Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕСТА ЛЕОНГАРДА-ШМИШЕКА

Авторы:
Город:
Благовещенск
ВУЗ:
Дата:
23 июня 2018г.

Акцентуация – понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных характеристик и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей. Акцентуация характера – это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы. Данное положение объясняет актуальность постановки и разработки проблемы акцентуации характера у подростков. В период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в данном возрастном периоде, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [2,5].

Целью данного исследования является выявление типов и частоты встречаемости акцентуаций у подростков в зависимости от возраста и соматотипа на основе опросника Леонгарда-Шмишека. Теоретической основой опросника «Методика изучения акцентуаций личности» является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин  «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимный, тревожный, циклотимный, экзальтированный и эмотивный), и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет» [3,4].

Нами был проведен опрос среди 211 школьников 10-14 лет и 15-18 лет. Обе группы были поделены по соматотипам (микро, мезо и макро) и по половой принадлежности. В каждой группе были выделены акцентуации характера. У мальчиков 10-14 лет с микросоматотипом выявлены такие акцентуации характера, как гипертимность, экзальтированность и циклотимность (в 50% случаев), а у девочек - экзальтированность (у 57,1%), гипертимность и циклотимность (у 42,9%), эмотивность, возбудимость и педантичность (у 14,3%). У мальчиков с мезосоматотипом встречается гипертимность (54,6%), циклотимность, эмотивность, возбудимость, тревожность (по 9,1% соответственно), экзальтированность и дистимность (по 4,6%). У девочек с мезосоматотипом были выявлены гипертимность (у 69,4%), эмотивность (у 33,3%), экзальтированность (в 19,4% случаев), циклотимность (16,7%), возбудимость (13,9%), тревожность (11,1%), демонстративность (5,6%) и застревание (у 2,8%). У мальчиков макросоматотипа также чаще встречаются гипертимность (в 45,2% случаев), экзальтированность (29%), циклотимность (19,4%), эмотивность и возбудимось (по 9,7%), демонстративность и дистимность (в 3,2% случаев). Чаще всего гипертимность встречается у девочек 10-14 лет с макросоматотипом (70,6%), эмотивность встречается у 23,5%, экзальтированность – у 17,6%, циклотимность и демонстративность – у 14,7%, застревание – у 2,9%. В возрасте 15-18 лет у мальчиков микросоматотипа выявилась только гипертимность (у 33,3%). У девочек этой же группы преобладает возбудимость (62,5%), гипертимность, экзальтированность и циклотимность (по 50%), демонстративность (37,5%), эмотивность (25%), тревожность (12,5%). У мальчиков с мезосоматотипом имеются гипертимность (в 42,1% случаев), экзальтированность (15,8%), циклотимность (10,5%); а у девочек – эмотивность (52,2%), гипертимность и экзальтированность (по 39,1%), циклотимность (30,4%), возбудимость (21,7%), тревожность (17,4%), демонстративность (4,4%). У мальчиков с макросоматотипом были выявлены акцентуации: гипертимность (у 53%), экзальтированность (у 11,8%), циклотимность и эмотивность (у 5,9%); у девочек данной группы – циклотимность и эмотивность (у 42,9%), гипертимность, экзальтированность и педантичность (у 28,6%), тревожность и возбудимость (у 14,3%).

По данным наших исследований было выявлено, что во всех тестируемых группах присутствуют школьники с гипертимностью (53,5% от общего количества детей), однако преобладают такие дети во всех группах 10-14 лет и у мальчиков 15-18 лет (р<0,05). Особенно часто встречается гипертимность у девочек 10-14 лет с макросоматотипом. Выраженная экзальтированность и циклотимность преобладают у детей 10-14 лет с микросоматотипом (р<0,05). В группе школьников 15-18 лет у девочек с микросоматотипом преобладает возбудимость, в половине случаев экзальтированность и циклотимность (р<0,05). В группе 15- 18 лет у девочек с мезосоматотипом преобладает эмотивность, а с макросоматотипом – циклотимность и эмотивность (р<0,05). Как видно из результатов анкетирования, у девочек не зависимо от возраста и соматотипа чаще встречаются акцентуации различного характера, чем у мальчиков, что можно судить о более выраженном психо-эмоциональном фоне у девочек. Часто встречающаяся гипертимность у подростков говорит о том, что они общительны, оптимистичны, активны, выносливы, но легкомысленны, неусидчивы, редко доводят начатое дело до конца и не терпят строгого контроля, легко попадают в плохую компанию. Таким образом, необходимо определять заостренные черты акцентуированного характера в подростковом возрасте, так как в дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые [1,6,8].

 

Список литературы

 

1.        Алексеева Е.А., Выбойщик И.В., Паршукова Л.П./Акцентуация характера: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУРГУ, 2002. – с. 47.

2.        Бухановский А.О. и др./Общая психопатология: Пособие для врачей/ А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак – 2-е изд.,перераб. И доп. – Ростов н/Д.: изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1998.- с.416.

3.        Ракович Н.К. /Практикум по психодиагностике личности – Мн.: БГПУ, 2002. – с. 248

4.        Юткина О.С. /Психоэмоциональный статус студентов при симуляционном обучении// В сборнике: Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редкол.: Л. А. Абрамова. 2017. С. 107-111.

5.        Юткина О.С./Изучение уровня алекситимии у детей школьного возраста//Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 68.

6.        Yutkina O.S., Yutkina Yu.R./ Alexithymia in adolescents depending on physical development// В книге: The 13th Sino-Russia Forum of Biomedical and Pharmaceutical Science. 2016. С. 116-117.

7.        Yutkina O.S./Adaptive reactions of children depending on their age// В книге: The 13th Sino-Russia Forum of Biomedical and Pharmaceutical Science. 2016. С. 118-119.

8.        Yutkina O.S.Rehabilitation of children with infantile cerebral palsy//В книге: The 13th Sino-Russia Forum of Biomedical and Pharmaceutical Science. 2016. С. 124-125.