Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПАЦИЕНТОВ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
20 ноября 2016г.

Недостаточный уровень грамотности в вопросах здоровья является главной проблемой во всех странах, где этот вопрос изучался. Причем это характерно как для развитых, так и для развивающихся стран. Отмечается, что повышение грамотности в вопросах здоровья – процесс, длящийся на протяжении всей жизни, и результаты его не всегда удовлетворительные. Так, в Англии, США, Австралии и Канаде исследования показали низкий уровень грамотности здоровья у 20–50 % населения. Опрос, проведенный Национальным советом потребителей в Великобритании (NCC 2004), выявил у одного из пяти человек проблемы с основными навыками, необходимыми для понимания простой информации, которая может привести к улучшению здоровья. Почти половине взрослого населения США не хватает грамотности для эффективного использования системы здравоохранения. К сожалению, в России исследования подобного рода не проводились [2].

Исследования, проведенные в развивающихся странах, показали, что общая грамотность положительно коррелирует с личными доходами, экономическим ростом, расширением прав и возможностей женщин, продолжительностью жизни и меньшим количеством детей. Существует также положительная связь между уровнем образования и доходом. Просвещение в вопросах здоровья влияет на важные аспекты жизни сообществ. В развивающихся странах повышение образовательного уровня матери снижает младенческую и детскую смертность. [1].

Существует также четкая связь между уровнем образования и здоровым образом жизни. Например, вероятность стать курильщиком увеличивается в менее образованных группах населения. Люди с низким уровнем образования чаще, чем образованные люди, являются курильщиками в возрасте 30 лет. Высший уровень образования связан с уменьшением количества курильщиков в Европе. Высокий уровень образования связан также с идеальной массой тела в Европе, России и Китае.   Люди с ограниченной грамотностью в вопросах здоровья имеют меньше знаний о здоровье, доступе к профилактическим услугам, плохие навыки самоконтроля. Человек с низким уровнем грамотности в вопросах здоровья не имеет достаточных знаний, например, о хронических заболеваниях, в том числе астме, гипертонии, диабете и сердечных заболеваниях, демонстрирует плохие навыки самоконтроля. Это было изучено у больных с астмой, ВИЧ- инфекцией и сахарным диабетом. Пациенты с ограниченной грамотностью в вопросах здоровья чаще госпитализируются и чаще вызывают скорую помощь. Люди с низким уровнем компетентности в вопросах здоровья в два раза чаще имеют проблемы в здоровье, несмотря на возраст, пол, расу и маркеры экономических лишений. Медицинская грамотность оказалась значительным, независимым прогнозирующим параметром среднего содержания сахара в крови у людей с сахарным диабетом, а также отмечено, что они чаще страдают от сахарного диабета, хронической сердечной недостаточности, имеют большие проблемы и ограничения, связанные с психическим и физическим здоровьем [3].

Для решения задачи оценки компетентности в вопросах здоровья у взрослых в настоящее время используются следующие тесты: TOFHLA, который занимает 22 минуты, и короткий тест S-TOFHLA. Тест TOFHLA использует три отрывка из текста, чтобы оценить понимание прочитанного: 1) инструкции по подготовке к рентгенологическому исследованию верхних отделов пищеварительного тракта; 2) права и обязанности пациентов в разделе выбранной формы; 3) стандартную форму договора с больницей. В каждом из этих отрывков примерно каждое пятое слово пропущено. Тестируемого просят выбрать наиболее подходящее слово, чтобы закончить предложение. S-TOFHLA использует только первые два отрывка (занимает 12 минут). Для обоих тестов TOFHLA и S-TOFHLA больничные формы и рецепты также используются для оценки навыков счета пациента, например инструкции для принятия лекарств, расписание, контроль артериального давления, уровня глюкозы и др. New Vital Sign (NVS) тест – инструмент для проверки грамотности здоровья, который занимает всего три минуты. Нужно, чтобы пользователи читали стандартную этикетку на мороженом и ответили на серию из шести вопросов. Данная концепция подразумевает, что грамотность здоровья жизненно важна так же, как частота сердечных сокращений и артериальное давление.

В исследовании оценивали ряд вопросов, в качестве потенциальных критериев, определяющих грамотность в  здоровье. Были заданы три вопроса:

–       Как часто у Вас возникли проблемы при изучении состояния Вашего здоровья из-за трудностей понимания письменной информации?

–    Насколько Вы уверены при самостоятельном заполнении медицинской формы?

–     Как часто Вы попросите кого-нибудь помочь Вам читать медицинские материалы? При анализе результатов исследования вопрос «Насколько Вы уверены при самостоятельном заполнении медицинских форм?» был определен как лучший для определении плохой грамотности в вопросах здоровья. В дополнение к анализу деятельности исследователи использовали инструменты оценки, чтобы узнать, насколько хорошо учреждение здравоохранения удовлетворяет потребности пациентов с ограниченными навыками грамотности в вопросах здоровья. Оценка грамотности здоровья, основанная на «Фактах для жизни», была проверена в Китае, Мексике, Гане и Индии. Она состоит из ряда истинных и ложных вопросов, основанных на «тринадцати существенных для жизни фактах» («essential Facts for Life messages»), рассмотренных в ЮНИСЕФ и др. Она включает в себя : сроки родов, безопасное материнство, развитие ребенка и обучение в раннем возрасте, грудное вскармливание, питание и рост, гигиену, иммунизацию, диарею, кашель, простуду и более серьезные заболевания, малярию, ВИЧ/ СПИД, а также травмы и катастрофы, чрезвычайные ситуации. Ratzan с соавт. предположили, что грамотность здоровья населения должна рассматриваться как важный критерий при проведении оценки здоровья. Индекс грамотности здоровья населения может предоставить полезную и уникальную информацию о компетентности населения в вопросах здоровья. Такой индекс может дополнить оценку общественного здоровья. Медико-санитарная информация и материалы, официальные документы, в том числе формы информированного согласия, формы социального обслуживания, здравоохранения и медицинские инструкции, часто содержат специализированный язык, что затрудняет их использование.

Исследование показало, что люди, которые слушали инструкции по медицинскому обследованию, которые при этом сопровождались пиктограммами, вспомнили 85 % того, что они услышали, в отличие от пациентов, которые запомнили 14 % информации без наглядного представления. Интернет, мобильные телефоны и другие методы коммуникации позволяют мгновенно передавать и получать информацию. Доступ к Интернету и мобильному телефону отражает социально-экономические различия между странами и внутри стран. В странах с высоким уровнем дохода (16 % мирового населения) 7 % больных имеют доступ к 94 % Интернет-хостов. Малоимущие страны с 84 % населением и 93 % больных насчитывают только 6 % Интернет-хостов. Одним из широко используемых типов технологи-ческой связи является техника телефонного консультирования: разговорная или с помощью текстовых сообщений. Эта технология набирает популярность, так как двое из трех человек на планете имеют доступ к мобильным   телефонам.   Шестьдесят   четыре   процента   пользователей   мобильных телефонов живут в развивающихся странах. К 2012 году половина всех жителей в отдаленных районах мира будет иметь мобильные телефоны. Школы и другие учебные заведения играют важную роль в развитии грамотности во всех странах [5].

Общая грамотность может повлиять на улучшение состояния здоровья прямыми и косвенными способами. Она помогает детям и взрослым узнать, что влияет на их здоровье, повлиять на выбор, который они делают, найти достоверную информацию. Обучение может иметь преимущества в плане улучшения компетентности, здорового образа жизни и наиболее эффективного использования медицинских услуг. Общая грамотность улучшает перспективы трудоустройства, помогает людям выйти из безработицы, а также оказывает помощь на рынке труда. Участие взрослых в процессе обучения может быть полезно для следующего поколения, его обучения и здоровья. Развитие таких навыков грамотности у детей должно стать приоритетом для взрослых и должно быть включено во всех школах в программы обучения с особым акцентом на участие в раннем воспитании родителей. Контекст и содержание таких программ влияют на детей и взрослых, на их обучение, сохранение и передачу информации. Учащиеся сохраняют и применяют информацию лучше в условиях, аналогичных тем, в которых они её получили [4].

Всемирная организация здравоохранения (1996) выявила несколько барьеров, которые могут препятствовать осуществлению программ по повышению грамотности в вопросах здоровья в школах. Во-первых, политики и политические лидеры, а также общественность в целом часто не до конца понимают истинное влияние программ современной школы на состояние здоровья. Во-вторых, некоторые представители общества могут не поддерживать программы со «спорным» содержанием, например тех, в которых обсуждаются ВИЧ-инфекции, распространение инфекций, передаваемых половым путем, и нежелательную беременность. В-третьих, современные программы школьного здравоохранения требуют эффективного сотрудничества между учреждениями образования и здравоохранения. В случае отсутствия такого сотрудничества положительных результатов добиться сложнее. Образование и грамотность оказывают положительное влияние на здоровье всего населения, особенно на здоровье женщин и их детей. Считается, что две трети из 960 миллионов неграмотных взрослых в мире – женщины.

Таким образом, проблема грамотности по вопросам здоровья является актуальной проблемой здравоохранения, требующей неотложного решения как на политическом уровне, так и на уровне оказания первичной медицинской помощи населению. Проведенный  анализ  научной  литературы  свидетельствует  о  том,  что  наиболее перспективными стратегиями повышения компетентности в вопросах здоровья являются те, которые реализуются в школах на основе партнерства учреждений здравоохранения и образования с участием взрослых (родителей), а также на предприятиях и в организациях в рамках программ охраны здоровья работающих. Перспективными технологиями распространения соответствующих знаний являются современные средства коммуникации, такие как Интернет.

Список литературы

 

 

1. Амлаев К.Р. Образовательные программы для пациентов как резерв оптимизации медико-профилактической помощи населению города Ставрополя / К.Р. Амлаев, В.О. Францева, Т.Л. Кобылкина // Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. – Ставрополь : Орфей, 2004. – С. 48–50.

2.     Амлаев К.Р. Проект «Здоровье на рабочем месте». Модель социального партнерства в оздоровлении трудового / К.Р. Амлаев, Р.К. Шахраманова, В.О. Францева [и др.] // Профилактика заболеваний и укрепл. здоровья. – 2006. – № 3. – С. 20–22.

3.     Амлаев К.Р. Опыт организации межсекторального сотрудничества в вопросах здоровья / К.Р. Амлаев В.Н. Муравьева, Р.К. Шахраманова // Профилактика заболеваний и укрепл. здоровья. – 2007. – №1. – С. 3–10.

4.    Амлаев К.Р. Межсекторальная технология охраны и укрепления здоровья работающего населения / К.Р. Амлаев, В.Н. Муравьева // Вестн. Ставропольского гос. ун-та. – 2007. – № 48. – С. 244–249.

5.         Амлаев К.Р. Медико-экономическая эффективность работы школ здоровья / К.Р. Амлаев, Е. В. Иванова, В.Н. Муравьева, В.О. Францева, Е.П. Шалина // Врач. – 2007. –№7. – С. 76–78.