Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА В ПРОЦЕССЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.

В статье исследуется понятие и сущность правовой экспертизы нормативного правового акта в процессе правотворчества, а так же влияние которое оказывает правовая экспертиза на формирование правовой действительности на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: экспертиза, правовая экспертиза, нормативно-правовой акт, правотворчество, правовая действительность.

 

In article the concept and essence of legal examination of the regulatory legal act in the course of law-making, and also impact which legal examination has on formation of legal reality in the territory of the Russian Federation is investigated.

Key words: expertise, legal examination, legal act, law-making, legal reality.

 

   Одной из основных составляющих правовой действительности любого государства  является его законодательство. Чтобы существующие реалии жизни, были комфортными для общества, необходимо качественное законодательство. Для того чтобы быть качественным, нормативно-правовые акты должны соответствовать следующим критериям, во-первых, издаваемые нормативно-правовые акты должны соответствовать социально-правовым реалиям, во-вторых, быть  доступными для понимания людей, не обладающих специальными знаниями и, в-третьих, быть действенными. По всем этим критериям можно и нужно улучшать издаваемые нормативно-правовые акты, при помощи модернизации и развития института правовой экспертизы.

   Институт правовой экспертизы известен с давних времен, одним из первых упоминаний о нем относится к пятому веку нашей эры. Этот вид экспертизы использовался для составления дигестов Юстиниана и проводился с использованием знаний лучших римских юристов того времени. В Российской правовой действительности, институт правовой экспертизы законопроекта, впервые заработал при М.М.Сперанском во время систематизации и анализа более 32 тысяч нормативных актов, хотя первые упоминания о данном институте можно отнести к 16 веку, периоду правления Ивана IV Грозного.

   Современная реальность такова, что люди непосредственно участвующие в процессе правотворчества, в большинстве своем не обладают специальными знаниями в юриспруденции и юридической технике, а количество и скорость издания нормативных актов столь высоки, что это неминуемо сказывается на их качестве. Как следствие, все это приводит к ухудшению правовой обстановки в государстве. При подготовке и принятии и отдельных правотворческих решений, зачастую наблюдается отсутствие глубокой научной проработки данного решения, что приводит к ухудшению законодательства и правовой обстановки на территории Российской Федерации.

   Потенциальный нормативно-правовой акт должен органически интегрироваться в уже действующую правовую систему, согласовываться с действующими актами, исключать противоречия и повторения[1].Именно поэтому институт правовой экспертизы нормативно-правового акта в процессе правотворчества играет важную роль в формировании развитого, правового государства.

   Особенностью ошибок в нормативных правовых актах является то, что данные дефекты могут быть исправлены только на стадии законотворчества. Как известно, предупреждать ошибки гораздо проще, чем исправлять их, поэтому правовая экспертиза нормативного правового акта в процессе правотворчества, приобретает особое значение для формирования правильной правовой обстановки на территории Российской Федерации.

   Не смотря на то, что институт правовой экспертизы играет важную роль в жизни нашего государства, до сих пор нет единого определения, которое наиболее точно передавало бы сущность правовой экспертизы нормативно-правового акта в процессе правотворчества. В связи с этим было принято решение, по разработке авторского определения.

   И так, правовая экспертиза нормативного правового акта в процессе правотворчества – это совокупность действий, производимых лицами или организациями, обладающими специальными знаниями и полномочиями, для выявления недостатков разрабатываемых, рассматриваемых и принимаемых нормативных правовых актов, выявления их несоответствия конституции и федеральным законам, а так же дача экспертных заключений и рекомендаций, на предмет соответствия юридической технике.

   Несмотря на то, что правовая экспертиза призвана в первую очередь к усилению совершенства юридической материи закона, не стоит забывать, что даже самый совершенной с юридической точки зрения закон, может быть совершенно не пригоден для правоприменения, именно поэтому правовая экспертиза не должна исключать и социальный аспект проверки.

   К сожалению, в Российской правовой действительности, в процессе правотворчества можно заметить проявление коррупционной составляющей. Коррупция в сфере правотворчества, представляет собой особый вид опасных деяний и заключается в подкупе властных субъектов, принимающих участие в процессе подготовки, рассмотрения и принятия нормативно-правового акта. Развитие коррупциогенной обстановки в данном процессе, влечет за собой подрыв внутреннего суверенитета государства, разрушение юридических и экономических основ государственной независимости. Искоренение коррупционной  составляющей возможно при  правильном правовом воспитании и развитии личности, а так же проведения профилактических мер правового воспитания экспертов.

   При проведении экспертизы законодательства необходимо обратить внимание также на практические критерии, которые позволяют оценивать степень обоснованности принятого закона или законопроекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности. В их числе: реалистичность проекта: соответствие идеи, целей и задач проекта реальной ситуации в стране или регионе, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами (люди, техническая основа, инфраструктура и т.д.); инструментальность (управляемость) проекта[2].

    При проведении правовой экспертизы,  органы  специально на это уполномоченные,  руководствуются нормативно-правовыми актами, которые являются обязательными только для данного органа. Например, органы Министерства юстиции Российской Федерации проводят правовую экспертизу в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003г. В то время как в особо сложных случаях, в целях повышения уровня правовой экспертизы разрешено привлекать к работе Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и другие научные учреждения Российской Федерации[3]. Другие же эксперты при проведении правовой экспертизы, руководствуются порядком, установленным своим руководством. Отсюда можно сделать вывод, что не существует единого порядка по проведению правовой экспертизы нормативно-правового акта в процессе его разработки, рассмотрения и принятия. В связи с этим необходимым представляется разработка единого федерального законодательства, которое регулировало бы процесс проведения правовой экспертиза нормативного правового акта и дачу экспертного заключения.

    Правовая экспертиза,  проводимая  над нормативно-правовыми актами в процессе их разработки, рассмотрения и принятия, играет важную роль в формировании единого правового пространства на территории Российской Федерации. Поэтому так же необходимым видится приведение к единоначалию законодательства и регламентов всех Субъектов Российской Федерации.

    

Список литературы
1.      Как готовить законы. М., 1993. С.36

2.      Котельников А.П., Короткова О.А. К вопросу об экспертизе законопроектов и законодательных актов//Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата, 2010,№3.

3.      Постановление Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации", ст. 2281.