Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕМЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ОБ ИНФЕКЦИЯХ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, И ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
20 ноября 2016г.

Здоровье молодежи рассматривается на государственном уровне как прогностический фактор в отношении демографической ситуации [2]. При этом репродуктивное здоровье рассматривается как приоритетный прогностический момент, так как инфекции, передаваемые половым путем, имеют высокий удельный вес в структуре причин бесплодия и невынашивания [1].

По результатам исследований, Россия является более неблагополучной по сифилису страной, чем европейские государства, причем наиболее подверженной заболеванию сифилисом возрастной категорией остается группа молодежи 20 - 29 лет: на протяжении всего периода 2000-х гг. на данную группу приходилось 40 - 45% больных. Самым распространенным в настоящее время заболеванием среди ИППП является трихомоноз [3]. Заболеваемость же сифилисом городского населения в 2009 г. составила 51,8 на 100 000 населения, что на 11% ниже, чем сельского, — 57,5 на 100 000 населения. С 2004 г. и по настоящее время сохраняется превышение показателя заболеваемости сифилисом, регистрируемого в сельской местности, в сравнении с аналогичным городским показателем. Как показали эпидемиологические исследования, подвержена ИППП преимущественно молодежь [1].

По результатам экспертной оценки установлено, что приоритетными мерами профилактики ИППП являются информационно-образовательные мероприятия [7].

Изучение результатов профилактических мероприятий, направленных на предотвращение ИППП, является главным составляющим данных работ, включает разбор недостатков используемых мер борьбы и положительные стороны. Это необходимо для сбора доказательной базы в отношении эффективности конкретных форм и методов работы, обоснования принципов комбинирования различных методов, проверки нововведений и классических представлений в данном вопросе [4]. Принимая во внимание определенный опыт изучения информационно-образовательной составляющей в профилактике наркопредрасположенности, мы применили ранее использовавшиеся в данной сфере методические подходы к изучению вопросов профилактики ИППП [6]

Цель исследования – изучить охват студентов гуманитарных и технических специальностей мероприятиями по профилактике ИППП, информативность различных источников и их знания и позиции по данной проблеме.

Материалы и методы исследования. Нами было опрошено 164 студентов профессиональных учебных заведений немедицинских специальностей. Анкета включала вопросы об участии респондентов в конкретных общественно-просветительных работах в течение последних 3 лет, об источниках информации, оказавших наибольшее влияние на знания и позицию по данной проблеме; а также вопросы, оценивающие представления молодежи о самих ИППП, об отношении к риску заражения, доверия в выборе мест лечения, заинтересованности в прохождении профилактических обследованиях и важности информирования партнера при возникновении ИППП [5].

Результаты. В ходе анкетирования было выявлено, что наибольшее количество опрошенных (40,2%) впервые получили информацию о проблеме инфекций, передающихся половым путем, из СМИ. Проверенная научная информация на занятиях и из учебных материалов стала первой для 16,5% молодежи. Более 10% респондентов впервые узнали о данной проблеме от родителей и родственников (13%), из Интернета (13%) и от друзей (10,5%). Целенаправленные тематические мероприятия, распространяемая в их ходе литература и агитационные материалы стали первым источником информации о данной проблеме только для 6,8% молодежи.

Таким образом, первичную информацию о проблеме из контролируемых или профессиональных источников, к каковым относятся занятия, учебная и научная литература, выступления специалистов или распространяемые ими материалы, получили 23,3% молодежи. Отрицательным же результатом можно считать практически ничтожный процент (5,0%) влияния врачей как представителей охраны здоровья населения на опережающее информирование о проблеме ИППП.

Что касается профилактических мероприятий, то учащиеся профессиональных образовательных учреждений в основном (50,6%) являлись слушателями лекций врачей. Далее в ранговом порядке следуют самостоятельное изучение проблемы с использованием Интернет-ресурсов (39%), просмотр видеоматериалов (29,9%), лекции психологов, педагогов, социальных работников по вопросам полового воспитания (23,2%). Полученные данные показали, что изучение соответствующих тем в курсах биологии, безопасности жизнедеятельности и по другим дисциплинам либо опускается, либо проводится так, что в качестве профилактической меры молодежью не воспринимается: несмотря на наличие таких тем в учебных планах, занятия как форму профилактики отметили всего 14,6% опрошенных. Менее популярными оказались чтение специальной литературы и тематические дискуссии (по 9,1%). Обращает на себя внимание низкий охват молодежи индивидуальными видами работы со стороны врачей: всего 8% опрошенных указывают на факты проведения индивидуальных медицинских консультаций, в том числе совмещенных с профилактическими медицинскими осмотрами. В мероприятиях, предусматривающих самостоятельную переработку информации и демонстрацию активной позиции по проблеме (волонтерские акции и самостоятельное изготовление агитационных материалов), принимали участие 5,5% студентов.

В качестве источника информации, оказавшего наибольшее влияние на представления об ИППП, студенты наиболее часто указывают лекции врачей (35,6%). Также достаточно большие доли респондентов указывают на значимую роль видеоматериалов, Интернет-ресурсов и мероприятий психологической тематики (19,8%, 19,4% и 11%). Прочие источники упоминаются менее чем в 10% ответов. При сравнении роли различных источников информации в тематическом просвещении молодежи в зависимости от пола, нами получено, что для девушек достоверно чаще в качестве определяющих каналов выступают видеоматериалы (… у женщин против ..% мужчин, p≤0,05) и лекции психологов (); для мужчин достоверно выше показатель доверия медицинским работникам (). Установить достоверность разности по прочим позициям не представляется возможным из-за недостаточного количества указавших их респондентов, но выявленные факты можно считать достаточными для установления самого факта гендерных различий, нуждающихся в углубленном изучении.

Для оценки информационной насыщенности каждого источника нами определен новый для подобных исследований показатель отношения между числом респондентов, указавших соответствующий источник информации в качестве информативного и определяющего позицию по проблеме и общим количеством участников соответствующих мероприятий. По данному принципу, наиболее информативными формами работы могут считаться лекции врачей и просмотр видеоматериалов (показатель информативности 0,7). Более низкие показатели информативности получены в отношении лекций педагогов и психологов и Интернет-ресурсов (0,5). На позицию менее половины участников повлияли изучение соответствующих тем в рамках учебных занятий (0,4), индивидуальные консультации врачей (0,3), чтение специальной литературы (0,2) и дискуссии на темы полового воспитания (0,1).

Результатом проведения той или иной информационно-образовательной работы в отношении   многофакторных   социально   значимых   заболеваний   следует   считать объективные знания о проблеме, адекватную самооценку риска заболевания и готовность к обращению за профессиональной помощью [].

В актуальности полового пути передачи для распространения ВИЧ, СПИДа уверены 94,5% респондентов; сифилиса – 76,2%, гепатита В – 20,7%, трихомоноза – 17,1%, хламидиоза – 15,9%, гонореи – 12,2%. Женщины достоверно чаще осведомлены о половом пути распространения сифилиса (87,4% против 63,6% мужчин, p≤0,05), трихомоноза (25,3% против 7,8%), хламидиоза (25,3% против 5,2%), гонореи (19,5% против 3,9%).

 Объективно оценивают риск заражения ИППП, признают, что данные заболевания являются глобальной медико-социальной проблемой 70,1% молодежи, получающей гуманитарное или техническое образование. Заблуждение об актуальности риска инфицирования только при частой смене партнеров имеет место у 22,6 % студентов, причем доля мужчин у них достоверно выше (26% против 19,5% женщин, p≤0,05). Проблемой исключительно социально неблагополучных слоев населения ИППП считают 4,3%. 3% респондентов уверены в бесполезности всех предлагаемых в настоящий момент либо известных им самим профилактических мер.

Наиболее часто студенты настроены обращаться за помощью к врачам государственных и частных клиник (73,8% и 41,5% соответственно). Причем у женщин выше доверие к частным клиникам, чем у мужчин (46% у женщин против 36,4% у мужчин, p≤0,05). При этом воспользуются материалами Интернет-форумов, опытом других больных 4,3% респондентов; обратятся в аптеку с просьбой рекомендовать препарат 4,3%; будут лечиться народными средствами – 1,2%. Лечиться сами, используя советы родственников, знакомых без учета профессии авторов рекомендаций настроены всего 0,6%.

Заинтересованность молодежи в прохождении осмотров с профилактической целью составляет 65,9%, что может считаться достаточно высоким показателем в целом для всех анкетируемых, учитывая их образование, но недостаточным для их полного охвата массовыми обследованиями. Однако женщины достоверно чаще придерживаются позиции заинтересованности в прохождении осмотров, чем мужчины (79,3% женщин против 50,6% мужчин, p≤0,05).

Понимают важность информирования партнера при возникновении ИППП 92,1% опрошенных (95,4% женщин против 88,3% мужчин, p≤0,05).

Таким образом, можно заметить некоторое отставание мужчин от женщин в плане осведомленности о проблеме ЗППП: болезнях, передающихся половым путем; отношение к риску заражения ИППП; доверия в выборе мест лечения; заинтересованности молодежи в прохождении осмотров; понимании важности информирования партнера при возникновении ИППП. Кроме того, наиболее информативным профилактическим мероприятием оказались лекции врачей, что связано с непосредственно контактом лектора, располагающим проверенной информацией и готовым донести ее до собеседника в понятной простой форме, со слушателями.

Список литературы

 

 

 

1.             Анализ эпидемиологической ситуации и динамика заболеваемости инфекциями, передаваемыми  половым  путем,  и  дерматозами  на территории Российской  Федерации.  / Кубанова А.А.,  Лесная  И.Н., Кубанов А.А. и соавт. // Вестник дерматологии и венерологии. — 2010. — № 5. — С. 4-21

2.             Основы    государственной    молодежной    политики    РФ    до     2025    г.    Утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. // Справочно- правовая система Консультант Плюс.

3.             Перечень социально значимых заболеваний. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

4.             Ресурсы и деятельность медицинских организаций дерматовенерологического профиля в Российской Федерации в 2013 г. / Кубанова А.А., Мелехина Л.Е., Кубанов А.А., Богданова Е.В. // Вестник дерматологии и венерологии. - 2014. -№3. – С. 16 – 36.

 5.             Тимошилов В.И., Фисюк А.А. Оценка путей информирования студентов-медиков I курса об инфекциях, передаваемых половым путем // Проблемы медицины в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Казань: Инновационный центр развития образования и науки, 2016. - С. 93-96.

6.             Тимошилов В.И., Сидоров Г.А. Концепция формирования наркопредрасположенности молодежи. // Кубанский научный медицинский вестник. – 2010. - № 3-4. – С. 183 – 187.

7.             Экспертная оценка качества полового воспитания молодежи и профилактики инфекций, передаваемых половым путем / Коробцова Ю.С., Кнышенко О.А., Яценко Д.В., Грудинина А.В., Парахина А.Н., Тимошилов В.И. // Миссия современного  преподавателя:  духовность,  патриотизм,  профессия:  Сборник научных трудов участников Международной конференции молодых ученых светских и духовных учебных заведений «Молодой преподаватель вуза - доверенное лицо государства» в рамках Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество - 2015». – Курск: ООО АПИИТ «Гиром», 2015. – С. 203-206.