Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЗА ГОДЫ РЕФОРМ (К ДВАДЦАТИЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
17 января 2016г.

Начало 1990-х годов было временем сложных социально-экономических и политических преобразований в стране, и принятие новой Конституции являлось острейшей необ ходимостью. Конституция РФ, как высший нормативный правовой акт государства, была принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года и вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Состояние здоровья населения является одним из важнейших приоритетов любого социального государства, поэтому этим вопросам в Конституции РФ уделяется значительное внимание. [1]
Среди основных проблем, характеризующих здравоохранение страны в период, предшествующий принятию Конституции РФ, наиболее значимыми были следующие:
- низкий уровень здоровья населения;
- разрыв между широкой декларацией прав граждан в сфере охраны здоровья и долей валового внутреннего продукта (далее - ВВП), выделяемой на здраво-охранение;
- нарастание теневой экономики в медицине.
Необходимость решения имеющихся проблем легло в основу предпринимаемых мер по реформированию здравоохранения в последующие два десятилетия.
Цель настоящего исследования – проанализировать динамику за 1990-2013гг. основных демографических показателей РФ и УР, а также доли государственных расходов на здравоохранение от ВВП страны, и оценить наличие реакции этих показателей на принятие Конституции РФ. Одновременно была поставлена задача изучить динамику государственных рас хо дов и рас ходов населения на здравоо хранение за последний пяти летний период.
Исследование проводилось с использованием официальных статистических данных, опубликованных в сборниках Росстата [2], ЦНИИОиЗ МЗ РФ [3], а также в «Государственных докладах о состоянии здоровья населения УР» с 1993 по 2013гг. [4]
К моменту принятия Конституции РФ основные демографические показатели в РФ и УР в течении трех лет
резко ухудшились. Так, смертность населения в РФ в 1993 году по сравнению с 1990 годом увеличилась на 29,5%, рождаемость снизилась на 29,8%, а естественный прирост населения уменьшился с [+2,2] до [-5,1] на 1000 населения. Наиболее существенно повысилась смертность от внешних причин, а также смертность населения в трудоспособных возрастах. (Табл. 1, 2).

                                                                                                                           Таблица 1. 

Динамика основных демографических показателей и смертности от наиболее значимых причин по РФ и УР с 1990 по 2013гг.

Название показателей и единицы измерения

Терри- тории

1990

1993

1994

1998

2003

2013

Смертность (на 1000 населения)

РФ УР

11,2

9,7

14,5

13,4

15,7

14,7

13,6

11,7

16,4

15,7

13,1

12,7

Рождаемость (на 1000 населения)

РФ УР

13,4

15

9,4

10,4

9,6

10,3

8,3

9,9

10,2

11,5

13,3

14,6

Естественный прирост (на 1000 населения)

РФ УР

+2,2

+5,3

-5,1

-2,9

-6,1

-4,5

-4,8

-1,8

-6,2

-4,2

+0,2

+1,9

Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения)

РФ УР

618,7

535,5

764,1

589,4

837,7

643,7

750,7

548,8

927,5

792,2

698,1

605,5

Смертность от внешних

причин (на 100 тыс. населения)

РФ УР

134

152,9

226,5

291,5

250,7

309,3

188

194

233,6

281,8

129,2

159,4

Смертность от новообразований

(на 100 тыс. населения)

РФ УР

194,4

133,3

203,4

144,4

204,6

148,7

201,2

148,8

202,5

159

203,3

167,4

Смертность населения в трудоспособныхвозрастах (на 100 тыс. населения)

РФ УР

500

465,1

720

797,3

840,8

826,3

620

539,1

804,1

859,3

560,9

622,2

                                                                                                                            Таблица 2. 

Оценка динамики основных демографических показателей и смертности от наиболее значимых причин по РФ и УР по различным периодам с 1990 по 2013гг.

 

Название показателей и единицы измерения

 

Терри- тории

Темпы прироста по периодам (%)

1993/

1998/

2003/

2013/

2013/

1990

1994

1998

1994

1990

Смертность

РФ УР

+29,5%

+38,1%

-13,4%

-20,4%

+20,6%

+34,2%

-16,6%

-13,6%

+17%

+30,9%

Рождаемость

РФ УР

-29,8%

-30,7%

-13,5%

-3,9%

+22,9%

+16,2%

+38,3%

+41,7%

-0,8%

-2,7%

Естественный прирост*

РФ УР

-7,3‰

-8,2‰

+1,3‰

+2,7‰

-1,3‰

-2,4‰

+6,3‰

+6,4‰

-2‰

-3,4‰

Смертность от болезней

РФ

+23,5%

-10,4%

+23,5%

-16,7%

+12,8%

системы кровообращения

УР

+10,1%

-14,8%

+44,4%

-5,9%

+13,1%

Смертность от внешних

РФ

+69%

-25%

+24,3%

-48,5%

-5,1%

причин

УР

+91%

-37,3%

+45,3%

-48,5%

+4,2%

Смертность от

РФ

+4,6%

-1,7%

+0,6%

-0,6%

+4,6%

новообразований

УР

+8,3%

+0,001%

+6,9%

+6,9%

+25,6%

Смертность населения в

РФ

+44%

-26,3%

+29,7%

-33,3%

+12,2%

трудоспособныхвозрастах

УР

+71,4%

-34,8%

+59,4%

-24,3%

+33,8%

ЕП* - абсолютный прирост (на 1000 населения).
Как следует из приведенных в таблицах данных, уже через год после принятия Конституции РФ динамика стала меняться в лучшую сторону. В результате чего уровень смертности в 1998 году снизился на 13,4%, и улучшилось большинство демографических показателей.
К сожалению, дефолт 1998 года притормозил наметившиеся позитивные процессы. Это привело к тому, что в течение последующих 5 лет смертность населения по РФ вновь возросла на 20%, а по УР - на 34%. Аналогично изменился уровень смертности от основных классов причин; особенно резко увеличилась смертность в трудоспособных возрастах – на 29,7% в РФ и на 59,4% в УР.
Следует отметить, что в целом за 20 лет с момента принятия Конституции РФ в стране сформировалась устойчивая тенденция к улучшению основных демографических показателей. Вместе с тем необхо димо подчеркнуть, что многие из этих показателей все еще не вышли на докризисный уровень 1990 года.
Одной из причин, послуживших активному началу реформирования отрасли начала, было снижение доли ВВП, направляемой на здравоо хранение. Так, перед принятием Конституции РФ доля государственных затрат (в % от ВВП) уменьшилась с 3,6 % 1990г. до 2,5% в 1992г. В процессе разработки проекта Конституции РФ и ее принятия эта доля возросла до 3,9% 1994г. Вместе с тем, в последующем увеличение доли не наблюдалось, а за последние годы даже появилась тенденция к ее уменьшению. (Рисунок 1)


Рис.1. Государственные расходы на здравоохранение (бюджет + ОМС) – в % от ВВП.

Анализ динамики государственных рас хо дов и рас хо дов населения на здравоо хранение за последние 5 лет показал, что темпы прироста финансирования по различным источникам имеют существенные отличия. Так, в 2009 году объем государственных рас хо дов (бюджет + ОМС) составил 1653,0 млрд. руб., а в 2013 году - 2318,0 млрд. руб. Объем официальных платных медицинских услуг населения за этот же период увеличился с 223, 0 млрд. руб до 354,0 млрд. руб. Объем неофициальных платных медицинских услуг населения (рассчитан как разница расхо дов домашних хозяйс тв на здравоо хранение и официальных платных медицинских услуг) составил в 2013 году 493, 0 млрд. руб. против 230,0 м лрд. руб. в 2009 году. Таким образом, государственные рас хо ды на здравоо хранение за пятилетний период возросли в 1,4 раза, официальные платные медицинские услуги - в 1,6 раза, а неофициальные - в 2,1 раза.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Принятие Конституции РФ положительно повлияло на основные демографические показатели в стране, и динамику доли государственных рас хо дов на здравоо хранение от ВВП. Дефолт 1998 года резко прервал эту позитивную тенденцию, последствия чего до сих пор не позволяют добиться улучшения показателей до докризисного уровня.
2. Представляется целесообразным законодательно закрепить долю государственных рас хо дов на здравоо хранение от ВВП страны на уровне 8%, что соответствует рекомендациям ВОЗ и уровню высокоразвитых стран мира.
3. За последнее пятилетие объем платные официальных и неофициальных медицинских услуг существенно превышает темп прироста объемов государственных рас ходов на здравоо хранение. Эти процессы следует привести в соответствие с п.1 ст. 41 Конституции РФ, которая гласит, что «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств бюджета, стра ховы х взносов и других поступлений».
В последние годы продолжается активная реализация мер по повышению рождаемости и снижению смертности населения, а также по увеличению финансирования здравоо хранения. Однако эти процессы требуют усиленного внимания в рамках действующего конституционного поля страны.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (основной закон)
2. Здравоохранение в России: статистические сборники Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
3. Медико-демографические показатели РФ: статистические справочники с 1990 по 2013 гг. ЦНИИОиЗ МЗ РФ http://www.mednet.ru/
4. «Государственные доклады о состоянии здоровья населения Удмуртской Республики» за 1993 -2013гг.