Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ЭКСТРАКТА SEDUM MAXIMUM (L.) HOFFM НА АКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССОВ ЛИПОПЕРОКСИДАЦИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

Проблема оксидативного стресса и состояния активности процессов липопероксидации в норме и при патологии привлекает внимание многих специалистов [1, 2]. Одним из перспективных направлений решения этой проблемы является исследование возможностей эффективной регуляции процессов липопероксидации с помощью биологически активных веществ (БАВ) растительного происхождения. Преимуществами этих веществ являются отсутствие токсических, побочных эффектов, «мягкое» воздействие на организм, что позволяет использовать их не только для коррекции патологических сдвигов, но и в целях профилактики [3].
Очиток большой (Sedum maximum (L.) Hoffm.) широко применяется в народной медицине, в том числе как адаптогенное средство [4, 5], но влияние БАВ, содержащихся в его экстрактах, на состояние активности процессов липопероксидации в условиях нормы и патологии не изучено.
Целью работы явилось установление возможностей влияния водного раствора спиртового экстракта травы очитка большого на активность свободнорадикального окисления липидов в экспериментальных условиях.
Материалы и методы
Объектом исследований являлась трава очитка большого, собранная на территории Саратовской области в августе 2013 года. Спиртовые извлечения были получены методом двукратной экстракции 95% этанолом. Полученные спиртовые извлечения упаривали насухо, после чего растворяли сухой остаток в воде. Исследования проводили в экспериментах in vivo на 54 беспородных белых крысах-самцах массой 180,0 ± 20,0 г, которые содержались в одинаковых условиях на стандартном пищевом рационе. Создание модели оксидативного стресса достигалось внутрибрюшинным введением экспериментальным животным 1%-го раствора диоксидина (ДО), который часто используется в экспериментах в качестве прооксиданта, поскольку индуцирует образование в организме свободных форм кислорода (Н2О2, ОН-радикалов) [6].
В эксперименте были использованы 9 групп (Табл.1) по 6 крыс в каждой.

                                                                                                                           Таблица 1
Экспериментальные группы животных и дозы вводимых веществ

№ группы

Название группы

Вводимые вещества и их дозы, мг/кг

1

Интактная

-

2

Контроль 1

ДО 100

3

Контроль 2

Вода 100

4

Опытная 1

ДО 100; экстракт 100

5

Опытная 2

Экстракт 100

6

Опытная 3

ДО 100; экстракт 200

7

Опытная 4

Экстракт 200

8

Опытная 5

ДО 100; экстракт 300

9

Опытная 6

Экстракт 300

Все вещества вводились внутрибрюшинно один раз в день на протяжении четырех дней. На четвертые сутки через 1 час после введения растворов животных декапитировали, и отбирали кровь для анализа. Состояние активности процессов свободно-радикального окисления липидов оценивалось по содержанию в сыворотке крови экспериментальных белых крыс промежуточного продукта липопероксидации – малонового диальдегида (МДА). Определение уровня МДА проводили общепринятыми спекрофотометрическими методами на спектрофотометре
«Shimadzu» СФ-UV 1800 [7]. Статистическую обработку проводили при помощи пакета программного обеспечения Статистика 6.0. Достоверность полученных результатов оценивалась с использованием критерия Манна – Уитни, различия групп считались достоверными при уровне значимости р<0,05.
Результаты и обсуждение
Как показали результаты проведенных исследований, после внутрибрюшинного введения белым крысам 1%-го раствора ДО на протяжении 4 суток в дозе 100 мг/кг происходило повышение уровня МДА в сыворотке крови в 1,9 раз (р<0,05) по сравнению с аналогичными показателями интактной группы животных и группы, которой вводилась вода. Полученные результаты свидетельствовали об активации процессов липопероксидации под влиянием ДО (Рисунок 1).

 

Рис.1. Содержание МДА в сыворотке крови экспериментальных белых крыс.
а - интактная группа; б - контроль 1; в - контроль 2; г - опытная 1; д - опытная 2; е - опытная 3; ж - опытная 4; з - опытная 5; и - опытная 6.

В последующих сериях экспериментов исследовали возможности биологически активных веществ водного раствора спиртового экстракта травы о. большого коррегировать прооксидантные эффекты ДО. При сочетании введения ДО в дозе 100 мг/кг и последующего внутрибрюшинного введения водного раствора спиртового экстракта о. большого в дозе 200 мг/кг происходило значительное снижение уровня МДА в 1,4 раза (р<0,05) в сыворотке крови белых крыс.
Для изучения зависимости протекторных эффектов экстракта о. большого от величины используемой дозы провели сравнительную оценку содержания МДА в крови белых крыс при использовании экстракта очитка в дозах 100 мг/кг и 300 мг/ кг. Полученные результаты свидетельствовали об отсутствии протекторного эффекта препарата при использовании его в дозе 100 мг/кг, что подтверждалось сохранением высокого содержания МДА в сыворотке крови животных, как и в группе животных, которым вводился только ДО.
В серии экспериментов с сочетанным введением ДО с экстрактом о. большого в дозе 300 мг/кг отмечалось снижение уровня МДА не только по сравнению с соответствующими показателями группы животных, которым вводился только ДО, но и с показателями белых крыс, получавших ДО в сочетании с экстрактом травы о. большого в дозе 200 мг/кг.
Установлено, что водный раствор спиртового экстракта о. большого обладает способностью снижать содержание промежуточного продукта ПОЛ (МДА) в сыворотке крови крыс, подвергшихся прооксидантному действию ДО, в дозе 200 мг/кг и выше. В связи с этим является перспективным более детальное изучение его антиоксидантных свойств по другим маркерам оксидативного стресса.

Список литературы

1. Загидуллина А.И. Патогенетическое значение процессов перекисного окисления липидов, антиоксидантной защиты и системы гемостаза, коррекция их нарушений методом озонотерапии при роже // Автореф… дисс. на соискание ученой степени к.м.н. Санкт-Петербург. 2005. 24 с.
2. Гнусина С. В. Перекисное окисление липидов и антиоксидантная система у больных сахарным диабетом I типа разного возраста // Автореф… дисс. на соискание ученой степени к.м.н. Иркутск, 2007. 21с.
3. Колесова В.Г., Дадали В.А., Лойко В.И. и др. Антиоксидантная терапия растениями // Эфферентная терапия. – 1996. – Т. 2. – №1. – С. 67 - 70.
4. Шнякина Г.П., Краснов Е.А. О фитохимической и медико-биологической изученности видов рода Sedum L. // Растит. ресурсы. – Т. 10. – 1974. –Вып. 1. – С. 130-135.
5. Барнаулов О.Д., Сергеева Т.В., Александрова Л.А. и др. Сравнительная оценка антиоксидантной (аоа) активности водных извлечений из растений // Матер. Х конф. "Нейроиммунология" Т. 2, (2001) сc. 223-297.
6. Роль свободных радикалов кислорода в механизме мутагенного действия фотрина и диоксидина [Текст] / Дурнев А. Д., Дубовская О. Ю., Нигарова Э. А., Середенин С. Б. // Хим. фармацевт. журн. - 1989. - 23, N11 : 0023-1134. - С. 1289-1291.
7. Суплотов С.Н., Баркова Э.Н. Суточные и сезонные ритмы перекисей липидов и активности супероксидцисмутазы в эритроцитах у жителей средних широт и Крайнего Севера. // Лабораторное дело. - 1986. - № 8.-С. 459-463.