на нововведения предпринимателей, экономия общехозяйственных расходов, обеспечение безопасности, формирование хорошего имиджа предприятия, предоставление инфраструктуры и посреднических услуг.
В Китайской народной республике характеристика и стимулирование инноваций и инвестиций в СЭЗ весьма разнообразны (Табл.2).
Одной из задач такого российско-китайского взаимодействия выступает создания целостной инфраструктуры межстранового трансфера технологий, играющего ключевую роль в обеспечении инновационного процесса. К таковым инфраструктурным объектам сегодня относится Хейлунцзянский центр Китайско-российского научно-технического сотрудничества.
Таблица 2 Характеристика моделей развития СЭЗ КНР
|
Модель |
Цель создания |
Льготы и преференции |
Специализация |
Функции |
|
Зона свободной торговли (ЗСТ) |
поощрение внешней и транзитной торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек |
освобождение от таможенных пошлин |
свободные порты и зоны, беспошлинные, банковские и страховые зоны, зоны свободного предпринимательства |
внешняя и транзитная торговля |
|
Экспортно- производ- ственные зоны (ЭПЗ) |
развитие приоритетных отраслей промышленности, развитие депрессивных регионов, стимулирование экспорта, привлечение инвестиций |
специальный таможенный режим, налоговые и финансовые льготы, снижение и отмена пошлин, регулирование подоходного налога, налоговые вычеты (НИОКР, кадры) |
зоны свободного предпринимательства , зоны технико- экономического развития |
обрабаты- вающая промышленност ь, ее ориентация на экспорт |
|
Комплексн ые зоны (КЗ) |
развитие внешней торговли, экспортозамещающего производства, финансового и страхового рынков, коммуникаций, туризма |
благоприятный валютный, финансовый, фискальный режим, высокий уровень секретности, лояльность властей |
сервисные зоны, оффшорные зоны, налоговые гавани, зоны технико- экономического развития |
комплексообразо вание, концентрация, кооперация и специализация |
|
Научно- промышлен ные парки (НПП) |
развитие НТП, генерация предпринимательства, в НИОКР, создание малых предприятий на основе коммерциализации нововведений |
поощрение венчурного бизнеса, налоговые льготы, механизмы соединения науки, инноватики и производства |
технополисы, технопарки, зоны развития новых и высоких технологий, инновационные центры |
концентрация НИР, проектных, НПО предприятий, привлечение инвестиций |
Источник: [2].
Примерами проектируемых и уже реализуемых зонтичных структур в составе экономического земно- морского шелкового пути Китая является создание Китайско-Российской трансграничной научно-технической зоны «Суйфеньхэ Пограничный», где предусматривается интеграция внутренних и зарубежных зон Суйфеньхэ, развитие глубокой деревообработки, современной логистики, производства «зеленого питания», электронной торговли, фотоэлектрической, биологической медицины; а также другие проекты на Дальнем Востоке РФ (Табл.3).
Таблица 3 Проекты провинции Хэйлунцзяна на Дальнем Востоке Российской Федерации.
|
Наименование зоны |
Место нахождения |
Состоян ие |
Срок строител ьства |
Главные содержание и масштабы строительства |
|
Псковская зона деревообработки в |
п. Псково Еврейской автономной |
В строител ьстве |
2009г. |
Промышленность глубокой деревообработки, площадь освоения 500 тыс. м2; капиталовложения на |
|
п.Псково |
области |
|
|
инфраструктуру 20,92 млн. долларов США |
|
Амазарская зона торго- экономического сотрудничества |
п.Амазар Забайкальского края |
В строител ьстве |
2011г. |
Деревообработка, производство целлюлозы, площадь освоения 4,570 млн. м2 м; капиталовложения на инфраструктуру 75,64 млн. долларов США. |
|
Зона торгово- экономического сотрудничества в Уссурийске |
г.Уссурийск Приморского края |
В строител ьстве |
2006г. |
Обувь, производство одежды, деревообработка, площадь освоения 540 тыс. м2; капиталовложения на инфраструктуру 180 млн. долларов США. |
|
«Хуаюй» зона торгово- экономического сотрудничества |
Октябрьский район Приморского края |
В строител ьстве |
2006г. |
Легкая промышленность, логистика, сельское хозяйство; площадь освоения 4 млн. м2; капиталовложения на инфраструктуру 125 млн. долларов США. |
|
«Хуасинь» Зона о современном сельскохозяйственно м экономическом сотрудничестве |
Приморский край |
В строител ьстве |
2004г. |
Сельскохозяйственное производство, площадь освоения 1,56 млн. м2; капиталовложения на инфраструктуру 36,5 млн. долларов США. |
|
«Найли» промышленная зона в Биробиджане |
Район г. Биробиджан Еврейской автономной области |
В строител ьстве |
2009г. |
Деревообработка, площадь освоения 770 тысяч м2; капиталовложения на инфраструктуру 35 млн. долларов США. |
|
Китайско-Российская торгово-экономи- ческая зона по деревообработке в г.Дальнереченск |
г.Дальнереченск Приморского края |
В строител ьстве |
2011г. |
Деревообработка, площадь освоения 2 млн. м2; капиталовложения на инфраструктуру 20 млн. долларов США |
Источник: [1].
Таким образом, торговое партнерство РФ и КНР имеет тенденцию к развитию и основано не только на сырьевом экспорте, но и на обмене высокими технологиями. Долгосрочными целями сотрудничества двух стран являются развитие производительных сил, наращивание и укрепление промышленного потенциала, повышение жизненного уровня населения двух стран на основе создания совместных предприятий, а также совместных инвестиционно-инновационной инфраструктуры - зонтичных структур на трансграничных территориях.
Список литературы
1. Головач, В.М. Беларусь-Дальний Восток-Китай: к многообразию «шелковых путей» / В.М. Головач // Власть и управление на Восток России. – № 3 (72). – 2015. – С. 30-34.
2. Го, дисс. …к.э.н. / Шухун Го. – Хабаровск, ТОГУ, 2010. – 131 с.
3. Зубарев, А.Е. Классификация и характеристика свободных экономических зон (СЭЗ) КНР / А.Е. Зубарев, Го Шу Хун // Власть и управление на Востоке России. – 2008. – № 4. – С. 18-24.
4. Механизмы управления устойчивым развитием лесного комплекса / В.К. Резанов [и др.]; под ред. В.К. Резанова, К.В. Резанова. – Владивосток: Дальнаука, 2015. – 511 с.
5. 世界银行数据库. (Всемирный банк) http://www.worldbank.org/eca/russian/
6. .国“一带一路”中的黑龙江陆海丝绸之路.黑龙江省访问俄罗斯滨海边疆区和哈巴罗夫斯克边疆区代表团// Земно-морский щелковый путь Хэйлунцзяна - из проекта «Один пояс, один путь Китая». Визит делегация провинции Хэйлунцзяна в Приморский и Хабаровский край России в мае 2015.
7. Шухун. Свободные экономические зоны как эффективная форма развития экономики (на примере КНР):