25 июня 2017г.
В современных условиях проблематика клинического юридического обучения становится наиболее актуальной в образовательном процессе. Юридические клиники способствуют повышению уровня правового сознания и правовой культуры обучающихся и влияют на формирование профессиональных навыков.
Юридическая клиника – это структурное подразделение высшего учебного заведения, в котором студенты вырабатывают практические навыки и умения, необходимые для оказания бесплатной юридической помощи малообеспеченным и слабо защищенным категориям гражданам.
Студенты, задействованные в работе юридической клиники должны уметь оказывать правовую помощь в виде составления документов юридического характера, проведения интервьюирования и консультирования клиента по возникшим вопросам. Юридические клиники реализуют программу практико- ориентированного (клинического) юридического обучения, которая заключается в наличии не только практической деятельности студентов, но и в прохождении теоретических курсов. В ходе специальной подготовки в юридической клинике, обучающиеся приобретают необходимые профессиональные и коммуникативные навыки для работы с клиентами [1].
Как правило, разрабатывается учебный план для студентов, в который включаются как специальные учебные дисциплины, направленные на отдельные виды практической работы, так и дисциплины общего характера: «Делопроизводство в юридической клинике», «Интервьюирование клиента (установление психологического контакта с клиентом)», «Консультирование клиента» и др.
Знания, полученные в результате изучения данных дисциплин, необходимы студентам в их будущей практической деятельности по разрешению правовых споров и оказанию бесплатной юридической помощи. Начальным и основополагающим этапом при осуществлении данной деятельности является интервьюирование, в ходе которого студент узнает фактические обстоятельства дела. На данном этапе важно установить доверительные отношения студента с клиентом, так как это способствует получению наиболее полной информации, а, следовательно, и эффективному разрешению проблемы.
После проведения интервьюирования студент проводит анализ дела, в ходе которого формирует свою позицию: анализирует фактические обстоятельства дела, переданные документы, подбирает необходимый нормативный материал, судебную практику и готовит письменную консультацию [2].
При одобрении письменной консультации контролирующим преподавателем, студент проводит консультирование клиента. Оно выражается в предоставлении клиенту необходимой правовой информации по делу; доведении до сведения клиента всех возможных вариантов решения его конкретной проблемы; в помощи клиенту выбрать наиболее подходящее для него решение.
Юридическая клиника способствует не только совершенствованию практических навыков у студентов в области права, но и обеспечивает решение различных социальных проблем путем оказания юридической помощи социально незащищенным категориям населения.
Список литературы
1. Брыжинская Г. В., Кочнева М. Н. Практико-ориентированное обучение студентов (на примере работы юридических клиник) // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Волжский университет им. В. Н. Татишева. 2015. – С. 205-208.
2. Кулакова В. Ю., Маркова Т. Ю., Самсонова М. В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2. С. 8-11.