Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВРАЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
03 марта 2016г.

Аннотация: статья посвящена проблемам интеракции врача и пациента на правовой основе, которая предусматривает свободу личности, право выбора и следование профессионально-этическим требованиям. Перечислены факторы, препятствующие полной реализации принципа информированного согласия врачами и пациентами.

 Ключевые слова: этико-правовой аспект, принцип информированного согласия, право больного, стандарт формы и моделей информирования

 Отечественное здравоохранение подверглось значительным реформам на основе новых технологий, процесса медикализации и рыночных отношений, которые существенно изменили медицину, подвергнув еѐ структурированию. Поэтому закономерно обращение к ней как непрерывно развивающейся сфере человеческого знания.

Одновременно со второй половины XX века возросла роль регулирования медицинской деятельности посредством этико-правовых норм. Хельсинская декларация прав человека сформулировала базовые этические принципы, провозгласив свободу выбора и уважение к независимости человеческой личности. На основе признания принципов самоопределения и автономии пациента произошла замена традиционной схемы отношений между врачом и пациентом, предполагающей полный контроль над ходом взаимодействия, новыми моделями взаимоотношений, нашедших отражение в биоэтике на основе правдивости, конфиденциальности и информированного согласия. Поэтому основной проблемой для специалистов-медиков стало соблюдение прав пациента в ходе профессионального взаимодействия.

 Цель нашего исследования предусматривает рассмотрение некоторых этико-правовых проблем, влияющих на резервные возможности лечебно-диагностического взаимодействия.

 Уточним, что к проблемам интеракции врача и пациента на этико-правовой основе, мы относим обсуждение еѐ реализации согласно принципу информированного согласия. Необходимость уточнения особенностей его содержания имеет важное значение для оптимизации врачебного взаимодействия и достижения выздоровления больного [1, c. 94].

 В нашем случае также необходимо говорить об усложнении представлений о понятии «взаимодействие» и его характеристик в медицинской сфере. Так, использование антропоцентрического подхода позволило расширить область его исследования на основе социологии медицины, культурологии, биоэтики.

 Являясь неотъемлемой частью лечебного процесса, взаимодействие врача и пациента, определяется как социальное взаимодействие, которое наиболее общим образом можно определить, как процесс и систему действий людей, в которой они реагируют на действия других. Возможно уточнение данного понятия трактовками «воздействие субъектов и объектов друг на друга», «общение», «коммуникация», «интеракция», «способность к диалогу» и др. Это вызвано фактом его понимания как средства и способа осуществления профессиональной деятельности в медицине. Перечисленные понятия представляются нам обоснованными и хорошо дополняют друг друга.

 Действительно, будучи результатом длительной эволюции научного знания и формируясь на основе междисциплинарных представлений, взаимодействие является их своеобразным синтезом [2, c. 148], поэтому его изучение сопряжено с целым рядом факторов, выступающих в качестве механизмов регуляции.

 Важной задачей системного изучения медицинской интеракции является анализ структуры взаимодействия для определения моделей взаимоотношений диады врач - пациент. Западные исследователи настаивают на существовании формального и неформального уровней процесса взаимодействия, что и определяет его институциональность и персональность соответственно. Институциональный уровень предполагает образцы взаимоотношений, которые предписывают общество и социальные институты, основываясь на правовых и административных нормативах, биоэтических нормах и принципах. Уровень межличностного взаимодействия обусловлен индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия, а также моделями поведения, выработанными в ходе социализации.

 Таким образом, исходя из выше сказанного, считаем необходимым учитывать соотношение выделенных категорий, так как преобладание одной из них ведѐт к нарушению взаимодействия. На наш взгляд, оптимальным является соотношение, возникающее при ведущей роли институционального уровня и комплементарности неформального.

 Ранее нами уже были подробно изучены модели межличностного общения врача и пациента с разной степенью асимметрии. Как наиболее продуктивная была рекомендована модель совместного принятия решения на основе принципа информированного согласия, закрепляющего право пациента на непосредственное участие в принятии медицинского решения с учѐтом его информированности и в соответствии с социальными и медицинскими традициями нашего общества [4, с. 19]. Такой подход отвечает целям нашего исследования и декларирует право пациента не только как этическую, но и как юридическую категорию.

 Предпринятый нами анализ на базе теоретических подходов, позволяет учитывать существенное влияние на эффективность процесса медицинской консультации статусно-ролевых характеристик еѐ участников, ценностно-нормативных факторов в медицинской сфере, а также особенностей ситуации интеракции. Отметим, что общение с пациентом должно быть личностно ориентированным и учитывать его индивидуальные и социокультурные особенности.

 Роль такого параметра интеракции, как этико-правовой аспект, является предметом научных дискуссий многих исследователей. Поиск модели, максимально соблюдающей автономию личности и право выбора при оптимальной информированности больного, продолжается и совершенствуется. В качестве доказательства обратимся к результатам социологических опросов населения, касающихся реализации на практике права пациентов на самоопределение при добровольном информированном согласии [3, с.41]. Установлено, что дальнейшей детализации требуют аспекты стандарта формы и моделей информирования.

 В рамках исследования проблем правового взаимодействия врача-пациента согласно принципу информированного согласия был выявлен ряд проблем.

 Мнения врачей и пациентов не всегда совпадали, а иногда были противоречивы. Так, врачами и пациентами была проявлена солидарность относительно права выбора метода лечения и «права на информацию» о состоянии здоровья. Эту позицию поддержало равное количество врачей и пациентов (80%). Обсуждение принципа контроля со стороны общества и пациентов, в частности, при оценке качества и недостатков медицинской помощи не нашло поддержки врачей-специалистов. Обсуждать подобные темы публично готовы 12% специалистов [5, c. 23]. Мнения участников интеракции расходились и относительно приоритета в принятии решения.

 Результаты социологических исследований подтвердили традиционную приверженность врачей и пациентов патерналистской модели взаимоотношений и в настоящее время при принятии решения по поводу согласия или отказа от медицинского вмешательства, мотивированного различными причинами, например, жизненными показаниями, где особенно важен авторитет врача.

 По мнению А.А. Воробьѐва, В.В. Деларю, А.В. Куцепалова, определяющим параметром в этом процессе играет уровень информированности пациента или же его некомпетентность. Актуальность проблемы информированности больного признало более 60% врачей. Их оценочные высказывания зависели от профессионального стажа и профиля специалиста.

 По их мнению, информированность пациентов преимущественно стихийна, не всегда объективна, а часто неправильна [3, c.40-42]. Данная точка зрения особенно поддерживается хирургами, которые воспринимают пациента только как объекта при модели взаимодействия «субъект-объект». По мнению пациентов, существуют и другие факторы, которые должны быть приняты во внимание при регуляции отношений в системе врач-больной с учѐтом уровня их автономности и прав - гендерная, расовая, религиозная, национальная принадлежность и социальный статус, ориентированность на разные модели информированного согласия, возраст участников интеракции, формальное отношение и недоверие друг к другу. Имеют место разногласия при определении объѐма, предоставляемой врачами информации [5, с.24-25; 3, с.44].

 Таким образом, всестороннее рассмотрение взаимодействия врача и пациента согласно принципу информированного согласия свидетельствует о многочисленных попытках его совершенствования, процесса формирования и становления этико-правовых основ российской медицины.

 Представляется, что в целях эффективного межличностного взаимодействия необходимо продолжение разработки профессионального стандарта формирования информированного согласия, предполагающего непрерывное совершенствование врачебной квалификации, принятие решений с учѐтом мнения пациентов при активном информационном воздействии врача на больного. 

 Список литературы

 1.      Баракат Н.В. Этико-правовой аспект медицинской интеракции врача и пациента. / Проблемы современной науки и образования. Научно-методический журнал. – 2014. - №1(19). – С. 93-95.

2.      Баракат.  Н.В.  Истоки  становления  понятия  «общение»  в  сфере  медицины:  междисциплинарное исследование. / Альманах современной науки и образования. – 2009. - №12 (31) ч.I. – С. 148-151.

3.      Воробьѐв А.А., Деларю В.В., Куцепалов А.В. Влияние информированности пациента на структурирование взаимоотношений в системе врач-пациент / Социология медицины. – 2004. - №1. – С. 39-45.

4.      Силуянова И.В. Патернализм и информированное согласие: проблема совместимости. / Медицинский вестник. – 2007. - №1. - С.19.

5.      Зыятдинов К.Ш. Некоторые этико-правовые проблемы взаимоотношений врача и пациента. / Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2000. - №2. – С. 22-26.