Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Права и обязанности участников составляют содержание любого договора. Рассмотрим договор транспортной экспедиции. Экспедитор может исполнить свои обязанности лично, за исключением обязанности по доставке груза, т.к. перевозка по договору транспортной экспедиции всегда осуществляется силами привлеченного перевозчика, в противном случае договор нельзя будет квалифицировать как договор транспортной экспедиции, если это следует из договора транспортной экспедиции. Если стороны не оговаривают обязанность исполнить договор лично, экспедитор вправе привлечь третьих лиц.

После акцепта экспедитором поручения клиента, последний обязан предоставить экспедитору всю необходимую точную, полную и достоверную информацию о свойствах груза, условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей, а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и иных видов государственного контроля. Ввиду того, что данное условие является обязанностью клиента, непредоставление или несвоевременное предоставление информации и/или документов влечет для клиента наступление риска неблагоприятных последствий такого бездействия, например, задержание транспортного средства с грузом правоохранительными органами. После предоставления необходимой информации и документов экспедитор вправе проверить достоверность предоставленных документов и информации для исключения рисков наступления возможных неблагоприятных последствий.

До тех пор пока клиент не предоставил необходимые документы и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки, экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей, поскольку отсутствие необходимой информации и документов может вызвать риск наступления неблагоприятных последствий, например, причинить ущерб транспортному средству и окружающей среде при несоблюдении необходимых условий перевозки опасного груза.

Важным условием является обязанность клиента предоставить экспедитору при необходимости доверенность, данное условие оговорено в пункте 2 ст. 802 ГК РФ и подразумевает, по нашему мнению, обязанность предоставления доверенности для заключения необходимых договоров от имени клиента. Однако немногочисленная судебная практика указывает на иное толкование этого условия:

«Системный анализ п. 2 ст. 8 0 2 ГК РФ и ст. 1 0 ФЗ РФ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорт», п. 5 Правил транспортно- экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от  08.09.2006 г. № 554, позволяет сделать  вывод, что получение груза от грузоотправителя осуществляется на основании доверенности на право получения товара, документа, удостоверяющего личность,  путевого листа, экспедиторской расписки, подтверждающей факт получения     экспедитором для перевозки груза от грузоотправителя…» (Постановление  Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04 мая 2010 года по делу № А72-4200/2009. // СПС «КонсультантПлюс. Судебная практика»).

Представляется, такая трактовка слишком ограничена и не учитывает смысл иных норм ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в системном толковании. Так п.

4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» указывает на обязанность экспедитора выдать клиенту в момент получения груза экспедиторский документ, а также договоры, заключенные от имени клиента на основании выданной им доверенности. Таким образом, законодатель указывает, что груз может быть получен от грузоотправителя

– клиента, при этом иное данной нормой не предусмотрено. Возможность получения груза от грузоотправителя, не являющегося клиентом, не запрещена, но, также прямо не оговаривается, в иных нормах законодательства о транспортной экспедиции такая возможность не прослеживается.

Поскольку клиентом может выступать как юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, так и просто физическое лицо, есть необходимость правовой защиты такого клиента при оказании экспедитором услуг. Так, п. 3 ст. 4 ФЗ «О транспортно- экспедиционной деятельности» предусматривает обязанность экспедитора предоставить клиенту – физическому лицу, не имеющему статус предпринимателя, информацию, предусмотренную законодательством РФ о защите прав потребителей[1].

Ст. 8 ФЗ «О защите прав потребителей» предоставляет право потребителя потребовать информацию о продавце товара, исполнителе работ или услуг, режиме его работы и информацию о реализуемом им товаре, работах или услугах. При комплексном анализе этих норм можно сделать вывод, что экспедитор при оказании услуг потребителю – физическому лицу обязан предоставить информацию о себе и оказываемых услугах.

 Клиент при обращении к экспедитору с поручением вправе выбирать вид транспортных средств, а также маршрут следования груза. В случае, если клиент не воспользовался данным правом, либо в договоре не указано единоличное право клиента выбирать вид транспортных средств и маршрута, экспедитор имеет право осуществить выбор за него, но в его интересах. При этом изменить вид транспортных средств и маршрут экспедитор может при условии незамедлительного уведомления об этих изменениях клиента.

Экспедитор при отсутствии неточностей или неполноты информации, а также отсутствии возможности запросить указания клиента, обязан оказать услуги в соответствии с условиями договора.

В процессе оказания услуг клиент вправе требовать предоставления экспедитором информации о статусе оказания услуг и давать указания относительно порядка оказания услуг в ходе исполнения договора[2]. Однако, есть отступление от данной нормы – в случае, если следование указаниям клиента противоречит интересам клиента или такие указания неполны или неточны, то экспедитор обязан уведомить об этом клиента и сообщить о необходимости такого отступления. В случае неполучения ответа на запрос или по причине отсутствия возможности направления запроса клиенту, экспедитор вправе поступить на свое усмотрение, но в интересах клиента[3].

В момент принятия груза от грузоотправителя, экспедитор обязан выдать экспедиторский документ. Согласно пункту 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка. Формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» 2008. № 15. Следует отметить, что п. 6 данного приказа и правил транспортно-экспедиционной деятельности установлено исключение, позволяющее сторонам договора транспортной экспедиции применять в отношениях экспедиторские документы, не указанные в приказе Министерства транспорта РФ в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг. Однако необходимо рассмотреть формы, утвержденные Приказом Минтранса РФ, как основополагающие.

Представляется, что не было необходимости включать в качестве специальной нормы такой способ обеспечения обязательства как удержание груза, поскольку такую возможность экспедитору предоставляют нормы общей части гражданского права – параграф 4 ГК РФ. В частности, ст. 359 ГК РФ предусматривает право кредитора, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику, либо лицу, указанному должником, в случае неисполнения должником обязательства, удерживать такую вещь. При  этом  кредитор  вправе  удерживать  данную  вещь,  даже  в  том  случае,  если неисполненное обязательство не связано с данной вещью, но вытекает из отношений, связанных предпринимательской деятельностью, и даже в том случае, если право собственности на вещь перешло к другому лицу[4].

 

Защита прав потребителей в сфере оказания услуг (сравнительно-правовой анализ России и иностранных государств): монография. – М.: Галлея-принт, 2016. –172 с.

2 Ситдикова Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ// Юридическое образование и наука.2008. № 1. С. 28-32.

3   Ленковская Р.Р. Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации./ Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды. Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. 2015. С.247-249.

4   Ситдикова Л.Б., Ленковская Р.Р. Возражения должника против требования нового кредитора// Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 72-75; Ситдикова Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ// Юридическое образование и наука. 2008. № 1. С. 28-32.

 

 

 

Список литературы

 

 

1.                  Защита прав потребителей в сфере оказания услуг (сравнительно-правовой анализ России и иностранных государств): монография. – М.: Галлея-принт, 2016. – 172 с.

2.                  Ленковская Р.Р. К вопросу о правах и обязанностях сторон по договору транспортной экспедиции.// Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 7. С. 100-102.

3.                  Ленковская Р.Р. Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации./ Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды. Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. 2015. С.247-249.

4.                  Ситдикова Л.Б., Ленковская Р.Р. Возражения должника против требования нового кредитора// Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 72-75.

5.                  Ситдикова Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ// Юридическое образование и наука. 2008. № 1. С. 28-32.