Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
20 января 2016г.

Аннотация. В статье анализируются информационные, те хнические , те хно логические и интеллектуальные элементы внутренней информационной среды, а также информационные ресурсы, необхо димые для управления фармацевтической информацией в аптечных организациях. На основе исследования выявлены проблемы ресурсного обеспечения аптечных организаций и предложены рекомендации по их устранению.
В современных условиях постоянное увеличение объема и сложности фармацевтической информации требует от специалистов выбора оптимальных источников информации, удовлетворяющих их потребности, а также внедрения и грамотного использования информационных продуктов. Доступностью и рациональностью использования ресурсов внутренней информационной среды во многом определяется эффективность решения аптечными организациями (АО) экономических и социальных задач [1, 3].
Целью исследования являлось изучение внутренней среды и информационных ресурсов, необходимы х для управления фармацевтической информацией в АО. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: изучить виды и источники информации, элементы внутренней информационной среды, ресурсы внутренней информационной среды; выявить недостатки и положительные черты ресурсного обеспечения; разработать предложения для совершенствования информационного обеспечения АО.
Объектами исследования являлись функционально -должностные инструкции фармацевтических работников, анкеты по изучению ресурсов внутренней информационной среды (64). В анкетировании участвовали специалисты тринадцати АО г. Оренбурга. В процессе исследования использовались методы: логико-структурного, сравнительного анализа, наблюдение, социологические (анкетирование, интервьюирование) методы, приемы группировки и классификации, SWOT-анализ.
В результате анализа литературных источников нами были выявлены и изучены основные элементы внутренней информационной среды. Согласно современным исследованиям [2], внутренняя среда состоит из информационных, технических, технологических и интеллектуальных элементов, которые представлены в АО: 1) оборудование для информационных технологий (технический ресурс), 2) информационные технологии (технологический ресурс, объединяющий информационные процессы с каналами коммуникаций), 3) информационные продукты (информационный ресурс), 4) знания в области фармации и лекарствоведения (интеллектуальный ресурс).
В процессе исследования нами были проанализированы особенности по каждому вида ресурсов в АО г. Оренбурга. Изучение технических и технологических ресурсов проводилось по двум параметрам: 1) оснащенность компьютерной и офисной техникой (принтер, факс, копировальный аппарат); 2) обеспеченность программными продуктами. Анализ технического обеспечения показал высокую степень оснащенности рабочих мест фармацевтических специалистов компьютерной (88%) и офисной (60%) техникой. Установлено, что все аптеки имеют не менее одного компьютера, подключенного к сети Интернет, и работающие за ним сотрудники обладают навыками пользования Интернетом, что позволяет А О использовать глобальную компьютерную сеть для развития информационной среды АО. Анализ оснащенности программным обеспечением выявил наиболее востребованные программные продукты общего (операционная система Windows - 100%, MS Exce l – 59%) и информационного (Гарант - 78%)назначения. Среди программ специального назначения чаще всего используются 1С. Розница/ 1С Предприятие (80%) и программное обеспечение электронного заказа у поставщиков - Фармэксперт (55%).
Анализ информационных ресурсов показал, что АО г. Оренбурга используют как документальные, так и электронные источники фармацевтической информации. Тем не менее, выявлено отсутствие в отдельных АО документальной справочной информации (7,7%) и периодических фармацевтических изданий (23,1%).Среди электронных источников информации приоритетным является использование сети Интернет как источника информации. Большинство фармацевтических работников используют Интернет с целью получения справочной информации (37%), а также для получения нормативной документации - 19%.
Анализ интеллектуальных ресурсов был проведен на основе результатов анкетирования специалистов АО по 2-м параметрам: 1) изучение факторов, влияющих на информационные потребности; 2) степень удовлетворения профессиональных информационных потребностей работников аптек.
Изучение факторов, влияющих на информационные потребности АО, включало анализ организационно - правовой структуры, формы собственности, штатного состава АО, уровня профессиональной подготовки, возраста и стажа работы сотрудников. Установлено, что большинство АО представлены частной формой собственности (69,2%), с преобладанием обществ с ограниченной ответственностью - 90%. Анализ кадровых ресурсов АО позволил установить, что большинство специалистов имеют высшее фармацевтическое образование (51,6%), стаж работы от 5 до 15 лет (47%). Выявлено, что 79,7% сотрудников не имеют квалификационной категории, а наибольший недостаток в информации отмечают специалисты со средним фармацевтическим образованием (29%, Рисунок 1).
Анализ тематического спектра информации, в которой нуждаются специалисты АО, выявил, что руководителей аптек не удовлетворяет обеспеченность информацией по вопросам маркетинговых исследований (26,3%), провизоров и фармацевтов - по фитотерапии (33,3%) и фармакотерапии (29,6%), специалистов, связанных с изготовлением лекарственных форм, - о контроле качества лекарственных препаратов и особенностях изготовления (27,8%).



Рис.1. Анализ потребности специалистов в профессиональной информации.

На основе проведенных исследований с применением SWOT -анализа были выявлены сильные и слабые стороны, угрозы и возможности ресурсного обеспечения внутренней информационной среды ( Табл.1).
Таким образом, в процессе изучения особенностей внутренней информационной среды АО г. Оренбурга установлен недостаточный уровень информационного обеспечения. Причиной является отсутствие документальной справочной информации и периодических фармацевтических изданий в некоторыхаптеках.
По нашему мнению, целесообразно, со стороны руководства аптек, расширение используемых в работе источников информации, а со стороны образовательных организаций, осуществляющих последипломную подготовку фармспециалистов, – удовлетворение потребностей заявителей по интересующим вопросам.

                                                                                                                           Таблица 1

SWOT-анализ ресурсного обеспечения внутренней информационной среды

 Сильные  стороны  Возможности

 

 

 

ü     наличие опытных специалистов

ü     техническая и технологическая оснащенность рабочихмест

ü     наличие навыков работы у специалистов и доступа к сети Интернет

 

 

 

 

ü    повышение квалификационного уровня сотрудников

ü    расширение используемыхисточников информации

Слабые стороны (Weaknesses)

Угрозы(Threats)

 

 

 

 

 

ü     отсутствие квалификационной категории у ряда сотрудников

ü     недостаточный уровень удовлетворения информационныхпотребностей  специалистов

 

 

 

 

 

ü    низкий уровень информационного обеспечения вследствие отсутствия в отдельных АО

документальной справочной информации и периодических фармацевтических изданий

Список литературы

1. Гринберг А.С. Информационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие// Гринберг А.С., Король И.А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 415 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15367.
2. Ежова Т.В. Теоретические и методические основы управления информационной средой аптечных организаций: Автореф. дис. докт. фарм. наук. М., 2012. 48 с.
3. СтавскаяН.Е. Методические подходы к совершенствованию деятельности аптечных учреждений на основе использования современных информационныхтехнологий: Автореф. дис. канд. фарм.наук. М., 2009. 19 с.