Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕЗАВИСИМЫЙ СУД – ГАРАНТ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.

   Социальные права и свободы - это права и свободы, призванные обеспечивать социальные потребности человека и общественную безопасность общества в целом. Важнейшими из них можно признать Право на свободный выбор религиозных и иных убеждений, право на свободу труда, отдых и защиту от безработицы, право на защиту материнства, детства и семьи, право на жилище , на охрану здоровья и медицинскую помощь, образование.

   Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. По мнению Сурковой И.В., ―Социальные права представляют собой совокупность норм права, определяющих условия жизнедеятельности людей, признанные международным сообществом в  качестве оптимальных с позиций развития личности, социальных групп и общества в целом.‖ [7]

     Европейская Социальная хартия провозглашает общие цели социальной политики для эффективного осуществления прав граждан, которые можно классифицировать по следующим группам:

-   труд и коллективные договоры;

-   социальное обслуживание;

-   права на объединения;

-   обеспечение доступа в высшему образованию, профессиональная подготовка;

-   семейные отношения.

   Присоединение России к Хартии, а также ратификация важнейших конвенций Международной организации труда является важным и положительным шагом в становлении России как социального государства.

    В преамбуле Конституции РФ (как и в ст. 2) впервые в нашей стране человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. ―Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.‖ [6]

    На данном этапе развития российского общества вступил в силу и широко применяется Жилищный кодекс Российской Федерации, осуществляется реформа системы социального обеспечения (в т.ч. пенсионная реформа), принято новое законодательство, регламентирующее медицинское обслуживание населения, принят и вступил в силу противоречивый закон о защите чувств верующих. Сформировавшиеся представления об естественных социальных правах человека, основанные на идеях равенства, свободы, справедливости и солидарности, способствуют распространению всеобщего  убеждения в самоценности человеческой личности и в наличии неотчуждаемых, присущих каждому человеку естественных прав. [7] Однако единой непротиворечивой концепции по обеспечению и, что немаловажно, защите основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации пока не наблюдается.

     В связи с этим, приобретает актуальность изучение и защита основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации как одного из составных элементов института конституционно-правового статуса человека и гражданина, определения их места в системе основных прав и свобод. Одной из важнейших проблем, возникающих при реализации основных прав и свобод, в том числе и социальных, является вопрос о сфере их применения. [4] Не сформулирована четкая и прямая ответственность государства перед человеком и гражданином, а также индивида перед государством. Между тем задачи обеспечения соответствия социальных прав граждан международно-правовым и европейским стандартам, их судебной охраны и защиты должны стать ведущими в правовом и социальном государстве. [4]

    На сегодняшний день говорить об РФ как о сложившемся социальном государстве преждевременно. Реально Россия станет социальным государством тогда, когда будут всецело реализованы на практике, в жизни конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в России. Основное направление развития российского общества определяет основные пути развития социальной политики. Необходимо только реализовать их на практике, претворить в жизнь, что в конечном итоге приведет к созданию фундаментальных элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: установление гарантированного минимального размера заработной платы, грантия возможности трудиться, т.е. право на труд, исчезнувшее из Контитуции РФ, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, охрана труда и здоровья людей, реальные меры по обесепечению реализации права каждого гражданина на жилье, обеспечение свободного доступа граждан к защите своих прав и свобод.[5]

    Конечно, самым цивилизованным способом защиты социальных прав человека и гражданина, является судебная защита. Суд призван играть ведущую роль в государственно-правовой защите прав и свобод согласно Конституции РФ. Как подчеркивается в ст. 46 Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".[1]

    Право на судебную защиту содержится во всех видах судопроизводства, каковыми являются конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Все они в пределах своих полномочий призваны стоять на страже законных прав и свобод человека и гражданина. [8]

   Конституционная регламентация права на судебную защиту является точкой отсчета для российского законодательства о судоустройстве и судопроизводстве. [3]

     В практике конституционного правосудия выработаны подходы к определению системы гарантий права на судебную защиту, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме. К числу таких гарантий относится: доступность правосудия, требование рассмотрения дел законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно. Обеспечение данных гарантий невозможно без независимого и самотоятельного суда.

    Независимость судей выражается в том, что они должны реально подчиняться Конституции РФ и Федеральным Законам. В 1992 году был принят Закон ‖О статусе судей в РФ‖, который за прошедшее время претерпел множество изменений, которые, по мнению автора, значительно ухудшили положение российских судей.

   Так, например, присвоение судьям классных чинов по представлению председателей судов, предоставляет обширные возможности для давления на судей со стороны руководства судов.

    В законе прописана социальная защита судей, в том числе обеспечение в кратчайшие сроки после избрания жилыми помещениями. Однако никем не контролируется невыполнение Федерального Закона в этой части. Так, во многих субъектах РФ, в том числе и в Санкт-Петербурге, до сих пор существуют очереди для учшения жилищных условий судей, что позволяет оказывать давление на судей не только руководству судов, но и Судебному Департаменту, и Администрациям субъекта. Более того, в некоторых субъектах РФ действует негласное правило о непрохождении квалификационной коллегии для назначения на должность судьи лиц, не обеспеченных жильем в данном субъекте.

   Нечетко регламентирована процедура премирования судей, т.к. размер премий по сути зависит от решения лишь руководителя суда, а не связан с нагрузкой и качеством отправления правосудия.

    К сожалению, по сложнейшим вопросам законодательства, не имеющим легального толкования, длительное время не принимаются Постановления Пленума Верховного Суда. Так, например, ЖК РФ был принят Государственной Думой ФС РФ 22.12.2004, а Постановление Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" [2] было принято только в 2009 году. Отсутствие легального толкования норм права длительное время приводит к тому, что вынесении решений по аналогичным делам разные суды трактуют законы различно, что приводит у утрате доверия и уважения к судебной системе и дает повод подозревать судей в коррупции. В этой ситуации очень часто судьи начинают руководствоваться зачастую ошибочными решениями вышестоящий судебных инстанций.

    Все вышеуказанное иногда приводит к тому, что судьи психологически превращаются в часть исполнительной власти, защищая интересы в первую очередь государственных органов, нарушая права других участников спора.

    С точки зрения независимости судей и обеспечения принципа равноправия сторон в гражданском судопроизводстве, по мнению автора, следует исключить участие прокурора в гражданском процессе, т.к. подавая иск, например, в интересах государства, на стороне истца помимо квалифицированного юриста, представляющего государственный орган, выступает и прокуратура, что никак не может быть уравновешено защитой интересов ответчика в одном лице.

    Для защиты интересов государства, муниципальных образований, несовершеннолетних, недееспособных и т.п. существуют специальные на то уполномоченные органы. И, выступая в этом случае в суде, прокурор дублирует их функции, кроме того, своим участием на чьей либо стороне, нарушает принцип равноправия сторон. Постоянно участвующий представитель прокуратуры очень часто становится «приятелем» судьи, что также нарушает принцип независимости судей.

     В последнее время ведется работа по сокращению сроков рассмотрения дел в судах, однако по мнению автора «благими намерениями выложена дорога в ад», ведь в погоне за сроками, нарушается основной принцип правосудия – качественное рассмотрение дел. Бесспорно, судебная волокита недопустима, но также недопустимо и давление на судей с целью ускорения рассмотрения споров вопреки качеству их разрешения. Судья не должен бояться наказаний за длительные сроки рассмотрения дела, вызванные объективными причинами, заключающимися в необходимости качественного рассмотрения дела.

   К сотрудникам аппарата суда, в первую очередь – помощникам судей и секретарям, предъявляются высокие требования, в том числе о высшем юридическом образовании. Нагрузка порой бывает запредельной. А заработная плата, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Это приводит к тому, что в судах появляются вакансии и «текучка кадров», что, естественно, отражается и на сроках рассмотрения дел, и на качестве работы суда.

 

Список литературы

1.      "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская Газета 21 января 2009 г., Федеральный выпуск №4831

2.      О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации . Постановление Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 г. // СПС КонсультантПлюс

3.      Авакова А.А. Реализация права на судебную защиту // http://www.mgimo.ru

4.      Аристов Е.В. Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации: Конституционное исследование // Научная библиотека диссертаций и авторефератов http://www.dissercat.com

5.      Дреманова М.А. Россия – социальное государство? // http://www.teoria-praktika.ru

6.      Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Социальная модель государства: выбор современной России и опыт стран Европы. Серия: Основные проблемы социального развития России. Аналитический вестник № 6 (294), М., Аналитическое Управление Аппарата Совета Федерации, 2006, с. 55

7.      Суркова И.В. Социальные права граждан – важнейший ориентир становления социального государства в России. // Социальная модель государства: выбор современной России и опыт стран Европы. Серия: Основные проблемы социального развития России. Аналитический вестник № 6 (294), М., Аналитическое Управление Аппарата Совета Федерации, 2006, с. 51-52

8.      Толкачев Х.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. Уфа, 1990. С. 46