Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.

    Впервые о праве на объединение местных органов самоуправления было провозглашено в Европейской хартии местного самоуправления 1985 года. Статья 10 международного документа закрепила право при осуществлении полномочий сотрудничать и объединяться с другими местными органами самоуправления для выполнения общих задач.

   Федеральный Закон № 131в своих нормах закрепил вопросы межмуниципального сотрудничества и конкретизировал цели: организовать взаимодействие органов местного самоуправления,  муниципалитетов и созданных ими советов для выражения, защиты и представления общих интересов; сотрудничать с юридическими лицами и международными организациями; объединить финансовые средства, материальные ресурсы для решения местных вопросов.

  Межмуниципальное сотрудничество и взаимодействие как основные направления деятельности государства в области реформирования местного самоуправления были обозначены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2014 год.

   В юридической среде продолжает существовать интерес к проблемам, возникающим в сфере межмуниципального сотрудничества, поскольку все еще нет выработанных четких решений. Вызовы современности ставят перед юридической наукой новые исследовательские задачи, требующие анализа теоретических идей, а также практической стороны осуществления межмуниципального сотрудничества в России.

     Актуальность данной проблемы обусловлена значимостью местного самоуправления при решении задач современного конституционного строительства, поскольку развитие системы местной власти влечет за собой совершенствование гражданского общества и построение демократического государства. Важным является не только поиск решения проблем межмуниципального сотрудничества, но и необходимость определения перспектив развития и путей совершенствования института межмуниципального сотрудничества. Межмуниципальное сотрудничество – это новая возможность самовыражения органов местного самоуправления, способствующая наиболее оптимальному и полноценному решению вопросов местного  значения и защиты совместных интересов.

   В российской научной литературе до сих пор не выработана единая позиция, концепция о такой форме взаимодействия муниципальных образований как межмуниципальное сотрудничество. Нет единого термина, который бы полно и ясно отразил содержание и сущность данного явления.

    Исходя из целей, обозначенных в федеральном законодательстве, мы можем определить межмуниципальное сотрудничество как направление деятельности органов местного самоуправления по эффективному управлению собственной территорией, способствующее выражению и защите общих социальных, экономических, культурных, политических интересов муниципальных образований, а также решению вопросов местного значения и осуществления прав граждан на осуществление местного самоуправления.

   Несмотря на наличие собственного бюджета, муниципалитеты на сегодняшний день ограничены в инансовых, экономических, кадровых ресурсах, поэтому, думается, межмуниципальное сотрудничество – это единственно-эффективный способ решения местных проблем. Органы местного самоуправления, обмениваясь друг с другом накопленным опытом, стараются свести к минимуму негативные последствия той или иной деятельности и предотвратить принятие нерезультативных решений, а значит, это будет способствовать повышению уровня развития муниципального образования.

   С целью обеспечения и защиты прав муниципальных образований, представления их интересов, координации деятельности и осуществлению взаимодействия по решению социальных, экономических и правовых вопросов в Республике Башкортостан была образована в 2006 году Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан» [2].

   Главной задачей Ассоциации является наблюдение за деятельностью муниципальных образований и правомерностью принимаемых ими решений. Согласно Уставу Совет выполняет задачи по выработке единой позиции в решении социально-значимых проблем, участию в формировании республиканских и межмуниципальных программ комплексного развития территории; сбору и анализу информации по вопросам организации и осуществления местного самоуправления; подготовке и переподготовке кадров, депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления. При этом Совет не имеет права вмешиваться в деятельность муниципальных образований и не несет ответственности по их обязательствам.

    К сожалению создание Ассоциации в должной мере не способствовало разрешению проблем муниципалитетов: на сайте Совета последний отчет о ее деятельности датирован 2011 годом, последнее Заседание Правления состоялось в 2012 году. Нет информации о результатах работы, мониторинга деятельности, о проведенных проектах, мероприятиях о содействии в развитии муниципальных образований. Все еще не принят проект модельного решения «О порядке участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества».

    Таким образом, следует вывод: вхождение муниципального образования в ассоциацию мало повлияет на его развитие или не повлияет вовсе, следует задуматься о других формах сотрудничества, например, партнерстве.

   Партнерство – это добровольное двустороннее сотрудничество, в котором участники работают на общих условиях для достижения общих целей, распределяя между собой функции, ответственность за принимаемые решения и результат деятельности.

    Когда одно муниципальное образование не может самостоятельно решить вопросы и проблемы (в финансовом, хозяйственном или экономическом ключе), оно может обратиться с предложением о сотрудничестве к другому муниципалитету. С инициативой может выступить Ассоциация «Совет муниципальных образований по Республики Башкортостан» и гражданин, проживающий на соответствующей территории. Порядок участия определяется представительным органом местного самоуправления. Так как партнерство способствует социально-экономическому развитию муниципальных образований, тем самым будет осуществляться экономия в средствах, выделяемых государством на развитие муниципалитетов, находящихся на низком уровне. За счет партнерства повысится уровень развития поселений, увеличится сумма поступлений в местный бюджет. Для населения партнерство благоприятно тем, что увеличится количество рабочих мест, заработная плата, соответственно, повысится уровень жизни.

    Сегодня в Республике Башкортостан наблюдается дифференциация по уровню развития ее муниципалитетов.

Наиболее    развитыми     среди     муниципальных     образований     являются     Уфимский,      Салаватский, Стерлитамакский районы. За счет вложения инвестиций в основной капитал, изготовления товаров собственного производства и продукции сельского хозяйства муниципалитеты занимают первые места.

   В июле 2014 года Распоряжением Правительства Российской Федерации был утвержден перечень 313 монопрофильных муниципальных образований,  поделенных на  три категории в зависимости от социально- экономического положения. Такие муниципальные образования Республики Башкортостан, как городское поселение г. Белебей и городской округ г. Кумертау, внесены в категорию 1 – с наиболее сложным социально- экономическим положением. Ситуация объясняется тем, что в данных городах функционирует одно градообразующее предприятие, в котором наблюдается устойчивая динамика по снижению темпов и объемов производства, и следовательно, по сокращению количества рабочих мест.

    Рассмотрим систему межмуниципального взаимодействия и сотрудничества на примере городского округа г.Уфа. Казалось бы, как столица региона, данный муниципалитет должен являться образцом партнерства, однако, в действительности ситуация иная. В 2010 году Советом городского округа г.Уфа была утверждена Комплексная программа социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы. Среди обозначенных проблем развития города отмечена низкая активность в сфере межмуниципального сотрудничества: за период  2005 - 2010  гг. с муниципалитетами  республики заключен всего один договор о сотрудничестве, что явно недостаточно для эффективного взаимодействия [3].

    Необходимо повышать активность путем создания совместных предприятий, организаций, чтобы увеличить уровень занятости населения, создать дополнительные источники доходов местных бюджетов. Необходимо проведение форумов, совместных заседаний, съездов по наиболее острым и а ктуальным проблемам[1].

   Думается, что развитие межмуниципальных отношений должно происходить не только на региональном уровне, но и на федеральном и международном.

   С 2013 года началась программа активизации межмуниципального партнерства: к примеру, в июне 2013 года в Уфу по приглашению Администрации городского округа город Уфа прибыла объединенная культурно- деловая миссия Итало-Российской торговой палаты и города Венеция. Были заключены двусторонние соглашения между городами Венеция, Тревизо, Больцано, Турин с одной стороны, и Уфа, Стерлитамак и Салават с другой.

  Еще один яркий пример тесного взаимодействия двух соседствующих муниципальных образований в рамках подписанного ими соглашения о сотрудничестве – Муниципальный район Мечетлинский район Республики Башкортостан и г.  Первоуральск Свердловской области. Мечетлинский район открыл торговое представительство в Первоуральске, где теперь реализуется башкирская сельскохозяйственная продукция[4].

   В июле 2013 года в преддверии официальной церемонии открытия XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 состоялась встреча главы Уфы, Казани, Самары и Сочи, в ходе которой обсуждались формы межмуниципального сотрудничества. В дополнение к последним соглашениям о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, были найдены другие точки соприкосновения: в совместном развитии машиностроения, культуры, спорта, дорожном строительстве.

   В мае текущего года в рамках межмуниципального сотрудничества прошел семинар - совещание глав сельских поселений Архангельского и Абзелиловского районов Республики Башкортостан, в ходе которого были отмечены и заимствованы положительные моменты в работе каждого из поселений (программы по благоустройству, работа пожарных частей и ветеринарных клиник).

    В июле 2014 года на межрегиональном инвестиционном форуме «Зауралье-2014» было подписано 13 соглашений о сотрудничестве между муниципальными образованиями Башкортостана, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей и Пермского края. Существенно расширились такие направления, как агропромышленное производство, строительная и туристическая индустрия, здравоохранение, экологическая деятельность.

    Глава Республики Башкортостан Р.З.Хамитов отметил, что заключение договоров о сотрудничестве между муниципалитетами способствует взаимному проникновению экономик, укреплению экономического потенциала.

   Так, например, Курганская область поставляет в Башкортостан дорожную технику, автобусы. Хорошим примером межмуниципальной кооперации является соглашение о сотрудничестве между Кигинским районом Башкортостана и Саткинским районом Челябинской области. Со стороны Саткинского района привлечены инвестиции, технологии и компетенции, со стороны Кигинского – квалифицированные трудовые ресурсы и необходимая инфраструктура, создана Кигинская швейная фабрика, которая специализируется на пошиве спецодежды и военного обмундирования.

   Аналогичные соглашения с этого времени  действуют также между Салаватским и  Саткинским (Челябинская обл.) районами, Учалинским районом, г.Магнитогорском (Челябинская обл.) и г.Шадринском (Курганская обл.). В рамках этих соглашений реализуется проект «Продукт Башкортостана»:открываются магазины республиканских товаропроизводителей; проводятся выездные и межрегиональные ярмарки и выставки.

   Несмотря на внушительное количество межмуниципальных договоров и соглашений о сотрудничестве, остается много недоработок и пробелов в решении таких вопросов. Так, неплохо было бы создать межмуниципальные хозяйственные общества по предоставлению населению услуг в сфере организации электро-, водо-, теплоснабжения и водоотведения, транспортного и ритуального обслуживания, сбора, вывоза и утилизации мусора. Однако такое сотрудничество пока не получило широкого распространения.

   К причинам, сдерживающим развитие межмуниципальных организаций, можно отнести недоверие к совместным формам хозяйствования, нежелание идти на компромисс. Отдельно обозначена проблема законодательной неурегулированности. Зачастую возникает неопределенность с учредительством межмуниципальных   организаций,   с   определением   статуса   их   имущества,   отсутствием   механизма муниципального контроля[5]. Необходимо внедрять и активно использовать информационные технологии в муниципальном управлении.

   Таким образом, мы приходим к выводу, что поиск решения проблем межмуниципального сотрудничества важен. Существует необходимость развивать и совершенствовать межмуниципальное сотрудничество, так как благодаря такой форме взаимодействия муниципальные образования смогут преодолеть существующие барьеры, объединиться для решения насущных проблем, развиваться и создавать  благоприятные условия  для жизни населения.

 

Список литературы

1.      Абдуллина С.И., Аминов И.Р. Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении: проблемы теории и практики. XXXVII международная научно-практическая конференция «Вопросы современной юриспруденции» г. Новосибирск, 26 мая 2014 г.

2.      Официальный сайт ассоциации «Совет муниципальных образований по Республики Башкортостан» - [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.asmo-rb.ru/plany (дата обращения 19.10.2014).

3.      Официальный сайт Городского округа г. Уфа – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://ufacity.info/press/news/ (дата обращения 19.10.2014).

4.      Республиканская общественно-политическая газета «Республика Башкортостан». 22.05.2010г. № 100.

5.      Тажитдинов И. Межмуниципальное сотрудничество – инструмент субрегиональной политики // Экономическая политика: стратегия и тактика. -2014. № 4.