Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.

В СССР аспекты международно-правового регулирования труда иностранных работников контролировались государством, по этой причине доля иностранной рабочей силы была невелика, а трудностей в регулировании труда таких работников не было. Процессы заграничной трудовой миграции активизировались после распада СССР. В настоящее время доля иностранных работников на рынке труда увеличивается каждый год. Статистика свидетельствует, что на территории РФ за 2016 г. оформлено 149 тысяч разрешений на работу [6].

В настоящее время иностранные трудящиеся работают почти во всех субъектах нашего государства. Наиболее привлекательными для работников-мигрантов являются регионы севера Западной Сибири, приграничные районы юга Дальнего Востока, Европейской части России, а также столичные регионы [9].

Положение современного трудового законодательства РФ не только в значительной степени отстает от экономических потребностей страны, но и является одной из главных причин замедления динамики ее дальнейшего развития, в связи с чем становятся видны проблемы в законодательном регулировании труда иностранных работников.

Законодательной базой регламентации отношений в сфере труда, субъектами которых становятся иностранные работники, являются Трудовой кодекс РФ [1] и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 17.04.2017, далее - Закон № 115-ФЗ) [2], который устанавливает условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, определяет права и обязанности работодателя  и работника, обязательные условия трудового договора, особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан и содержит другие нормы трудового права.

Понятие иностранного гражданина определяется Законом № 115-ФЗ – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, именно это легальное определение мы и будем использовать в настоящей статье.

Мы полагаем, что основными противоречиями и неурегулированными пробелами трудового законодательства по вопросам регламентации трудовых отношений с иностранными работниками на сегодняшний день можно назвать следующие.

Запрет дискриминации в сфере труда

В соответствии со ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах. Также в соответствии с ч. 5 ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут реализовать свободу труда путем заключения трудового договора наравне с гражданами Российской Федерации [8, с.177]. Вместе с тем Закон № 115-ФЗ содержит ограничения для иностранных граждан, участвуюших в трудовых отношениях. По общему правилу, руководствуясь п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, работодатель имеет право вступать в трудовые отношения с иностранцем при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Кроме того, в силу ст. 14 Закона № 115-ФЗ иностранный гражданин не имеет права работать в определенных организациях или занимать определенные должности. То есть иностранный гражданин не может замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом Российской Федерации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Таким образом, можно сделать вывод о предусмотрении ТК РФ равных трудовых прав как для российских, так и для иностранных граждан, при этом ограничения для иностранных граждан, установленные Законом № 115-ФЗ, исходя из положений ТК РФ, являются дискриминацией. При этом лица, подвергшиеся дискриминации, имеют право обратиться в судебные органы для восстановления нарушенных прав, компенсации морального вреда и возмещения материального вреда.

Учитывая изложенное, мы полагаем целесообразным для развития трудового законодательства расширение предусмотренного ст. 3 ТК РФ перечня обстоятельств, исключающих дискриминацию в отношении иностранных граждан.

Действие трудового законодательства в пространстве

Необходима ликвидация пробелов ТК РФ в отношении иностранных работников по вопросу действия трудового законодательства в пространстве. Так, согласно ст. 11 ТК РФ нормы трудового законодательства действуют в отношении иностранных граждан на территории РФ. Таким образом, в случае, если иностранный работник принят на работу в России в подразделение организации, которое находится в РФ, а за границу (к себе на родину или в третью страну) он выезжает в командировку, ему требуется разрешение на работу [7, с.43]. Если же в качестве места работы в соглашении будет фигурировать иностранное государство, такому сотруднику разрешение на работу в России не потребуется, действие правил трудового законодательства в отношении него прекратится.

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Регламентируемый ст. 65 ТК РФ перечень документов, предъявляемых лицом, поступающим на работу, нуждается в доработке, так как отдельные документы являются излишними, а другие требуют уточнения.

В частности, перечень обязательных документов, предъявляемых лицом работодателю при поступлении на работу, содержит страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а в случае заключении трудового договора впервые работодатель обязан оформить его самостоятельно. При этом, исходя из положений Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 19.12.2016) [3], временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане, работающие по трудовому  договору, не относятся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

Ст. 65 ТК РФ содержит перечень обязательных документов, который требует уточнения. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. В разных государствах свои перечни документов, удостоверяюших личность гражданина. На практике встречаются случаи, когда иностранный гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность по законодательству его страны, но, согласно законодательству РФ, не относящийся к таковым. Мы считаем, что для иностранных работников будет целесообразно внести в ТК РФ следующее уточнение данной формулировки: "документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации, установленные федеральными законами". Так как, согласно ст. 10 Закона № 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ.  Вместе  с этим в ТК РФ следует уточнить, необходимо ли предоставление русскоязычного перевода документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, и указать требуемые виды этого перевода.

Относительно трудовых книжек иностранных граждан на практике нет единого мнения. Некоторые считают, что первоочередным является руководство нормами международного права. Согласно положениям международных договоров, заключенных между Российской Федерацией и иностранным государством определяется, какие документы являются достаточными для подтверждения трудового стажа, приобретенного гражданином на территории другого государства. В качестве примера можно привести Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины [5, с.23-26], согласно которому документы, выданные на территории одной страны по установленной форме, принимаются на территории другой страны. С таким мнением согласны и специалисты, утверждающие, что трудовые книжки, выданные в Белоруссии, не нужно менять на книжки российского образца, так как Россией и Белоруссией обеспечивается взаимное признание трудового стажа [10, с.21-26]. При этом другие считают, невозможным принятие трудовых книжек иностранных государств, поскольку в соответствии со ст. 66 ТК РФ форма трудовых книжек устанавливается Правительством РФ [10, с.23-26].

Таким образом мы полагаем, что в ТК РФ необходимо внести положения, разъясняющие, должен ли иностранный гражданин предъявлять при поступлении на работу трудовую книжку, какая трудовая книжка должна предъявляться и следует ли работодателю оформлять трудовую книжку в случае ее отсутствия у поступающего на работу иностранного гражданина.

Представляется, что при поступлении на работу иностранным гражданином должны быть предъявлены две трудовые книжки: своего государства и российского образца. При этом в случае отсутствия трудовой книжки по установленной Правительством РФ форме, она должна быть оформлена непосредственно работодателем.

Для работодателя предъявление национальных трудовых книжек гражданами иностранных государств, с которыми Россией осуществляется  взаимное признание, необходимо, например, с целью определения стажа для выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Также предъявление иностранными гражданами своих национальных трудовых книжек нужно для подтверждения опыта прошлой работы с целью его квалификации для претендуемой должности.

Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний. По данному вопросу работодатель находится в затруднительном положении, так ему приходится исходить не только из интересов работника, но и из требований проверяющего органа.

Так, на практике большинство иностранных специалистов предъявляют документы об образовании иностранного государства, так как в ТК РФ нет расшифровки по этому вопросу. Только отдельные иностранные граждане представляют документы с консульской легализацией или удостоверенные посредством апостиля, а также их нотариальный перевод, при чем о нострификации документов в таком случае говорить вообще не приходится. Проверяющие же органы вполне обоснованно требуют предъявление свидетельства об эквивалентности документов об образовании, так как от этого зависят уровень квалификации работника, его соответствие должности и, как следствие, размер заработной платы.

Чтобы ликвидировать этот пробел мы считаем нужным внести в Трудовой кодекс особые требования к документам, удостоверяющим наличие у иностранного гражданина образования, квалификации или специальных знаний для работы в РФ, требующей специальных знаний или специальной подготовки.

Федеральным законом от 23.12.2010 № 387-ФЗ "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации"[4] перечень обязательных документов ст. 65 ТК РФ дополнен справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Согласно ТК РФ, указанная справка должна быть выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Регулирование данного аспекта в отношении иностранных граждан требует особого подхода и уточнения, так как отсутствие у прибывающих в РФ иностранных граждан судимости на территории нашей страны не означает отсутствие у них судимости на территории иностранного государства.

Мы полагаем, что в ТК РФ следует внести нормы, которые обязуют иностранного гражданина предъявлять документ о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования как на территории страны своего постоянного проживания, так и на территории РФ. Такие меры особенно необходимо для обеспечения защиты прав несовершеннолетних, поскольку такую справку обязаны предъявлять лица при поступлении на работу, связанную с педагогической деятельностью. К осуществлению этой деятельности в соответствии со ст. 331 ТК РФ не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергшиеся уголовному преследованию за преступления, в том числе против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних.

Выдача копий документов

Большинство споров между работодателем и иностранным работником, возникает из-за неполного понимания иностранным работником документов, составленных на русском языке. К ним относится не только трудовой договор, но также прочие документы, необходимые работнику для осуществления практической деятельности: приказы и распоряжения работодателя (как по личному составу, так и по организационной деятельности), локальные нормативные акты, решения коллегиальных органов и другие.

Следует помнить, что с локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью, работник должен ознакамливаться под роспись до заключения трудового договора (ст. 68 ТК РФ). По этой причине лучшим выходом из этой ситуации было бы наличие у работодателя, привлекающего к трудовой деятельности иностранных граждан, официальных переводов локальных нормативных актов, связанных с трудовой деятельностью, на языки работающих и приглашенных на работу иностранных граждан. Трудовые договоры можно переводить на иностранные языки до подписания иностранным работником русскоязычного экземпляра либо составлять трудовой договор на двух языках. Вероятно, перевод всех локальных актов будет слишком затруднителен для работодателя,  поэтому будет целесообразным предусмотреть предоставление иностранному работнику копий переводов необходимых ему для работы документов по его запросу.

Список литературы

 

1.                   Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1. Ст. 3.

2.                   О правовом положении иностранных граждан в Российской: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства. 2002. № 30. Ст. 3032.

3.                   Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016) //Собрание законодательства. 2001. № 51. Ст. 4832.

4.                   О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 01.04.2012 № 27-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 14. Ст. 1553.

5.                   Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств от 14.01.1993 //Бюллетень международных договоров. 1993. № 3. С. 23 - 26.

6.                   Главное управление по вопросам миграции МВД России // URL: https://xn--b1aew.xn-       p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm (дата обращения: 02.05.2017).

7.                   Адриановская Т.Л. Работа за рубежом: проблемы трудоустройства, особенности  заключения, изменения и прекращения трудового договора // Очерки новейшей камералистики. 2014. № 1. С. 43.

8.                   Адриановская Т.Л., Баева С.С. Трудовое право. Общая часть: Учеб. пособие / Т.Л.Адриановская, С.С.Баева. Краснодар: Кубан.гос.ун-т, 2009. С. 177

9.                   Деньгина К.С., Мальшет Т.И. Правовое регулирование трудовых отношений иностранных работников в РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат.                            XVIII                междунар.      студ.                      науч.-практ.      конф.            №            3(18)            // URL: http://sibac.info/archive/guman/3(18).pdf (дата обращения: 02.05.2017).

10.                Охлопкова Н. Проблемы законодательства по вопросам регулирования труда иностранных работников и пути их преодоления // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. № 12. С. 10 - 15; 2012. № 1. С. 21 - 26.