Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ В ВИД ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Впервые в российском законодательстве об исправительных работах было сказано в Инструкции Народного комиссариата от 19 декабря 1917 года «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке проведения его заседаний». Данная инструкция закрепляла такой вид уголовного наказания как «принудительные работы без помещения в места лишения свободы». Позднее, в нормативных актах СССР закреплялось применение исправительных работ, отбываемых как по месту жительства осужденного, так и по месту ссылки. Широкое применение находила замена штрафа исправительными работами, в случае невозможности его уплаты, так же широкое применение находил труд каторжников, находящихся в ссылке без изоляции от общества.

   Применение исправительных работ с момента их закрепления и по сей день неоднократно совершенствовалась и менялось, однако содержание данного вида наказания, выражающееся в ограничении в установленном порядке некоторых трудовых и материальных прав и интересов осужденного, оставалось прежним.

     Масштабы применения данного вида наказания продолжали расти, так на законодательном уровне было закреплено применение 2 форм отбывания исправительных работ:

-   отбывание исправительных работ по месту работы осужденного:

-       отбывание исправительных работ по месту жительства осужденного, в местах определяемых администрацией ведомства.

    В период с 1997 г по 2003 г исправительные работы назначались исключительно тем лицам, которые имели постоянное место работы. Смысл исполнения данного наказания сводился к тому, что из заработной платы осужденного удерживалась определенная часть его заработка, она варьировалась от 5 до 20 процентов. Размер удержания устанавливался судом. Однако с 2003 г., с изменением в ст.50 УК РФ данный вид наказания стали назначать лицам, не имеющим основного места работы, отбывались они в местах определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, по месту жительства осужденного. Однако данное нововведение привело к возрастанию процента замен неотбытой части наказания в виде исправительных работ реальным лишением свободы. Вызвано это было в первую очередь отсутствием должного контроля за исполнением данного вида наказания. В 2011г в ст. 50 УК РФ вносят коррективы, касающиеся  порядка согласования места отбывания  наказания в  виде  обязательных  работ, так новеллой устанавливался конкретный орган, отвечающих за исполнение наказаний в виде исправительных работ- уголовно-исполнительная инспекция. Так, в новой формулировке, ст. 50 УК РФ звучала следующим образом:

     «Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного»49. Это позволяет сделать вывод о том, что не всегда законодатель, при внесении изменений в нормативные акты, учитывает опыт предыдущих лет, как например это было сделано в 2003 г. перед УИИ встала задача трудоустройства осужденных к исправительным работам, не имеющих основного места работы. Как правило, такого рода граждане вели асоциальный образ жизни, не работали до вынесения судом приговора и не выказывали желание трудиться после. В подавляющем большинстве случаев исполнение наказания в виде исправительных работ заканчивалось заменой данного вида наказания на осуждение к лишению свободы. Так, согласно статистике численность осужденных, снятых с учета уголовно-исполнительных инспекций в 2012 году, составляет: 41 % - по отбытии наказания, 40 % - в связи с заменой более строгим наказанием, 3 % - в связи с осуждением за совершение повторного преступления, 16 % - по другим причинам50.

     Позже в УК РФ был введен такой вид наказания, как принудительные работы. На наш взгляд, целесообразнее было назначать наказание в виде исправительных работ тем лицам, которые имеет постоянное место работы, а не имеющим такового – принудительные работы. На это есть ряд причин:

48   Федеральный закон от 07.12.2012 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. «а», «б» ст. 7

50Федеральный закон от 07.12.2012 № 420-ФЗ «О внесении из-менений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. «а», «б» ст.


-       находясь в исправительном центре, осужденных был бы ограничен в контактах с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни;

-    контроль за поведением осужденного был бы более эффективным – так, в рабочее время контроль осуществлялся администрацией организации, где работает осужденный, в нерабочее – администрацией исправительного центра.

     В соответствии со ст.50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Таким образом, к лицам, признанным инвалидами 2 и 3 группы, женщинам достигшим пятидесятилетнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста данный вид наказания применяется, однако исполнение его в отношении их не всегда представляется возможным, как в силу возраста, так и по состоянию здоровья. Опыт стран СНГ в этом вопросе на наш взгляд представляется более прогрессивным. Так, например,ч.2 ст.52 Республики Беларусь закрепляет, что данное наказание не может быть применено к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; инвалидам II группы; резервистам; иностранным гражданам и не проживающим постоянно в

    Республике Беларусь, лицам без гражданства; лицам, больным активной формой туберкулеза, не имеющим постоянного места работы51.

   Ч. 2 ст.57 УК Украины закрепляет, что исправительные работы не назначаются женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, нетрудоспособным, лицам, не достигшим шестнадцати лет, достигшим пенсионного возраста, работникам правоохранительных органов, прокуроры, нотариусам, судьям, адвокатам, государственным служащим, должностным лицам органов местного самоуправления52.

   Немаловажную роль в исполнении наказания в виде исправительных работ играет тот факт, что осужденные не всегда полностью обеспечены документами, необходимыми для трудоустройства. Так, возникает проблема нарушения срока для исполнения данного наказания, т.к. срок для привлечения к отбыванию наказания с момента поступления в УИИ соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) на осужденного к исправительным работам не должен превышать 30 суток. Однако за это время не всегда осужденным удается подготовить соответствующие документы, необхоимые для трудоустройства.

   На наш взгляд, при привлечении к исправительным работам лица, не имеющего основное место работы, было бы целесообразнее увеличить сроки на реализацию до 40 суток.

   В соответствии с ч.1 со ст.50 УК осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Однако реальная возможность направить осужденного в район места жительства имеется не всегда, следовательно УИИ вынуждены направлять осужденного для отбывания наказания в другой район, что является нарушением закона. На наш взгляд необходимо законодательно урегулировать данный вопрос и предложить при отсутствии рабочих мест в районе направлять осужденных для отбытия наказания в другие районы.

    Не находит законодательного урегулирования вопрос о замене исправительных работ при неотбытом сроке менее 3 дней (согласно части 4 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации,  в случае  злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ). Соответственно, при направлении представлений о замене исправительных работ лишением свободы, в случае, если срок неотбытия данного наказания составляет менее 3 суток, судьи вынуждены выносить постановление об отказе, и осужденный таким образом, продолжая уклоняться от отбытия наказания, формально сокращает его срок.

    Таким образом, на данный момент существует ряд проблемных вопросов в отношении исполнения наказаний в виде исправительных работ, требующих скорейшего разрешения в целях более эффективной реализация УИИ своих полномочий в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

   

51   Уголовный кодекс Республики Беларусь, ст. 52.

52 Уголовный кодекс Украины, ст. 57.