17 января 2016г.
Актуальность данного исследования подтверждается неуклонным ростом числа лиц молодого возраста, страдающих нарушениями зрения, в структуре которых основное положение занимает именно миопия. Возникновение данного заболевания связано главным образом с длительной нагрузкой на зрительный аппарат, что особенно актуально среди студентов высших учебных заве дений. Процесс обучения, так или иначе, неотъемлемо связан с длительной работой на близком расстоянии. Зачастую в учебных аудиториях и при выполнении домашней работы не соблюдаются гигиенические условия, такие как правильное освещение и режим зрительной работы. Кроме того, внедрение компьютерной те хники в процесс обучения значительно усугубило положение дел по заболеванию миопией среди студентов 6 курса.
Цель: изучение распространенности миопии и факторов, предрасполагающих к ней среди студентов 6 курса Ижевской государственной медицинской академии. Оценить проводимые студентами профилактические мероприятия.
Задачи: получение информации о предпочитаемом средстве коррекции зрения, длительности их использования, а также о наличие факторов, способствующих прогрессированию миопии.
Материалы и методы: проведено анкетирование 286 студентов 6 курса лечебного факультета. Анкета состояла из 18 вопросов. Средний возраст опрашиваемых составил 24,5 года. По полу респонденты распределялися
на 64 % женщин, 36% мужчин.
Полученные результаты и обсуждения: Анализ результатов анкетирования показал что среди 286 респондентов миопия имеется у каждого второго студента. При изучении степени выраженности близорукости среди студентов 6 курса ИГМА установлены следующие особенности: легкая степень близорукости -73,1%, средняя-20,4%, тяжелая-6,5%.
Городские школы окончили 67,6%, сельские – 32,4%. Большинство студентов при выборе средства коррекции зрения отдают предпочтение очкам либо попеременно пользуются и очками, и контактным и линзами. Почти треть студентов со слабой степенью миопии вообще не пользуется средствами коррекции зрения, 44,1% пользуются средствами коррекция зрения постоянно, 37,2% - только во время занятий, 18,7% – только при чтении и работе с компьютером. На вопрос наличия наследственной предрасположенности к миопии , при этом большинство студентов – в 53,1% ответили, что ни один из родителей не имеет миопию. У абсолютного количества студентов начало у худшения зрения наблюдалось в школьные годы, но в разные периоды обучения: учеба в начальной школе у 16,1%, учеба в школе с 5-9класс- 20,2%, учеба в старших классах- 63,7%.
На вопрос о количестве часов в день, проведенных за чтением, почти половина студентов ответила 3-4часа и более. На сегодняшний день мобильные телефоны стали популярным средством общения не только посредством звонков, но и специальных интернет-программ, позволяющих вести переписку с друзьями и родными. На вопрос о количестве часов в день использования мобильного телефона для общения большинство студентов ответила 3-4 часа.
При изучении профилактических мероприятий, используемых студентами для улучшения зрения, нами было выявлено следующее: 58 (20,2%) студентов принимают биологически активные добавки или витамины для улучшения зрения. 9,5% регулярно делают гимнастику для глаз.
Выводы: Полученные данные анкетирования, длительное чтение и использование мобильных телефонов, отсутствие профилактических мероприятий свидетельствуют о том, что у студентов 6 курса высок риск дальнейшего прогрессирования миопии, поэтому необхо димо обратить внимание врачам поликлиники, преподавателям и самим студентам и принять меры, направленные на о храну зрения.
Список литературы
1. Марчук С.А. Профилактика и коррекция зрительных функций у студенческой молодѐжи: Учебно - методическое пособие /РППТУ. – Екатеринбург: 2004. - 77 с.
2. Аветисов Э.С. Близорукость. 2-еизд., перераб. идоп. - М.:М., 1999. - 258 с.
3. Г.И.Ерошевский. Глазные болезни / Г.И.Ерошевский,
4. А.А.Бочкарев - М.М. ,1983.-45с