Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕЗАВИСИМОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Изучение банковской системы России показывает, что в начале 90-х годов ХХ столетия были сформулированы и законодательно закреплены принципиально новые подходы формирования системы банков РФ, соответствующие международным стандартам. Была создана двухуровневая банковская система. При этом верхний уровень занял Центральный банк, которому была предоставлена определенная автономность и на который были возложены широкие полномочия, связанные с управлением банковской системы. Разработчики Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», вызвавшего полемику в научных кругах, так и не смогли разрешить ключевую проблему, заключающуюся в отсутствии определенности правого статуса Банка России. Мнения ученых и практиков по данному вопросу отличаются многообразием. Это связано с тем, что Центральный банк, с одной стороны, функционирует как государственный орган, а с другой – несет в себе черты органа власти. Научные и общественные деятели и по сей день ведут дискуссии, считать ли ЦБ РФ государственной организацией либо рассматривать его как орган государственной власти. Кроме того, по-прежнему отсутствует и единое мнение, касаемо того, какое место занимает Центральный банк РФ в государственном механизме РФ.

Особый правовой статус Центробанка РФ закреплен в статье 75 Конституции РФ. В этой же статье, в первой части, закреплено и его уникальное право на денежную эмиссию. Вторая часть статьи содержит положения о том, что основная функция банка заключается в защите рубля и обеспечении его устойчивости[1]. Определение статуса, целей деятельности, функций и полномочий Банка России дается Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными законодательными актами[2].

В основе правового статуса Банка России лежит принцип независимости. Данный принцип находит проявление, в первую очередь, в позиции банка как особого публично- правового института, выполняющего функции денежного обращения и наделенным правом эмиссии денежных бумаг. Функции и полномочия, которые предусматривает Конституция РФ и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России - юридическое лицо. Уставный капитал и иное имущество Банка России относятся к федеральной собственности, при этом Банк России наделен самостоятельностью как имущественной, так и финансовой.

Полномочия, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Банка России, в том числе по золотовалютным резервам Банка России, осуществляет сам Банк России в соответствии с целями и в порядке, установленным ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Деятельность Банка России подотчетна Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая наделена правом назначения на должность и освобождения от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России и согласованию с Президентом РФ), уполномочена направлять и отзывать представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в пределах своей квоты, а также рассматривать ключевые направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимать по ним решения. Государственная Дума имеет право принять решение о необходимости проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Остается определить, насколько независим ЦБ в своей деятельности:

Во-первых, законодательство закрепляет положения о независимости ЦБ от других органов государственной власти, при этом нормы законов определяют его как орган государственной власти.

Во-вторых, руководство ЦБ - Председатель и члены Совета директоров - могут быть назначены на должность и освобождены от должности Государственной Думы по представлению Президента. Однако, «председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

истечения срока полномочий;

невозможности     исполнения     служебных      обязанностей,      подтверждаемой заключением государственной медицинской комиссии;

подачи личного заявления об отставке;

 совершения   уголовно   наказуемого   деяния,    установленного   вступившим   в законную силу приговором суда;

нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России» согласно статье 14 закона о Банке России.

В-третьих, состав другого органа управления Центрального банка - Национального  финансового совета - также формируется государством: два члена направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы,

трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации.

В-четвертых, Председатель ЦБ по закону не может заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Но и эти виды деятельности не могут «финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или межбанковским соглашением». Также Председателю запрещено быть членом «органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений» за исключением ряда случаев.

В-пятых, Банк России обязан представлять ежегодный отчет перед Государственной думой.

В-шестых, министр финансов и министр экономического развития принимают участие в заседаниях Совета директоров (право совещательного голоса).

В-седьмых, уставный капитал (3 млрд. рублей) и иное имущество Банка России – федеральная собственность. Банк лишь имеет право осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению, в соответствии со статьей 2 закона о Банке России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются.

В-восьмых, законом «О Центральном банке РФ» на ЦБ и на его руководство наложено значительное количество различных ограничений.

В-девятых, Банк России ежегодно осуществляет перечисление в бюджет части своей прибыли. Так вплоть до 2013 года включительно банк отдавал в распоряжение государству 50 % прибыли, в 2014 и 2015 – 75 %, а в 2016 должен будет отдать 90 %.

Исходя из этого, становится ясным, что Центральный банк и его деятельность находятся под полным контролем государства.

Центральный банк России должен быть независим в связи с его ролью в жизни страны. Управление экономическим, а также финансовым развитием страны, возложенное на государство, далеко не всегда может осуществляться удачно и продумано. Например, это необходимо во избежание покрытия дефицита бюджета путем дополнительного выпуска необеспеченных денежных бумаг. Либо в случае возникновения долгов у государства перед кредиторами, государство должно будет самостоятельно решать данный вопрос: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России- по обязательствам государства…» [3].

 Еще одной причиной закрепления независимого положения Центрального банка можно назвать осуществление Банком надзора в банковской и финансовой сферах. Надзорный орган обязан быть независимым, что обеспечивает его объективность. ЦБ РФ в этом плане в чем-то сравним с другим надзорным органом- прокуратурой.

В соответствии с Конституцией, назначение на должность Генерального прокурора и его заместителей, освобождение их от должности осуществляются Советом Федерации по представлению Президента. Из этого следует, что назначение руководства такого значимого для страны органа государственной власти осуществляется разными ветвями власти. При этом Правительство в данном процессе не принимает никакого участия, чего нет при назначении членов Национального финансового совета Центрального банка[4].

Резюмируя вышесказанное можно прийти к следующему выводу: положения Конституции и закона «О Центральном банке РФ» позволяют говорить о самостоятельности Банка России, о наделении его значительным объемом полномочий, позволяющих выполнять основную конституционную функцию – защиту и обеспечение устойчивости рубля, что является основополагающим принципом развития банковской системы РФ.

Список литературы

 

 

1.      Конституция Российской Федерации // Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. ;

2.      Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // «Российская газета» от 13 июля 2002г. № 127;

3.      Балобанова И.Т. «Банки и банковское дело.» – М., 2004. – 186 с;  

4.    Таваисева А.М. «Банковское дело: управление и технологии»– М., 2001. – 423 с.