Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Центральным звеном криминологической характеристики любого вида преступности является личность преступника. Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет направлено на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин преступности, в ней отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, именно она является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения.

Проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. Данной проблеме посвящены многочисленные исследования и научные труды, в частности, таких авторов как Н.С. Артемьев, А.И. Алексеев, Ю. М. Антонян, П.С. Дагель, А.И. Долговая, В.Н. Кудрявцева, Н.С. Лейкина, А.Б. Сахарова, А.Р. Ратинова и т.д. Однозначного определения личности преступника нет, каждый из этих авторов раскрывая определение, вкладывает свое понимание данной проблемы. В таблице 1 представлены различные подходы ученых юристов к пониманию личности преступника.


Таблица 1 сравнительный анализ понятия личности преступника



 

Алексеев А.И. [1, с. 84]

Личность преступника - совокупность социально значимых свойств,

влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение

Артемьев Н.С. [3, с. 106]

Личность преступника можно представить, как совокупность социально

значимых негативных свойств, развивающихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми

П.С. Дагель [5, с. 15]

личности преступника: «совокупность социально-политических,

психологических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющих уголовно-правовое значение»

 

 

 

 

А.И. Долговая [6, с. 119]

«тип криминогенной личности выражает определенную целостность

социально-приобретенных устойчивых личностных характеристик, определяющим в нем является несоответствие сознания и деятельности ценностно-нормативной системе, признаваемой обществом и государством, что повышает вероятность совершения такой личностью преступления в сравнении с личностью, ведущей себя в тех же условиях устойчиво правомерно»

В.Н. Кудрявцева [8,с. 124]

личность преступника - это не отражение конкретного преступника, а

абстрактное операционное понятие, включающее в себя главные черты и свойства, присущие тем, кто совершил уголовно наказуемое деяние.

 

 

 

Н.С. Лейкина [10, с. 6]

преступник как личность отличается от других людей тем, что

он совершил преступление вследствие присущих ему антиобще -ственных взглядов, отрицательного отношения к общественным интересам и выбора общественно опасного пути для реализации своего замысла или не проявления необходимой активности»




Как видно из таблицы, при всех различиях в понятиях, каждый ученый подразумевает совокупность социальных свойств, а также психологических характеристик лица совершившего преступление.

Следовательно,  можно  сделать  вывод,  что  личность  преступника    -  совокупность  социально- психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступления.

Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления [7, с. 13].

Особое значение анализируемой проблемы для преступности несовершеннолетних обусловлено, в том числе и тем, что в основе выделения данного вида преступности лежат в первую очередь социально-демографические и нравственно-психологические особенности личности преступника.

К социально-демографическим признакам относятся пол, возраст, род занятий, место жительства и т.п. Социально-демографические свойства личности преступника сами по себе не криминогенны. Но они связаны с условиями формирования личности и ее жизнедеятельности, взаимодействуют с ними, с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Поэтому социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника являются существенным компонентом обобщенного представления о личности несовершеннолетнего преступника и имеют большое значение для разработки и осуществления мер профилактики преступного поведения со стороны рассматриваемой возрастной категории. [4, с. 125]

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации как субъект официального статистического учета осуществляет формирование официальной статистической информации о количественных показателях рассмотрения федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями дел и материалов в порядке уголовного, гражданского производства и производства по делам об административных правонарушениях. Среди представленных им отчетов, нами был проанализирован отчет № 12 «Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте».

Первым социально-демографическим признаком является половая принадлежность несовершеннолетних, которая подразделяются на лиц мужского и женского пола. Анализируя отчет №12 за три последних года (2013- 2015 г.) мы пришли к выводу, что большинство несовершеннолетних – лица мужского пола (92,7% – в 2015 г., 93,4% – в 2014 г. и 93 % – в 2013г.).91 Доля несовершеннолетних женского пола, как мы видим, незначительна (от 6,5% до 7,5%). Данное соотношение остается относительно стабильным на протяжении большого количества времени.

Таким образом, указанные данные подтверждают в криминологии положение, что преступность является преимущественно мужским явлением, обусловленным большей социальной активностью мужской части населения. Незначительность в структуре женского пола предопределяется не высокой нравственностью данных лиц и не большей их социальной сознательностью, а теми социальными условиями, которые определяют роль женщины в обществе и, как следствие, влияют на ценностную и мотивационную сферы.

Жизненные цели несовершеннолетнего лица, круг его интересов, образ жизни, его потребности во многом меняется с наступлением определенного возраста, что не может не сказываться на противоправных действиях [2, с. 20]. По этому поводу Л.М. Прозументов пишет: «С изменением возраста, естественно, происходит изменение самой личности, меняются ее социальные позиции, роли и функции, опыт, привычки, мотивация поступков, реакция на различные конфликтные ситуации и т.д.; все это оказывает значительное влияние на поведение несовершеннолетнего

лица. Возрастные особенности позволяют делать выводы о криминологической активности и особенностях преступного поведения лиц рассматриваемой возрастной категории» [11, с. 58].

Возраст несовершеннолетних, исходя из статистических данных, за период с 2013-2015 г., выглядит следующим образом: криминальная активность в большей степени характерна для лиц младшего юношеского возраста (16–17 лет) (в 2015 г. они составляют 72,4% , 2014 г. -70,5%, 2013г. -69,6 %).

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что удельный вес лиц подросткового возраста (14–15 лет) за период с 2013 по 2015 г., хотя и не сильно, но все же сократился на 2,8%. Однако изложенное не говорит об отсутствии необходимости профилактических действий по отношению к данной категории лиц, так как антиобщественные установки формируются у несовершеннолетних на раннем этапе развития.

Семейное положение. Большое влияние на формирование личности несовершеннолетнего оказывает семья. Семья – «…исключительно сложное и специфическое общественное образование, в котором проявляются моральные, психические, психологические, физиологические, сексуальные и хозяйственно-бытовые связи между небольшим кругом лиц (членов семьи), порождающих общность их судьбы, жизни и интересов» [9, с. 14].

    

88 http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3212 «Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» форма №12 Утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 30 мая 2016 г.


Влияние семьи на личность несовершеннолетнего может быть как позитивным, так и негативным.

Негативное влияние может выражаться в десоциализации и конфликтности.

Семейная десоциализация может быть связана либо с отрицательным влиянием семьи на несовершеннолетнего в форме целенаправленного формирования у него антиобщественных свойств или представления негативных стандартов поведения, либо в форме бесконтрольности со стороны семьи.

В семьях, в которых существует отрицательное влиянии родителей, как например – пьянство, скандалы, ссоры и холодное отношение с совершеннолетним, существует большая вероятность пресечения закона детьми в несовершеннолетнем возрасте. Также неудовлетворительные жилищные и материально-бытовые условия, воспитание ребенка одним родителем или вне семьи, оказывают пагубное влияние на формирование личности подростка.

Анализ статистических данных показал, что процент осужденных несовершеннолетних воспитываемых в семье с одним родителем на 2015 г. составляет 44,2%. Это примерно соответствует показателям 2014- 43,8%, 2013г. -44,8. Процент несовершеннолетних воспитываемых вне семьи на 2015г. составил 11,2%.

Таким образом, для большинства несовершеннолетних, характерно то, что они воспитывались в неблагополучных семьях. Воспитание несовершеннолетнего в неполной семье является более сложным и трудным, чем в полной. Это стало особенно очевидно в последние годы, когда процесс воспитания детей в денежном отношении стал более сложным.

Семейное неблагополучие представляет собой социально отклоняющееся поведение. Чем больше проблем проявляется в семейном воспитание, тем больше у несовершеннолетнего шансов встать на преступных путь.

Характеристика уровня образования несовершеннолетнего преступника имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями ее реализации.

Образование играет важную роль в формировании социально-положительных качеств личности, в значительной степени определяя ее интеллектуальный и культурный уровень. Высокий уровень образования в своей основе является антикриминогенным фактором. Он благоприятствует расширению круга полезных интересов, самосознания и ответственности личности, ее самоутверждению и тем самым способствует предупреждению вовлечения лица в преступную деятельность.

Недостаточный образовательный уровень ограничивает возможности несовершеннолетнего лица в принятии правильных решений в повседневном общении с окружающими людьми, препятствует формированию и закреплению у них общественно-полезных навыков поведения.

Невысокий образовательный уровень несовершеннолетних преступников обусловливает и специфику их социальных ролей. Незанятость всегда играла существенную роль среди факторов, формирующих социальную и криминогенную напряженность в обществе, а в условиях нестабильности экономики и негативных явлений в социальной сфере ее роль возрастает. Необходимо отметить, что в 2015г. почти 29,2% несовершеннолетних рассматриваемой группы на момент совершения преступления нигде не учились и не работали; чуть более половины несовершеннолетних преступников (68%) обучались в образовательных учреждениях, 2,8% - работали на временной или постоянной работе. В аналогичных процентных соотношениях находятся показатели 2014 и 2013 г.

Социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника дополняются нравственно-психологической характеристикой. В науке выделяют наиболее существенные, типичные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника, но все они обладают определенной долей условности. Основное, по мнению ученых, это социальная деформация и дезадаптация его личности. Чаще всего она развивается постепенно, захватывая глубокие нравственные и иные важные социальные основы личности. Данный процесс ускоряется, если подросток попадает в так называемую криминальную молодежную субкультуру.

Наиболее типичными в науке считаются следующие психологические особенности личности несовершеннолетних, детерминирующие совершение ими преступных деяний:

-   ложно понимаемое стремление к самовыражению, искаженное представление об одобряемых ценностях (смелость, дружба, солидарность);

-    стремление к быстрому (сиюминутному) эффекту при получении приятных впечатлений и ощущений, тяга к острым ощущениям, эмоционально возбуждающим ситуациям, повышенная эмоциональная возбудимость;

-      равнодушие к общественным проблемам, пренебрежение нормами общественной морали, плохое осознание общественных норм, рамок и ограничений, заниженное осознание чувства ответственности за свои поступки;

-   обостренное чувство независимости, негативизм в отношении утверждений взрослых, быстрый переход к отчужденности от близких родственников и друзей;

-   плохая социальная приспособляемость, гиперчувствительность к межличностным отношениям;

-   стремление к подражанию;

-      самоограничение источников информации, эгоизм, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, легкость  отступления от всего, что связано с трудностями достижения цели;

-   потребительская психология как доминанта жизненной стратегии.

Указанные психологические особенности сами по себе не являются причинами преступного поведения, но, подвергаясь воздействию неблагоприятных жизненных условий, нередко «заостряются», деформируются, повышая вероятность криминального поведения.

Подводя итог всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что среднестатистический несовершеннолетний преступник это лицо мужского пола, 16-17 лет, с образованием не выше основного общего, воспитываемый в неполной семье, или вне семьи, с низким уровнем правовой информированности, правосознания и правовой культуры, неполным или искаженным пониманием социальных норм и ценностей.

Социально-демографические, нравственно-психологические особенности личности несовершеннолетнего преступника, к сожалению, далеко не всегда учитываются законодателем в процессе разработки мер по контролю над преступностью несовершеннолетних и правоохранительными органами в предупредительной деятельности, что негативно отражается на их эффективности.

 

Список литературы

1.     Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1998, 336 с.;

2.     Антонян Ю.М. Психология преступления и наказания / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов,  М.И. Еникеев. : Юристъ - М.; 2000, 123 с.;

3.     Артемьев Н.С. Криминология (курс лекций) / Ряз. гос. ун-т им. С.А.Есенина. – Рязань; 2007, 106 с.;

4.     Гуров А. И. Криминология: учебник для студентов вузов / А.И. Гуров, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев: Волтерс Клувер - М.; 2005, 645 с.;

6.     Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. : Вариус -Владивосток; 2002, 453 с.;

7.     Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981, 276 с.;

8.     Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). - М., 2001. 340 с.;

9.     Кудрявцева В.Н. Криминология / В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова: "ЮРИСТЪ" -М., 1999, 423 с.

10. Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений: дис. канд. юрид. наук. М., 2000. 196 с.;

11. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность: автореф. дис.  д-ра юрид. наук. Л., 1968, 128 с.;

12. Прозументов Л.М. Криминологическая характеристика и предупреждение наркопреступности. Томск : Изд-во НТЛ, 2009, 276 с.