Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В АСПЕКТЕ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
13 июня 2019г.

Правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации, в частности, в свете разграничения земельных участков на различные формы собственности, требует необходимости наличия четкого юридического механизма, исключающего наличие как дуализма, так и пробелов в нормативных актах.

Земля, являясь объектом рыночных отношений, находясь в собственности субъектов этих правоотношений, имеет многофункциональное назначение, в связи с чем осуществление права собственности в отношении земельных участков регулируется нормами конституционного, земельного права, кроме того, нормами гражданского законодательства с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства1.

Согласно ч.2 ст.9 Конституции Российской Федерации «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»2. Исходя из данного положения основного закона государства, возникает вопрос уже относительно того, каков правовой механизм отнесения земельных участков к той или иной форме собственности.

 

1 Маркин С.В. Совершенствование правового регулирования права собственности на земельные участки // Правовые вопросы недвижимости. 2012. № 2. С. 21 - 24.

2 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/. Дата обращения: 30.03.2019.



Глава 3 Земельного кодекса РФ, составляющего основы земельного законодательства, регулирует вопросы собственности на землю. В частности, в соответствии с ч.1 ст.16 Земельного кодекса РФ3 государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Данное законоположение предполагает, что все те земельные участки, которые не находятся в иной форме собственности, принадлежат государству. Согласно ч.2 анализируемой статьи разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Помимо Земельного кодекса РФ, к нормативным актам, регламентирующим вопросы разграничения земель по формам права собственности, можно отметить Лесной кодекс Российской Федерации4, Федеральный закон от 27 февраля 2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»5, Закон РФ от 14 июля 1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»6.

Особенности права собственности на земельные участки регламентированы главами III и IV Земельного кодекса РФ. Пункт 1 статьи 131 ГК РФ (в совокупности со статьей 128 и абзацем первым пункта 1 статьи 130 ГК РФ) указывает на необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на земельные участки (а равно ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения) в установленном порядке7.

О необходимости регистрации земельных участков применительно к различным формам собственности, свидетельствует, в частности, судебная практика: Определением Верховного Суда РФ было отказано ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Находящийся в собственности Российской Федерации участок был представлен Обществу в постоянное (бессрочное) пользование, Общество произвело межевание и кадастровый учет, обратившись в Управление Росимущества о переоформлении права постоянного бессрочного пользования. Суды первой и апелляционной инстанции, опираясь на нормы АПК РФ, ГПК РФ, ЗК РФ, ФЗ от 25 октября 2001 г. № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества, в том числе, отметив, что «на испрашиваемый земельный участок не зарегистрировано право собственности Российской Федерации, участок имеет статус «временного»; основания для предоставления Обществу земельного участка, образованного с нарушением требований земельного законодательства, не имеется»8.

Для получения правомочий собственника необходимо проведение процедуры государственной регистрации, так, согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»9 распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Также необходимо отметить специфику разрешения вопроса о необходимости государственной регистрации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: согласно п.17 ст.3 цитируемого федерального закона допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.

 

 

 3 Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 28 декабря 2018 г. № 485-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

4Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 342- ФЗ)    // Официальный    интернет-портал        правовой         информации         [Электронный         ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

5   Федеральный закон от 27 февраля 2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (с посл. изм. и доп. от 30 сентября 2017 г. № 282-ФЗ) // Официальный            интернет-портал            правовой            информации            [Электронный            ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

6     Серебрянный К.С. Гражданско-правовой режим земельных участков в новейшей редакции Земельного кодекса Российской Федерации // Информационно-аналитический журнал «Арбитражные споры». 2017. № 3. С. 101 - 108.

7      Закон   РФ от   14 июля 1992 №   3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с посл. изм. и доп. от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

8    Определение Верховного Суда РФ от 22 марта 2016 г. № 310-КГ16-1169 по делу № А68- 11861/2014[Электронный     ресурс].      Доступ      из       справ.-правовой      системы       «КонсультантПлюс», http://www.consultant.ru/


Вопросы регламентации государственной регистрации права собственности на земельные участки освещены в Федеральном законе Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»10. Также необходимо отметить положения Главы 17 Гражданского кодекса РФ, в которой регламентированы положения о праве собственности и других вещных правах на землю11.

По мнению О.А. Бегишевой «необходимо по возможности воздержаться от разрушения системы земельного законодательства, находящейся на стадии своего становления. Важно не допустить, чтобы из-за необдуманных решений за пределами правового поля оказался обширный круг общественных отношений, имеющих особое значение для российского общества. Важно, чтоб реформирование государственной собственности на землю опиралось не только на анализ реальной ситуации, но и на теоретические выводы, обосновывающие принятие тех или иных решений»12.

Резюмируя изложенное, можно отметить, что действующее российское законодательство, регулирующее правоотношения по поводу отнесения земельных участков к различным формам собственности, многочисленно и предполагает действенный юридических механизм правового регулирования в целях учета специфики как земельных участков, так и субъектов отношений.

    9   Федеральный закон от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 341-ФЗ) // Официальный интернет- портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

10 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с посл. изм. и доп. от 25 декабря 2018 г. № 478-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

11 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 339-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

12    Бегишева О.А. Правовое регулирование государственной регистрации права государственной регистрации права на землю. Электронный ресурс: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-registratsii-prava-gosudarstvennoy-sobstvennosti-na-zemlyu. Дата обращения: 30.03.2019.

Список литературы

 

1.    Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/. Дата обращения: 30.03.2019.

2.   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 339-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

3. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 28 декабря 2018 г. № 485-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

4.   Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 342-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

5.   Федеральный закон от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 341-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

6.   Федеральный закон от 27 февраля 2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (с посл. изм. и доп. от 30 сентября 2017 г. № 282-ФЗ) // Официальный      интернет-портал      правовой      информации      [Электронный      ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

7.      Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с посл. изм. и доп. от 25 декабря 2018 г. № 478-ФЗ) // Официальный интернет- портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

8.      Закон РФ от 14 июля 1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с посл. изм. и доп. от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 30.03.2019.

9.    Определение Верховного Суда РФ от 22 марта 2016 г. № 310-КГ16-1169 по делу № А68- 11861/2014[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», http://www.consultant.ru/

10.    Бегишева О.А. Правовое регулирование государственной регистрации права государственной регистрации права  на землю.  Электронный ресурс: КиберЛенинка:        https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-registratsii-prava-gosudarstvennoy- sobstvennosti-na-zemlyu. Дата обращения: 30.03.2019.

11.    Маркин С.В. Совершенствование правового регулирования права собственности на земельные участки // Правовые вопросы недвижимости. 2012. № 2. С. 21 - 24.

12.     Серебрянный К.С. Гражданско-правовой режим земельных участков в новейшей редакции Земельного кодекса Российской Федерации // Информационно-аналитический журнал «Арбитражные споры». 2017. № 3. С. 101 - 108.