Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ПУТЕМ ОБРАЩЕНИЯ ИМУЩЕСТВА В ДОХОД ГОСУДАРСТВА, КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ, И ИНЫХ ЛИЦ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
25 ноября 2017г.

Аннотация: Данная статья направлена на решение проблем, возникающих в процессе применения Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Ключевые  слова:  государственные  должности, муниципальные  должности, изъятие  имущества, основания прекращения права собственности, право собственности.

К достижениям юриспруденции следует отнести право собственности, которое является естественным правом человека и абсолютным  вещным правом.

Принцип неприкосновенности права собственности в законодательстве России закреплен как отсутствие воздействия на объект собственности помимо воли собственника.

Пункт 1 статьи 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет вышеотмеченный принцип, поскольку «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто  не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами  международного права» [1]. Часть 2 ст. 235 Гражданского кодекса России указывает на то, что принудительное изъятие имущества у собственника не допускается, но в данной статье прописаны случаи по принудительному изъятию имущества собственника по основаниям закона и решению суда [3].

22 декабря 2011 года Президент России в послании к Федеральному Собранию РФ выступил с требованием о введении контроля доходов и расходов госслужащих в тех случаях, когда расходы явно не соответствуют их доходам [5].

На  основании  вышеотмеченного  3  декабря  2012  года  был  принят  закон  «О  контроле  за соответствием расходов лиц, замещающих  государственные должности, и иных лиц их  доходам»  (ФЗ № 230)       [4].

В соответствии с принятием данного закона в Гражданский кодекс России 3 декабря 2012 года была внесена поправка в пункт 8 части 2 статьи 235 ГК РФ, а именно «одним из оснований прекращения права собственности в публичных интересах является обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации  о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы» [3].

На основании статьи 2 ФЗ № 230 указывается круг лиц, на которые направлены действия закона. К таким лицам относятся: «замещающие государственные должности Российской Федерации, должности в Банке России, в государственных корпорациях, в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и др. Также предусматривается осуществление такого контроля в отношении Президента РФ, членов Правительства РФ, членов Совета Федерации Федерального собрания РФ, депутатов Государстве нной думы и других лиц, замещающих государственные должности РФ» [4].

Следует заметить, что в законе, лица, замещающие на постоянной основе муниципальные и государственные должности, попадают под контроль в любом случае, но к некоторым из перечисленных лиц на основании ст. 2 ФЗ № 230 предусмотрен особый порядок контроля.

Из выше отмеченного напрашивается вывод, о том, что закон требует редактуры по перечню лиц, которые подлежат контролю за расходами, так же в данном законе следует определить узкий перечень лиц, о расходах которых подаются сведения, так например, «близкие родственники, за исключением прямо названных в Законе о контроле за расходами,  от контроля освобождены,  что не только позволяет зарегистрировать на них приобретаемое имущество, но и на закон ном основании обосновать самому служащему источники получения средств, за счет которых совершена сделка, превышающая его доход, а также доход  его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за три года» [4].

Информация о соответствующей сделки выступает принятием решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего одну из должностей.

Достаточная информация представляется правоохранительными  органами,  постоянно действующими руководящими органами политических партий, иными государственными  орга нами, общественными объединениями, СМИ, органами местного самоуправления.

То есть опубликованный в прессе материал может выступать основанием проверки.

Если в ходе проверки выявится, что расходы подконтрольного лица, членов его семьи не соответствуют их доходам, то это влечет в последующем изъятию имущества.

Часть 3 ст. 16 ФЗ № 230 предусматривает: «что, если в ходе контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а  также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры РФ» [4].

Органы прокуратуры получив данные материалы, обращаются в суд с  заявлением об обращении в доход России имущества, приобретенного незаконным путем, то есть имущества расходы которого превысили доходы подконтрольного лица.

Часть 1 ст. 56 ГПК РФ указывает на то, что органы государственной власти должны доказывать, что изымаемое имущество, добыто незаконным, либо преступным путем[2].

Мы считаем изъятие имущества у подконтрольного лица справедливым и разумным решением, но на практике изъятие имущества, приобретенного на незаконные доходы, происходит  без процессуального производства по уголовному делу.

Так же следует отметить, что часть 2 статьи 18 данного закона имеет обратную силу, поскольку закон вступил  в силу 1 января 2013 года, а обязанность отчиты ваться о  расходах возникает у подпадающих под его действие лиц в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012.

Таким  образом, Федеральный закон о контроле за расходами требует небольшой редакции для последующего и полноценного  его функционирования.

 

 

Список литературы

 

 

1.           Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 04.11.1950) вместе с Протоколом №  1 (подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом №  4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию, и  первый Протокол к ней (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом №  7» (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // СЗ РФ. - 2001. - № 2.

2.           Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002  № 138-ФЗ(ред. от 29.07.2017)  // Российская газета. - 2002. - 20 ноября.

3.           Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994  № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.10.1994 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 28.10.1994 г.: в ред. Федер. закона от 28.03.2017 // Рос. газ. - 1994. - 8 дек; 2017. - 10 апр.

4.           Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета. - 2012. - 5 декабря.

5.           Послание Президента Федеральному Собранию 22 дек. 2011 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/14088   (дата обращения15.10.2017).