Изучение заболеваемости и роли факторов, ее определяющих, в отдельных возрастных группах занимает особое место в оценке здоровья детей. Для получения объективной оценки заболеваемости детского населения необходимо анализировать во взаимосвязи статистические показатели по разным источникам: база данных фондов ОМС, медицинские осмотры детей, учетно-отчетная документация медицинских учреждений, компьютерные методы обследования детского населения [7].
Основы здоровья каждого поколения закладываются в детском возрасте, поэтому подрастающее поколение - особая группа населения. Кроме того, показатели здоровья определяют состояние многих медицинских, социальных и экономических проблем. В оценке состояния здоровья детского населения в последнее время все чаще первостепенное значение приобретают показатели заболеваемости, поскольку позволяют наиболее объективно отразить степень утраты здоровья [5].
Известно, что главный показатель состояния здоровья дошкольников- физическое развитие, которое определяется экологическими и социально- гигиеническими условиями жизни, регулируется биологическими законами и находится под влиянием окружающей среды [1].
Динамическое наблюдение за детьми показало, что «самое плохое здоровье и наиболее значительный рост заболеваемости наблюдаются в возрастной группе лиц 15-17 лет. Среди подростков, школьников, здоровыми могут считаться только 10 %, функциональные отклонения имеют 50 %, хроническую патологию– 40 % лиц». Ученые регистрируют снижение показателей физического развития и гармоничности у детей всех возрастных групп [1]. Симптомы замедления физического развития начали регистрироваться в конце двадцатого века, когда дефицит массы тела, уменьшение параметров тела, дисгармоничное физическое развитие, нарушение осанки, сколиоз, снижение силовых показателей, а также сдвиг сроков первых регул у девочек на более поздний возраст приняли массовый характер.
Первые рейтинговые места у российских детей по частоте у болезней крови и кроветворных органов- 32 %; болезней эндокринной системы – 31 %; болезней костно- мышечной – 26,5%; болезней органов пищеварения – 24,7; болезней кровообращения – 24 %[2].
В практике педиатра вегето-сосудистая дистония встречается с частотой 12 до 25 %, а у школьников – от 7,1 до 43,7 %. Ее причинами чаще всего является перинатальная патология нервной системы, повреждения вегетативных нервных центров [3].
Частыми у детей являются синдромы поражения соединительной ткани. Генерализированный характер поражения соединительной ткани у детей характеризуется также вовлечением в патологический процесс системы гемостаза и репродуктивной системы. Это требует того, чтоб дети из группы высокого риска по неблагоприятному течению антенатального периода с признаками недостаточности соединительной ткани с рождения должны наблюдаться дифференцированно [6].
На долю часто болеющих детей приходится до 60 % всех регистрируемых заболеваний детского и подросткового населения. Часто болеющие дети- чрезвычайно разнообразная по составу группа, у них не всегда удается выявить характерные изменения со стороны основных показателей иммунной системы, даже при наличии респираторной патологии. Основную группу нозологий у данных детей составляют грипп и другие острые респираторные заболевания, которые чаще всего встречаются в возрасте первых 6- 7 лет жизни.
При оценке ВОЗ, число детей со стойкими нарушениями в состоянии здоровья постоянно возрастает, в РФ за последнее десятилетие показатель детской инвалидности вырос в 4 раза. Ведущие места в структуре первичной детской инвалидности занимают врожденные аномалии развития, болезни нервной системы и психические расстройства. Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детский церебральный паралич, распространенность которого составляет 2-2,5 случая на 1000 детей [4].
Ведущие места в структуре первичной детской инвалидности занимают врожденные аномалии развития, болезни нервной системы и психические расстройства. Среди заболеваний нервной системы главной детской инвалидности является детский церебральный паралич.
1. Даутов Ф.Ф., Лысенко А.И., Яруллин А.Х. Влияние факторов окружающей среды на физическое развитие детей дошкольного возраста//Гигиена и санитария. 2001. № 6. С. 49-51.
2. Милушкина О.Ю. Состояние здоровья и санитарно-эпидемиологическая характеристика условий воспитания и обучения детей и подростков в Российской Федерации//Здоровьенаселенияисредаобитания. 2003. № 9. С. 1-2.
3. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Генералов В.О. Вегетососудистая дистония у подростков как проявление дисморфогенеза//Российский педиатрический журнал. 2001. № 1. С. 39-41.
4. Вельтищев Ю.Е., Царегородцев А.Д., Казанцева Л.З. Прогресс генетики и его значение для педиатрии//Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2001. № 5. С. 6-11
5. Плигина Е.В. Медико-социальные аспекты детей-сирот // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 12 – С. 95-96
6. Сафонов А.Б. , Сергеев В.Н. Лечебно-профилактические аспекты метаболической терапии хронических неинфекционных заболеваний // Педиатрия 2002 . №3. С. 92-98.
7. Альбицкий, В.Ю. Современные подходы к изучению заболеваемости дет ского населения /В.Ю. Альбицкий, Е.В. Антонова, А.А. Модестов.- Российский педиатрический журнал., 2009. - № 4. – 4-7 с