Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ДАРЕНИЯ И НАСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
11 ноября 2018г.

Характеризуя оборот оружия, А.В. Белоконь справедливо указывает на стадийность оборота оружия [1]. Действительно, обороту оружия характерны некоторая последовательность в смене стадий или этапов его оборота, начиная от производства и заканчивая уничтожением (утилизацией).

Каждой стадии присущи свои особенности, связанные с субъектным составом, а также позитивная цель такой деятельности, но в любом случает стадия или этап оборота оружия является действием или деятельностью уполномоченного субъекта, к которой предъявляются определенные требования. Именно целью и правовой регламентацией отличается законный (легальный) оборот оружия от незаконного. В законе об оружии воплощается регулятивная функция права, направленная на упорядочение отношений в области оборота оружия. Именно законодательство об оружии придает правовую форму государственной политике в области оборота оружия, которая, как и любое направление государственной политики не может рассматриваться вне социально- политической практики [2] и требует соотношения с социально-правовой действительностью.

В отличие от легального оборота оружия, его незаконный оборот регламентации не подлежит, а напротив законодатель устанавливает уголовно-правовые запреты за сбыт или незаконную переделку оружия как разновидность его изготовления.

Пробельность в правовом регулировании возникновения и перехода прав на гражданское оружие создает предпосылки для «перетекания» легального оружия в незаконный оборот. В связи с этим требуют внимания вопросы правового регулирования купли-продажи, дарения и наследования гражданского оружия. Выявление и устранение пробелов в этой сфере должно способствовать укреплению правового режима оборота оружия, защите прав граждан и оздоровлению криминогенной ситуации.

Торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (далее именуются - поставщики (продавцы).

Отношения, возникающие между продавцами и покупателями оружия и патронов по договору розничной купли-продажи, регулируются федеральным законодательством.

Особенностями указанной стадии оборота гражданского оружия является сочетание административно- правового и гражданско-правового начал в регулировании отношений купли-продажи, что предопределяет некоторые особенности указанных отношений.

Так, действующее гражданское законодательство и законодательство о защите прав потребителей, предусматривает возможность возврата товара (в том числе оружия) ненадлежащего качества, либо в принципе его возврата продавцу. Закон об оружии такой стадии оборота не знает. Кроме того, какого-либо рода передача оружия запрещена и влечет соответствующий вид ответственности. Таким образом, передача оружия для ремонта может быть проведена при наличии соответствующего направления на ремонт или других работ с оружием. Срок действия такого направления в соответствии с п. 117 Административного регламента[3] не может превышать 2 месяцев. По истечении указанного срока по обращению заявителя оформляется новое направление.

Другой особенностью является установленные законом ограничения на продажу, дарение, а равно наследования. Так, в соответствии с ст. 20 Закона продажа, дарение и наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не допускаются. Также не допускается продажа, дарение и наследование оружия, не зарегистрированного (не состоящего на учете), что казалось бы очевидно, но в ряде случаев вызывает затруднения в правоприменительной и судебной практике. Дело в том, что до 1975 г. магазины, продававшие охотничье гладкоствольное оружие, охотничьи ножи, осуществляли его продажу без разрешения милиции, но должны были вести учет проданного в отдельной книге. Только Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1975 г. № 646 "Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей" [6] был установлен порядок продажи гладкоствольных охотничьих ружей по разрешению органов внутренних дел с одновременным предъявлением охотничьего билета. Это нововведение стало серьезным шагом в сторону упорядочения правового режима оборота оружия в связи с тем, что основная масса его владельцев имела в собственности именно гладкоствольные ружья. Однако и в настоящее время встречаются граждане, хранящие гладкоствольное оружие, приобретенное до 1975 г., и не поставившие его на учет [7]. Так, в 2017 г. наследник, обратившись к нотариусу заявил о включении в наследственную массу оружия 1947 года выпуска иностранного производства, приобретенного его дедом в 1951 г., о чем свидетельствует охотничий билет. Нотариус направив соответствующие запрос о нахождении оружия в розыске, не найдя оснований для отказа в включении имущества в наследственную массу, выдал соответствующее свидетельство о наследовании имущества. В силу положений Закона об оружии и Правил его оборота подразделением лицензионно-разрешительной работы было отказано в постановке оружия на учет по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" указанный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Положения ст. 20 закона (Продажа, дарение и наследование оружия) определяют порядок перехода прав владения пользования и распоряжения оружием находящегося в легальном обороте, зарегистрированного в органах государственной власти осуществляющих контроль за оборотом оружия, в том числе дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе.

Сведениями о регистрации указанного оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не установлены.

Положения п. 12-14 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, устанавливают запрет на оборот оружия, незарегистрированного в органах внутренних дел, а незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия влекут административную ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.

Решение административного органа было обжаловано в порядке, установленном КАС РФ, и было оставлено в силе [4, 5].

Установление запрета на «легализацию» такого оружия представляется очевидным, в том числе и при относительной прозрачности судьбы оружия. Приведенная в качестве примера коллизия гражданского и административного законодательства, как представляется может быть разрешена путем перевода указанного оружия в категорию охолощенного или списанного оружия, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него. Однако для этого необходимы соответствующие изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, которые в настоящее время вопросы охолощения либо списания гражданского оружия не регламентируют.

 

Список литературы

 

1. Белоконь А.В. Правовые аспекты организации деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия // Административное право и процесс. - 2006. - № 2.

2. Приказ МВД России от 29.06.2012 № 646 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия".

3. Решение Районного Советского Суда г. Челябинска по делу №2а-1440/2017 – М-636/2017 от 22.03.2017.

4. Решение Челябинского областного суда по делу № 11-7000/2017 от 29.06.2017.

5. Собрание постановлений СССР. - 1975. - № 18. - Ст. 110.

6.      Сургутсков В.И. Становление и развитие лицензионно-разрешительного надзора милиции // Административное и муниципальное право. – 2009. - № 4.