Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЯХ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
20 января 2016г.

Проведение экспертиз по определению степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, регламентировано соответствующими правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 №522 и приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2008 г. № 194 н. Данные нормативные документы в настоящее время достаточно широко применяются в уголовном судопроизводстве, т.к. являются единственным способом доказывания характера и степени вреда здоровью, причиненного преступлением. Основанием для проведения соответствующих экспертиз служит п.2 ст.196 УПК РФ. Однако в уголовном процессе при нарушении сроков проведения расследования и других обстоятельствах, особенно если ответчик не физическое, а юридическое лицо (тогда процесс расследования и судебного разбирательства зачастую затягивается искусственно по вине ответчика) статьи 111,112,115 УК РФ не действуют, а наказания по ним не осуществляются.. И тогда согласно п.3 Ч.1 ст.24, 144,145 и 148 УПК РФ в связи с отказом в возбуждении уголовного дела или истечением сроков давности уголовного преследования все дела пере хо дят и рассматриваются гражданском судопроизводстве. Пострадавшая сторона при этом требует материальных компенсаций за причиненный вред здоровью.
Очень часто, в случаях причинения тяжкого вреда здоровью, в последующий период после травмы пострадавшим требуются многоэтапные операции, длительные сроки реабилитации, которые включают в себя - физиотерапевтические методы лечения, применение методов лечебной физкультуры, использование лекарственных средств, расходного материала, лечение у косметологов, консультации специалистов, и т.д.. Указанные виды медицинской помощи уже после оказания пострадавшим экстренной, неотложной помощи в лечебных учреждениях, относят к разряду медицинских услуг, которые предлагаются пациентам платно. Поэтому в гражданском процессе все чаще возникает необ ходимость проведения комиссионныхи комплексных экспертиз, связанных не только с определением причиненного вреда здоровью, но и решением вопросов о прямой причинной связи травмы и развившимися последствиями, особенно, если у пострадавшего имеется неблагоприятный фон в виде хронически протекающих заболеваний, клиника, которых после травмы вы ход ит на первый план. Кроме этого, у суда возникают вопросы, связанные с определением конкретного вида и объема оказания медицинской помощи, качеством оказанной пострадавшему медицинской помощи, сумме материальной компенсации пострадавшему за причиненный вред здоровью. Зачастую суд требует определение процента утраты трудоспособности в результате травмы или заболевания, определение группы инвалидности и т.д. Для разрешения поставленных вопросов в гражданском судопроизводстве и проведении судебно-медицинских экспертиз возникает необ ходимость привлечения специалистов различного профиля.
Согласно Федеральному Закону №73-ФЗ от 29 июля 2001. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» экспертизы могут быть проведены в государственных и негосударственных экспертных учреждениях.
К Государственным судебно-экспертным учреждениям, образующим судебно-экспертные системы относят: Министерство юстиции РФ, МВД РФ, МЗ и социального развития РФ, Министерство обороны РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральную таможенную службу, Государственную противопожарную службу МЧС России.
Государственная экспертная деятельность в нашей стране существует достаточно давно, а вот негосударственная экспертная деятельность стала развиваться интенсивно после утверждения ФЗ -№73. Наличие двух видов экспертной деятельности заметно влияет на сроки проведения экспертиз и, соответственно, сроки завершения уголовных и гражданских дел. В настоящее время в судебном процессе рассматриваются Заключения эксперта, представленные экспертами государственных и негосударственных экспертных учреждений. При этом обеспечивается состязательность процесса, повышается качество принятых судебных решений.
Однако, согласно ст.16 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» государственный судебный эксперт не вправе принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких- либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно -экспертного учреждения (ГСЭУ), а также осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта. Поэтому для проведения экспертизы в государственном экспертном учреждении она должна быть назначена через руководителя ГСЭУ.
Статья 41 ФЗ № 73 предусматривает распространение действия настоящего Федерального закона на судебно- экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, также регламентирует проведение экспертизы вне государственных судебно-экспертных учреждений, деятельность которых постепенно расширяется.
Таким образом, процессуальное законодательство позволяет проведение экспертизы как в государственных судебно-экспертных учреждениях, так и вне их, а ч. 2 ст. 140 УПК РФ указывает на возможность проведения экспертных исследований, как государственными судебными экспертами, так и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Причем выбор экспертного учреждения находится в компетенции суда.
В тоже время, имеются отдельные сферы экспертной деятельности, в которой эксперты имеют узкую специализацию. Статья 58 ФЗ -№ 323 от 21.11.2011 г. « Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусматривает следующие виды медицинских экспертиз: экспертиза временной нетрудоспособности, медико - социальная экспертиза, военно-врачебная экспертиза, судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, экспертиза профессиональной пригодности, экспертиза связи заболевания с профессией, экспертиза качества медицинской помощи. Все перечисленные экспертизы проводятся в государственных медицинских и экспертных учреждениях.
Таким образом, ст.16 ФЗ№73 « О государственной судебно- экспертной деятельности в РФ» не дает возможность привлечения государственного эксперта для выполнения экспертизы в негосударственном судебно - экспертном учреждении (НСЭУ). Данные противоречия закона не дают равные процессуальные возможности НСЭУ. А так, как негосударственные судебно-экспертные учреждения фактически не могут привлечь для участия в проведении экспертизы экспертов-психиатров, медико-социальных экспертов, экспертов по качеству оказания медицинской помощи, то это в лучшем случае это удлиняет сроки производства экспертиз, а в худшем – не дает возможность ее выполнения в стенах НСЭУ.
Этим пользуются юридические лица - организации, в которых работник получил травму или по вине которых эта травма произошла. Также - стра ховые компании, застра хова вшие жизнь и здоровье клиента. Они не спешат с выплатами компенсаций за причиненный вред здоровью истцу или «стра ховщику». При этом, судебные процессы могут длиться годами, пострадавшие, потерявшие трудоспособность не могут оплатить необ хо димые медицинские услуги, стоимость которыхразмещается на сайтах лечебныхучреждений. Поэтому считаем, что уже настало время вносить в поправки в ст.16 ФЗ№73 «О государственной судебно - экспертной деятельности в РФ» с указанием, что эксперт ГСЭУ может быть привлечен для проведения конкретной экспертизы, выполняемой НСЭУ в качестве специалиста. Это позволит оптимально использовать ресурс экспертов в скорейшем получении доказательств, используемых в уголовном или гражданском судопроизводстве.