02 января 2016г.
В конце двадцатого века в экономически развитых странах отмечено широкомасштабное повышение качества и рост производительности труда в производстве и в сфере предоставления потребителям различных услуг. Причиной тому явилось внедрение в производство и сферы обслуживания новой системы управления, базирующейся на непрерывном повышении качества технологического процесса. Эта система предусматривала непрерывное совершенствование товара или услуги при отказе от массового инспекционного контроля в производстве, а качество стало неотъемлемой характеристикой товара или услуги. Индустриальная модель непрерывного управления качеством, как свидетельствует опыт в промышленности, не требует при ее внедрении, как правило, серьезных финансовых инвестиций.
Использование индустриальной технологии управления качеством в лечебно-диагностическом процессе привело к снижению стоимости лечения и повышению его клинической результативности. Технология ведения больных в клинике, или метод клинических путей, выгодно отличается от других – обязательным алгоритмом действий медицинского персонала в течение определенного календарного графика с включением в последний только тех работ, которые в значительной степени влияют на исход заболевания и конечный результат лечения.
В основе индустриальной модели управления качеством медицинской помощи, как уже отмечено выше, лежат принципы управления, регламентируемые моделью непрерывного повышения качества в промышленном производстве.
Под качеством медицинской помощи мы понимаем степень соответствия ее результата наилучшему из научно-прогнозируемого. Способ организации лечебно-диагностического процесса, позволяющий добиться наилучшего клинического результата, мы определяем как менеджмент качеством медицинской помощи.
Согласно концепции, индустриальные методы управления качеством медицинской помощи включают в себя:
- участие в управлении качеством всего персонала ЛПУ;
- переход от массового инспекционного контроля к самоконтролю;
- процессный анализ;
- непрерывное улучшение лечебно-диагностического процесса;
- стратегическое планирование в области качества с учетом настоящих и будущих потребностей населения в характере и объеме медицинских услуг.
Процессный анализ рассматривает медицинскую деятельность как заданную последовательную цепочку действий. Непрерывное совершенствование обозначенных процессов предусматривает отсутствие жестко регламентированных стандартов, а также постоянное повышение требований к качеству медицинской помощи в конкретном лечебно- профилактическом учреждении с учетом профессиональных и ресурсных его возможностей. Всеобщее участие в управлении персонала медицинского учреждения есть управленческая его активность на всех уровнях. Самоконтроль предусматривает оценку собственной деятельности согласно выбранному технологическому проекту (клиническому плану ведения пациента) с последующей реакцией при возникновении возможных отклонений. Стратегическое планирование - это программа непрерывного совершенствования используемых медицинских технологий.
Медицинская результативность и экономическая эффективность внедрения индустриальной модели управления качеством медицинской помощи пациентам с заболеваниями прямой кишки анализировались с использованием объективных и реально регистрируемых и измеряемых индикаторов (показателей) результата процесса и структуры.
Основным потребителем медицинских услуг, предоставляемых медицинским учреждением (отделением), является пациент. Для него чаще важнее не то, что делается, а то, как организован и осуществляется лечебно-диагностический процесс, в какой коммуникационной и эмоциональной среде. Качественная оценка пациентами деятельности медицинского персонала отделения и учреждения в целом является важным критерием при планировании и проведении мероприятий по реформированию их структуры и совершенствованию в ней лечебно-диагностического процесса.
При проведении социологического опроса нами предпринята попытка изучения и анализа в доступности больных в специализированной медицинской помощи, удовлетворенностью их самим лечебно-диагностическим процессом и результатом лечения. Удовлетворенность доступностью лечебно- диагностического процесса это вероятность попадания пациента в отделение и дальнейший гарантированный объем обследования и лечения. Под удовлетворенностью пациентов самим лечебно- диагностическим процессом мы понимали качество исполнения лечебно-диагностических процедур с точки зрения больного, а удовлетворенность результатом лечебно-диагностического процесса мы трактовали, как соответствие конечного результата изначально ожидаемому пациентом и желание его повторно лечиться в отделении колопроктологии (Табл.1).
Таблица 1
Результаты оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи (положительная оценка в %)
Удовлетворенность пациентов
|
Основная группа (индустриальные методы управления)
|
Контрольная группа (старые методы управления)
|
Доступность ЛДП
|
84,5
|
41,2
|
Структура ЛДП
|
82,4
|
39,5
|
Результат ЛДП
|
86,3
|
43,6
|
Желание повторно лечиться в отделении сосудистой хирургии
|
95,0
|
84,0
|
Примечание: P < 0,05 для всех сравнений.
Внедрение в ЛПУ инновационных технологий, в том числе управленческих, на начальном этапе, как правило, ведет к негативному восприятию их частью медицинских работников и недовольству в их среде руководителями. Вместе с тем, эти сотрудники, убедившись в правоте и почувствовав полезность нововведений, становятся активными их сторонниками.
Таким образом, использование в практической деятельности отделения колопроктологии многопрофильного ЛПУ индустриальной модели непрерывного повышения качества, одновременно с переходом всего медицинского учреждения на прогрессивную управленческую технологию, позволяет улучшить качественные показатели его деятельности.
Список литературы
1. Вардосанидзе С.Л. Методические основы антикризисного управления больницей (безопасность, измерения, качество): Автореф. дис. … док.мед.наук. -М., 2003.
2. Кунпан И.А., Вардосанидзе С.Л., Восканян Ю.Э. Обеспечение безопасности пациентов в хирургическом отделении многопрофильной больницы. – Ставрополь, 2004. – 152 с.
3. Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И. Управление качеством медицинской помощи. - М., 2000.
4. Славицкая Е.С. Оценка эффективности индустриальных методов управления качеством лечебно- диагностического процесса у стационарных больных эндокринологического профиля: Автореф. дис. канд.мед.наук. -М., 2005.