Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ УКОРОЧЕННОГО ИНТЕРВАЛА PQ У СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГМУ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
19 ноября 2016г.

Анализ данных обследования 357 студентов Астраханского ГМУ ( юношей 163 и девушек 194) в возрасте от 18-22 лет показал, что патологическое укорочение интервала PQ встречаются у студентов достаточно часто. Студентам с укороченным интервалом PQ необходимо углубленное обследование с целью профилактики рисков нарушений ритма. Рациональное использование тренировочных нагрузок позволит избежать стресс-ситуаций со стороны сердечно-сосудистой системы при занятиях физической культурой в рамках образовательного процесса.




ВВЕДЕНИЕ

 

Спортивные физические нагрузки в жизни студентов играют важную роль в формировании функциональных резервов организма. Тренировочная и соревновательная деятельность параллельно с учебными нагрузками предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям организма [1]. В тоже время, количество студентов отнесенных к специальной медицинской группе «А» имеет устойчивую тенденцию к увеличению [2]. Особое место в росте заболеваемости принадлежит патологическим изменениям в сердечно сосудистой системе студенческой молодежи [4,5]. Тем не менее, при прохождении ежегодных медицинских осмотров и допуске студентов к занятиям физической культурой недостаточно уделяется внимание укороченному интервалу PQ при интерпретации электрокардиограмм. Впервые электрокардиографическую картину укорочения интервала PQ описали в 1938 году Clerc, Levy, Critesco. Lown, Lanong, Levine выявили взаимосвязь между коротким интервалом PQ и над желудочковой аритмией [2]. Бессимптомное укорочение интервала PQ менее 0,12 с может быть вариантом нормы или результатом повышения симпатического тонуса [6]. Но во всех случаях это является субстратом для более серьезных нарушений ритма и однозначно требует углубленного обследования. В связи с этим мы проводили мониторинг показателей здоровья студентов Астраханского ГМУ, посещающих занятия по физической культуре в рамках образовательного процесса, на предмет патологического укорочения интервала PQ и связанных с ним нарушений ритма и проводимости.

Ключевые слова: студенты, укороченный интервал PQ, медицинский осмотр, ЭКГ.


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Нами было проведено обследование 357 студентов Астраханского ГМУ (163 ношей и 194 девушек), посещающих занятия по физической культуре в рамках программы ФГОС III, в возрасте от 18 – 22 лет. Были проанализированы клинические данные и показатели электрокардиографии. Исследования проводились с использованием следующих средств: электрокардиограф Cardiovit AT-101 3-канальный («Schiller», Швейцария), программа для работы с электронными таблицами MicrosoftExcel 2007, программный пакет для статистического анализа Statistica10 (StatSoftInc., США).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Все обследуемые субъективно ощущали себя здоровыми, жалоб на момент осмотра не предъявляли, анамнестически отрицали перенесенные заболевания в течение предшествующих   6   месяцев,   аускультативная   картина   легких   без   патологии,   патологические акценты и сердечные шумы над областью сердца не выслушивались, клапанный аппарат сердца в норме.

При анализе электрокардиограммы мы определяли продолжительность интервала PQ и наличие нарушений ритма и проводимости при его патологическом удлинении или укорочении.

Анализ показателей электрокардиограммы студентов выявил укороченный интервал PQ, у более 30% обследованных (Рис.1). В 24,7 % случаев выявленные изменения сочетались с синусовой аритмией. У 19,7 % студентов с укороченным интервалом PQ были зафиксированы нарушения ритма сердца: над желудочковая экстрасистолия (8,1%), желудочковая экстрасистолия (9,7%). У 2% студентов укороченный интервала PQ регистрировался на фоне нарушений процессов реполяризации миокарда в области нижней стенки, что возможно является проявлением миокардиодистрофии и служит показателем детренированности сердечно-сосудистой системы (Рис. 2). Синдрома укороченного интервала PQ, а именно, сочетания укороченного интервала PQ и пароксизмальной над желудочковой тахикардии при интерпретации электрокардиограмм у студентов выявлено не было.
ВЫВОД

 

Таким образом, проведенные исследования показывают, что у студентов, занимающихся физической культурой в рамках программы высшего образования патологическое укорочение интервала PQ встречается достаточно часто. Феномен укороченного интервала PQ является показанием к углубленному обследованию с проведением проб с физической нагрузкой, холтеровского мониторирования ЭКГ и эхокардиоскопии. Нарушение процессов реполяризации в сочетании с укороченным интервалом PQ, встречающееся у студентов является признаком миокардиодистрофии и требует дальнейшего обследования и назначения метаболической терапии с целью восстановления функциональных резервов сердечно-сосудистой системы. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что исследование сердечно-сосудистой системы у студентов Астраханского ГМУ позволяют адекватно подбирать физические нагрузки как оздоровительного, так и соревновательного характера. Особое внимание необходимо уделять такому показателю как укороченный интервал PQ, так как при интенсивных физических нагрузках он может стать субстратом пароксизмальной наджелудочковой тахикардии. Рациональное использование учебно-тренировочных нагрузок позволит избежать стресс-реакций со стороны сердечно-сосудистой системы как во время занятий физической культурой в рамках образовательного процесса, так и во время проведения массовых спортивных мероприятий.

Список литературы

 

 

1. Доронцев А.В. «Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта» Aвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волгоградская государственная академия физической культуры. Волгоград, 2006.

2.   Доронцев А.В.,Блохина О.Ю. «Результаты исследования реализации требований ФГОС III - го поколения по физической культуре на 1 – 2 курсах Астраханской государственной медицинской академии»   Актуальные проблемы реализации ФГОС III–го поколения

.Учебная и внеучебная составляющая предмета «Физическая культура» в медицинских и фармацевтических вузах Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно практической конференции Рязань 25- 26 сентября 2013. – С. 6-7.

3.      Доронцев А.В. Козлятников О.А. «Характеристика и структура заболеваемости различного контингента школьников Астраханской области» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта- 2014.-№ 11 (117). – С. 46 – 49.

4. Светличкина А.А.,Доронцев А.В., Обухова Е.В. «Нарушение процессов реполяризации миокарда сердца у студентов Астраханского ГМУ занимающихся в спортивных секциях» III международная научно практическая конференция «Тенденции развития психологии, педагогики и образования» ИЦРОН- 2016- С. 46-48.

5.     Чичкова М.А. «Актуальные проблемы диагностики и лечения кардиологических больных в Астраханской области на современном этапе.» Астраханский медицинский журнал. – 2008. -№ 2. – С. 5-10.

6.     Янкевич И.Е., Зинчук Н.А., Доронцев А.В. «Психофизиологическая адаптация к спортивной деятельности слабослышащих футболистов» Астраханский медицинский журнал. - 2013. -№ 1.- Т 8.- С. 326 – 329.