25 июня 2016г.
Здоровье молодежи рассматривается на государственном уровне как прогностический фактор в отношении демографической ситуации [1 – 3, 5].
Одной из главных составляющих работы по повышению качества профилактических мероприятий для предотвращения ИППП является изучение результатов данной деятельности, рассматривающее как недостатки используемых мер борьбы, так и положительные стороны. Это необходимо для сбора доказательной базы в отношении эффективности конкретных форм и методов работы, обоснования принципов комбинирования различных методов, проверки нововведений и классических представлений в данном вопросе [4].
Цель исследования – выделить ведущие пути информирования студентов-медиков об ИППП и оценить вклад различных мероприятий в становление представлений о проблеме до ее изучения на клинических кафедрах.
Материалы и методы исследования. Нами было опрошено 157 студентов 1 курса медицинского вуза. Данная выборка интересна тем, что это студенты, которые имеют более высокий, чем молодежь в целом, уровень знаний в сфере естественных наук, но профессиональные знания по данной проблеме у первокурсников только начинают складываться (отдельные аспекты проблемы изучаются в курсе биологии, но вопросы клинического характера еще не изучаются). Анкета включала вопросы об участии респондентов в конкретных профилактических мероприятиях в течение последних 3 лет и об источниках информации, оказавших наибольшее влияние на знания и позицию по данной проблеме.
Результаты. Если рассматривать профилактические мероприятия, то студенты медицинского ВУЗа в основном (34,4%) пользовались Интернет-ресурсами и являлись слушателями лекций врачей, посещали лекции психологов, педагогов, социальных работников 33,7% опрошенных (Рисунок 1). Последние два показателя стоят на первых местах в рамках просвещения молодежи, что несомненно является хорошим результатом: такие мероприятия наиболее объективно и понятно доносят до слушателей все нюансы проблемы ИППП. К неправильному пониманию данной проблемы может привести использование Интернет-ресурсов наибольшим количеством людей в качестве источника знаний из-за обилия непроверенной информации, находящейся в открытом доступе. Большое количество студентов (33,0%) рассматривали в качестве профилактических мероприятий (получая нужную информацию) изучение соответствующих тем в рамках основных занятий, что является профессиональной подготовкой будущих медиков. Как источники знаний о ИППП просмотры видеоматериалов, чтение специальной литературы использовались 25,5% и 24,8% молодежи соответственно и являются скорее самообразованием. Среди негативных фактов следует отметить малый охват молодежи профилактическими обследованиями (22,3%) и консультациями (3,2%), редкое проведение профилактических мероприятий на базе медицинских учреждений (охват 14,0% молодежи).
Наибольший вклад в становление существующих представлений об ИППП, по оценкам самой молодежи, вносят лекции врачей, посещавших учебное заведение (25,5%) (Рисунок 1). С точки зрения профессионализма проводимых ими мероприятий, получаемая от них информация должна быть наиболее точной и объективной, а данный процент – 25,5%, является достоверной оценкой положительной деятельности врачей.
Отрицательной же стороной данного вопроса считается оказываемое ничтожно малое влияние на пациентов профилактических обследований (0,60%), посещение медицинских учреждений (1,9%) и индивидуальных консультаций у врача
(3,1%). Это ставит под вопрос заинтересованность медицинских работников в информированности населения. Участие в профилактических мероприятиях в качестве волонтеров и изготовителей агитационных материалов оказывают малое влияние (1,3% и 2,5% соответственно), что скорее связано с в принципе небольшим участием молодежи в данных процессах. Самостоятельное изучение соответствующих тем при чтении специальной литературы составляет 13,4% от опрошенных, просмотр видеоматериалов - 14,0%, так же как и изучение соответствующих тем в рамках основных занятий – 14,0%, в среднем достаточно часто влияют на информированность студентов, что дает основу профессиональным представлениям о проблемах ИППП. Одним из оказывающих воздействие способов является использование Интернет-ресурсов (10,1%), плюсом которого может стать легкодоступность и анонимность, а минусом – подмена понятий и фактов, непроверенность информации. Помогают осветить важные вопросы по ИППП лекции педагогов и психологов (13,4%), оказывая довольно сильное влияние на молодежь.
Для выделения наиболее информативных каналов просвещения студентов по вопросам ИППП мы оценили соотношение между охватом каждой формой работы и частотой ее указания в качестве источника информации, внесшего наибольший вклад в
становление имеющихся представлений о проблеме. Чем ниже такое
соотношение (ближе к 1), тем более информативным следует считать соответствующее мероприятие. Данные представлены в Табл.1.
Таблица 1
Относительная информативность профилактических мероприятий.
Вид мероприятий
|
Отношение охват/влияние
|
Индивидуальные консультации у врача
|
1,0
|
Лекции врачей
|
1,3
|
Просмотр видеоматериалов
|
1,8
|
Самостоятельное изготовление агитационных материалов
|
1,8
|
Чтение специальной литературы
|
1,9
|
Учебные занятия
|
2,4
|
Лекции гуманитариев
|
2,5
|
Участие в волонтерских акциях, флешмобах
|
2,5
|
Использование Интернет-ресурсов
|
3,4
|
Посещение медицинских учреждений
|
7,4
|
Профилактические обследования
|
37,2
|
Таким образом, наиболее информативным профилактическим мероприятием оказались индивидуальные консультации у врача,
что связано с непосредственно личным контактом пациента и доктора, располагающим проверенной информацией и готовым донести ее до собеседника в понятной простой форме. Далее по информативности идут лекции врачей-специалистов, что объясняется вышеописанной ситуацией, за исключением лишь того момента, что информация предоставляется в более официальной форме и уже большей аудитории. Следующее место занимают просмотры видеоматериалов и самостоятельное изготовление агитационных материалов. Такой результат скорей всего обеспечивается полным погружением молодежи в изучение
данной
проблемы. Чтение специальной литературы также дает
некоторый, хоть и меньший, результат в плане информативности по проблемам ИППП. Учебные занятия, лекции гуманитариев и участие в волонтерских акциях, флешмобах по сравнению с вышеперечисленными профилактическими мероприятиями отстают по
своей информативности. Еще менее полезным оказалось использование Интернет-ресурсов и посещение медицинских учреждений. Интернет-ресурсы обладают большими объемами противоречивой информации, что является препятствием на пути к изучению данной темы, а посещение медицинских учреждений часто не сопровождается информативными беседами и разъяснениями вопросов об ИППП. И наконец, самое наименьшее полезное действие оказывается при профилактических обследованиях. Такой низкий показатель информативности связан с незаинтересованностью медицинских работников вести просветительскую деятельность, а пациентов тратить время на получение данной информации.
Список литературы
1. Основы государственной молодежной политики РФ до 2025 г. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
2. Перечень социально значимых заболеваний. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
3. Ресурсы и деятельность медицинских организаций дерматовенерологического профиля в Российской Федерации в 2013 г. / Кубанова А.А., Мелехина Л.Е., Кубанов А.А., Богданова Е.В. // Вестник дерматологии и венерологии. - 2014. - №3. – С. 16 – 36.
4. Тимошилов В.И. Наркопредрасположенность молодежи: факторы риска и оценка качества профилактики: монография. – Курск: ООО АПИИТ «Гиром», 2014. – 187 с.
5. Экспертная оценка качества полового воспитания молодежи и профилактики инфекций, передаваемых половым путем / Коробцова Ю.С., Кнышенко О.А., Яценко Д.В., Грудинина А.В., Парахина А.Н., Тимошилов В.И. // Миссия современного преподавателя: духовность, патриотизм, профессия: Сборник научных трудов участников Международной конференции молодых
ученых
светских и духовных учебных заведений «Молодой
преподаватель вуза -доверенное
лицо государства» в рамках Международного
лагеря студенческого актива «Славянское содружество -2015». – Курск: ООО АПИИТ «Гиром», 2015. – С. 203- 206.