Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Анализируя состояние конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе и полноту их реализации, стоит обратиться к нормативному закреплению данного права и смежных с ним прав.

Так, конституционное право на равный доступ к государственной службе относится к политическим правам и свободам. В отличие от личных прав и свобод, подробно рассмотренных и раскрытых в предыдущей главе данной курсовой работы, политические права и свободы не принадлежат каждому от рождения, а связаны, как правило, с обладанием гражданством государства. Так, принято выделять четыре группы политических прав и свобод: [2].

- право участвовать в управлении делами государства;

 - право на манифестации;

 - право на объединение;

 - право на обращение;

 Так, право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства, закрепленное в ст. 32 Конституции, является наиболее общим правом, которое лежит в основе всех других политических прав и свобод и включает в себя определенный набор полномочий:

-   граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

-    граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

-         граждане Российской Федерации имеют право на равный доступ к государственной службе;

- граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Так, граждане России имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Основный законом, регулирующим обширный перечень вопросов касательно поступления и прохождения государственной гражданской службы, является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [8]. Согласно данному закону, граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к общественным объединениям. Но стоит отметить, что, если гражданин России имеет гражданство другого государства – двойное гражданство – он не может быть принят на государственную службу.

Данная мера, хотя и ограничивающая в определенной мере права граждан Российской Федерации на государственную службу, является справедливой. Помимо этого, данная мера, закрепленная в федеральном законодательстве, также служит охране прав и интересов иных граждан Российской Федерации, а также охране самой страны от возможного иностранного вмешательства и «проталкивания» интересов иных стран в сферу государственной службы России.

В определенной степени однородным с правом на равный доступ к государственной службе является право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Иными словами – избирательные права граждан, которые традиционно в доктрине конституционного права делятся на пассивные и активные избирательные права [4].

Помимо ценза гражданства, равный доступ к государственной службе обеспечивается также: конкурсным отбором, созданием кадровых резервов, развитием профессиональных качеств государственных служащих, оценкой результатов их профессиональной служебной деятельности в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена, созданием возможностей для должностного и служебного роста, использованием современных кадровых технологий, применением образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Сама государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную и правоохранительную службы и осуществляется в федеральных органах и органах субъектов Российской Федерации [3].

При этом важным при рассмотрении конституционного права граждан на государственную службу является раскрытие права на обращение в органы публичной власти. Так, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также путем направления индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления согласно ст. 33 Конституции России.

Так, при осуществлении гражданами своего права на обращение в органы публичной власти не должно происходить нарушение прав и свобод других лиц. Само рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно, а критика деятельности публичных органов со стороны граждан не может сопровождаться в дальнейшем преследованием гражданина – такое преследование запрещено [5].

Важным фактором при реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе является фактор достоверности информации о государственной службе. Сюда относятся и обеспечение свободного и равного доступа к информации, содержащей требования, предъявляющиеся к той или иной государственной должности, информации о наличии вакантной должности в системе государственной службы. Для этого государственными и муниципальными органами предпринимаются различные действия.

Особое внимание, как представляется, следует уделить такому барьеру в реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе, как наличие и укоренение клиентарных связей в системе государственной службы определенных регионов нашей страны. Такие группы существуют в каждой крупной организации любой страны, и имеют место быть как в сфере государственной, так и муниципальной службы. Основным отличием клиентарных групп от формальных является то, что формальный лидер действует в пределах делегированных ему свыше полномочий, в клиентарных же группах начальник в своей деятельности делает ставку на межличностные отношения с подчиненными и возможность неформальных связей между ними [6].

Наличие родственных связей запрещено федеральным законодательством, регулирующим вопросы поступления на государственную службу, ее прохождения. Однако до сих пор в системе государственной службы происходит выявление родственных связей, что несомненно препятствует иным лицам, заинтересованным в справедливом отборе при поступлении на государственную службу.

Также особую значимость, наряду с клиентарными группами, в повседневной действительности государственных служащих получили амиакальные групповые связи. Такие дружеские группы в среде российского чиновничества ставят основным фактором успешной карьеры личную преданность и покровительство. Вне зависимости от того, плохую или хорошую оценку давать такому явлению, оно существует в сфере государственной службы и уходить не собирается. Так, в среде российского чиновничества связи личной преданности и покровительства являются главным фактором успешной карьеры, а неформальные согласования участников теневых альянсов во многом определяют деятельность государственных органов [1].

Помимо амиакальных групп, большое распространение в российской государственной службе получили «псевдополитические» альянсы. В большинстве своем они представляют союз местной администрации с региональными экономическими элитами. Во многих регионах, в которых сложились такие альянсы, формируются патрон- клиентские связи практически по федеральному отечественному образцу [6].

Таким образом, все вышеописанные клиентарные группы, как правило, несут деструктивный характер для организации государственной и муниципальной власти и бороться с ними нужно учитывая исторические принципы происхождения этих групп: в центральных субъектах страны их природа приближается к западной модели, но в регионах РФ она совершенно иная и по-прежнему обусловлена советским и даже феодальным историческим прошлым, а также этно-конфессиональными особенностями. В клиентарной группе государственный служащий по своему усмотрению использует властные ресурсы, тем самым ставя в личную зависимость от себя подчиненных. Это открывает дверь различного рода служебным злоупотреблениям, протекционизму и патернализму, снижая эффективность или вовсе сводя на нет решение важнейших социальных и экономических проблем жизни государства и общества. Такое наличие клиентарных связей в сфере государственной службы несомненно также отражается и на реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе – такое право реализуется не в полной мере.

Список литературы

 

 

1.      Афанасьев М.Н. Государев двор или гражданская служба? Российское чиновничество на распутье // Полис, 1995, №6, с. 67-80; Павленко С.Ю. Элемент демократии или закулисные сделки? // Pro et contra, 1999, №1, с. 68-83.)

2.      Конституционное право России: Учебник для бакалавров / С.В. Бендюрина, М.В. Гончаров, Д.М. Евстифеев; Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.С. Саликов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 448 с.

3.        Конституционное право России: Учебник / Меньшов В. Л. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.

4.      Конституционное право России: Учебник / П.А.Астафичев - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 390 с.

5.      Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В.Баглай - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 768 с.

6.      Рядчин А.А. Укоренение клиентарных групп в сфере региональной исполнительной власти как исторически обусловленная проблема / Сборник научных трудов по итогам XX Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области 2015 г. по направлению «Право и юриспруденция».

7.      Сухинин А.В. Государственная кадровая политика применительно к кадрам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2015.- №1. – С. 64-68.

 8.    Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс