Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 июня 2017г.

В настоящей статье мы рассмотрим международно-правовые нормы, регламентирующие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировав для этих целей нормы международного законодательства. Обратимся мы и к российскому законодательству, потому что Российская Федерация, будучи участницей целого ряда конвенций по исследуемой проблематике, обязана привести свои внутренние нормы в соответствие с принятыми стандартами.

Поворотным моментом в регламентации специального правового статуса несовершеннолетних стал XX, когда были приняты основные международные документы. Отметим, что уже в рамках Лиги Наций в 1924 году была принята Женевская декларация, которая призывала создавать условия для нормального духовного физического развития детей по всему миру [4].

При этом отметим, что важнейшим событием в развитии права прав человека и прав ребенка в частности явилось создание Организации Объединенных Наций (далее – ООН), целью которой является поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Так, 11 декабря 1946 года в рамках ООН был создан Фонд под наименованием Международный чрезвычайный детский фонд (далее - ЮНИСЕФ). Изначально он создавался для помощи детям, которые пострадали в период Второй Мировой войны, предполагалось, что его деятельность будет носить временным характер. Однако он функционирует до сих пор под названием Детский Фонд ООН.

В 1948 году был принят один из фундаментальных документов по правам человека - Всеобщая декларация прав человека, положения которой провозгласили право на защиту  семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства.

Кроме того, п. 5 ст. 25 Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» [1, с. 39].

Вторым шагом на пути становлениям международной защиты детства стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года Декларации о правах ребенка. В Преамбуле было указано, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения [2]. Отметим, что данный документ сыграл огромную роль в деле защиты прав детей. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Главным недостатком данной Декларации стало то, что многие ее положения так и оставались призывом, ведь, известно, что декларации не носят обязательный характер. Тем не менее именно Декларация о правах ребенка стало основой для разработки Конвенции о правах ребенка 1989 года, а также ряда положений действующего Семейного кодекса Российской Федерации, посвященных правам несовершеннолетних.

Работа над текстом данного документа длилась целое десятилетие, с 1979 года, и завершилась 20 ноября 1989 года принятием Конвенции о правах ребенка, универсального документа, признающего за детьми весь комплекс прав человека. Эта Конвенция очень быстро получила необходимое количество ратификаций и действительно является универсальной по количеству участвующих в ней государств. О чем свидетельствует этот факт? Прежде всего о том, что предметами дискуссии могут быть различные аспекты защиты прав ребенка, однако право детей на особую защиты не подвергается никаким сомнениям, это своего рода аксиома.

Согласно статье 1 Конвенции, ребенком является «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» [5]. Следовательно, несовершеннолетний человек с позиций международного права рассматривается как ребенок.

При этом важно помнить, что Конвенция о правах ребенка закрепила верхний возрастной предел в 18 лет с оговоркой «если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» [5].

В данном случае следует иметь в виде международные договоры, которые касаются определенного аспекта жизни ребенка. Так, Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей 1980 г. и Европейская конвенция о признании и исполнении решений в области опеки над детьми и восстановления опеки над детьми 1980 г. для целей данных Конвенций признают, что ребенком является личность до достижения 16 лет (соответственно ст. 1 и 4). Далее Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г. не устанавливает минимальный брачный возраст, оставляя это на усмотрение государств-участников (ст. 2) [7, с. 28].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в международном праве  не закреплен точно определенный возраст, с которого личность перестает считаться ребенком. В то же время принятие Конвенции о правах ребенка 1989 года, а также пересмотр возрастных критериев в ряде договоров (например, в международном гуманитарном праве) позволяют говорить о том, что с позиции международного права возраст в 18 лет считается наиболее принятой нормой для определения момента, с которого правовая защита ребенка прекращается.

Рассмотрим, какое место занимают права ребенка в общей системе прав человека. Права ребенка – это права человека применительно к детям.

Такую краткую формулировку нам предлагает энциклопедический юридический словарь. Принимая во внимание тот факт, что общий (конституционный) статус ребенка совпадает с общим (конституционным) статусом человека и гражданина, о чем мы писали в предыдущем параграфе, данное определение считаем в целом корректным. Однако, как мы уже также отмечали, правовой статус ребенка специфичен, характеризуется некоторыми особенностями по сравнению с правовым статусом личности, статья же эти особенности не раскрывает, хотя и упоминает их.

По мнению авторов словаря, необходимость выработки специальных норм, регламентирующих международное сотрудничество в этой области, обусловлена особенностью положения детей, прежде всего тем, что они согласно внутреннему законодательству государств не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние, и, кроме того, в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т.д.

Данное утверждение можно подтвердить следующим примером: согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. При этом, поскольку избирательное право распространяется только на совершеннолетних граждан, несовершеннолетний, в силу возраста, им не обладает. Среди специфических прав выделим «право жить в семье», «право на заботу со стороны своих родителей», «право на совместное с ними проживание», которые закреплены исключительно для детей ст. 54 СК РФ.

В конце словарной статьи указано, что есть целый ряд международно-правовых документов, специально посвященных правам ребенка. К ним относятся, прежде всего, Конвенция о правах ребенка 1989 года, а также Декларация прав ребенка 1959 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г., ряд Конвенций Международной Организации Труда (далее – МОТ) (№ 10, 11, 15, 58, 59, 60, 112) и др. Наличие данных документов подтверждает то, что несовершеннолетний обладает специальным (родовым) правовым статусом.

Несмотря на то, что статья не раскрывает характерные особенности прав ребенка, в целом тезис о том, что права ребенка – это права человека применительно к детям, верный. То есть мы можем рассматривать права ребенка сквозь призму прав человека и гражданина.

Само понятие прав человека возникло в эпоху буржуазных революций. Они неотчуждаемы, внетерриториальны и вненациональны, принадлежат человеку от рождения, их признание, соблюдение и защита –забота мирового сообщества в целом, а не внутреннего дело какого-либо государства.

Всю совокупность прав человека подразделяют на абсолютные и относительные, иначе – основные и другие общепризнанные права, и свободы.

Важнейшие международно-правовые документы в области защиты прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) в своих положениях закрепили универсальный перечень основных прав и свобод, который в единстве с конституционными правами призван обеспечить нормальную жизнь человека.

Как отмечает Лукашева Е.Л., в современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности, в Международном Билле о правах человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной хартии. В случае, когда какое-либо основное право не вошло в конституцию государства, оно должно быть признано данным государство независимо от его конституционного закрепления, так как приоритет международного права по отношению к внутри государственному в области прав человека является общепризнанным принципом международного сообщества.

Правовой статус человека и гражданина включает в себя все многообразие прав, охватывающих различные сферы его деятельности. В соответствии с данными сферами можно определить структуру и характер прав, составляющих его правовой статус. Данная структура следует из международно-правовых документов по правам человека, прежде всего из Всеобщей декларации прав человека и международных пактов, и включает в себя: гражданские (личные), политические, социальные и экономические, культурные права. Аналогичным образом изложены права и свободы человека и гражданина во 2 Главе Конституции Российской Федерации.

Гражданские права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства.

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и

осуществление государственной власти.

Экономические и социальные права призваны обеспечить человеку достойный уровень жизни. Культурные права гарантируют доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

При классификации прав не всегда то или иное право можно однозначно отнести к конкретной категории, то есть любое разделение прав на категории в какой-то степени условно.

 

Список литературы

 

1.   Всеобщая Декларация прав человека (принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Сб. документов. – М.: Норма; ИНФРА-М, 1998. – 39 с.

2.   Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1386 (ХIV) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml - Дата доступа: 04.03.2016.

3.     Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (принят в Женеве 8 июня 1977 года.) [Электронный ресурс] // Международный Комитет Красного Креста - Режим доступа: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/treaties-additional-protocol-1.htm - Дата доступа: 04.03.2016.

4.   Женевская декларация прав ребенка 1924 г. [Электронный ресурс] //Wikipedia – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Женевская_- декларация_прав_ребёнка – Дата доступа: 04.03.2016.

5.   Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml – Дата доступа: 04.03.2016.

6.   Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // Бюл. междунар. договоров. – 1995. – № 2. – С. 3.

7.    Михеева, Л.Ю. Защита прав ребенка в современной России / Л.Ю. Михеева; под ред. А.М. Нечаевой. – М.: Ин-т государства и права РАН, 2005. – 107 с.