Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
23 июня 2017г.

Необходимость дальнейшего законодательного регулирования отдельных проблем обеспечения безопасности российского потребительского рынка, связана с низким качеством значительной части товаров, а также наличием товаров, представляющих опасность для людей. Решение ряда проблем потребительского рынка не может быть реализовано без учета международных экономических, политических и правовых реалий, российской судебной практики, а также опыта других государств [1, с.32].

Становление современной защиты прав потребителей можно разделить на три этапа. Во-первых, до 1991 года формировался этап конституционно-правовой защиты интересов потребителя, в частности в дореволюционное и советское время. Второй этап связан с принятием Закона РФ «О защите прав потребителей», который ввел в правовой оборот понятие «потребитель», закрепил основные права потребителя, в том числе права на защиту, основанные на международных стандартах. С 1993 года по настоящее время - этап принятия Конституции РФ и части второй Гражданского кодекса РФ 1996 года, закрепившие основные права человека и гражданина и ряд обязательств, возникающих между потребителем и продавцом. Это этап становления и развития современного законодательства и основных органов по защите прав потребителя - Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) и Федеральной антимонопольной службы.

Таким образом, правовую основу регулирования качества товаров, услуг составляет Гражданский кодекс РФ, который определяет требования к качеству продукции и порядку его проверки [3, c.403]. Сфера безопасности и качества товаров, работ и услуг в России урегулирована помимо Гражданского кодекса РФ, нормами специального Закона РФ «О защите прав потребителей», а также нормами иных нормативных правовых актов. Вместе с тем, количество охраняемых объектов постоянно увеличивается [4, с.39]. Качество и безопасность имеют четко определенные критерии [5, с.161]. Так, российские потребители наделены рядом четко определенных прав на потребительском рынке. Законом «О защите прав потребителей» регламентированы эти права, их содержание, специфика реализации и ответственность за нарушения. В 4 главе закона предусматривается и механизм реализации этих прав. Ряд прав и интересов потребителей усматриваются в понятиях, данных в преамбуле Закона. Первым определением в преамбуле Закона закрепляется понятие потребителя. Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Из определения можно усмотреть право потребителя заказать, приобретать и использовать товары для реализации своих нужд. Из определений исполнителя и продавца можно выделить право потребителя заключать возмездные договоры (договоры купли-продажи) с организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы, оказывающими услуги или реализующими товары.

Право потребителя на подачу и  удовлетворение требований в отношении товара закрепляется в определениях уполномоченной изготовителем организации (индивидуального предпринимателя).

В преамбуле Закона ученые усматривают право потребителя на качество товара и на приобретение импортных товаров [2, с.21]. Прослеживаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов.

Следует отметить, что законодательство России в сфере защиты прав потребителя сходно с законодательством США, так как у нас и у них имеются специальные законы, регламентирующие сферу государственного обеспечения прав потребителей. Эти законы схожи по структуре и по содержанию, четко определяют основные понятия в своих преамбулах, основывают деятельность на принципе реальности защиты. В России и США действуют специальные федеральные органы по защите прав потребителей. Такая сходность законодательства связана с тем, что основа нашей защиты прав потребителей сформировалась в 1992 году, когда законодательство России во многом восприняло опыт, сложившийся в США.

Отличием российской защиты прав потребителей от американской является отсутствие в России государственного финансирования негосударственных российских общественных объединений по защите потребителей. В России ими может быть получена только компенсация расходов в рамках, определенных судебными решениями. В Германии и странах Европы общественной самоорганизации уделено гораздо больше внимание, она финансируется государством и обеспечивает высокую эффективность при отсутствии специального закона в этой сфере.

Организация защиты прав потребителей, основанная на государственных формах контроля, обеспечивает права потребителей, но не достаточно эффективно в условиях развивающегося рынка, так как при этой модели организации потребители не могут в должной мере и своевременно влиять на принятие решений законодательными органами и др.

Вместе с тем, организация защиты прав потребителей, основанная на государственных формах контроля, обеспечивает права потребителей, но не достаточно эффективно в условиях развивающегося рынка. В связи с тем, что потребители не могут в должной мере своевременно влиять на принятие решений законодательными органами и др. Поэтому наиболее перспективной формой защиты прав потребителей необходимо признать самоорганизацию, то есть деятельность общественных объединений потребителей, которые, по опыту Германии, должны получить в России финансовое обеспечение от российского государства.

Кроме того необходимо внести ряд изменений и дополнений в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300- 1 «О защите прав потребителей», в частности: в преамбуле закрепить определение трех основных форм защиты прав потребителей: судебной, государственной поддержки и самоорганизации. Для обеспечения развития самоорганизации дополнить закон главой 5 в следующей редакции «Государственная поддержка и самоорганизация потребителей», в которую перенести статью 45 об общественных организациях и другие статьи о деятельности общественных объединений потребителей. Дополнить статью 45 частью 3, где предусмотреть норму, регламентирующую порядок государственного финансирования общественных объединений потребителей.

Список литературы

 

1.        Богдан В.В., Урда М.Н. Судебная «защита» прав потребителей: отдельные вопросы правоприменительной практики / В.В. Богдан, М.Н. Урда [Текст] //Арбитражный и гражданский процесс. - 2014.- № 3. - С.32.

2.        Данилов Д. Б., Наумчикова Д. Н. Защита прав потребителей при приобретении ими товаров ненадлежащего качества / Д. Б. Данилов, Д. Н. Наумчикова //Теоретические и практические аспекты развития современной цивилистической науки / Под ред. К.В. Бельгисовой, И.В. Петрова. - Краснодар, 2015. - С. 21.

3.        Кудрявцева Л.В. Гражданско-правовые средства и обычаи делового оборота, направленные на улучшения безопасности и качества продукции в курортном регионе / Л.В. Кудрявцева //Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Междунар. Науч.-практ. Конф., 17–18 сентября 2015 г.  / М-во  внутр. Дел РФ, Краснодар. Ун-т МВД России, Новорос. Фил. Краснодар. Ун-та МВД России; [под общ. ред. канд. соц. наук В.А. Сосова]. – Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2015. – 840 с. С403.

4.        Кудрявцева Л.В., Григорьянц А.А. Проблемы правового регулирования безопасности и качества товаров, работ и услуг / Л.В. Кудрявцева, А.А. Григорьянц /В сборнике: Проблемы Российского законодательства и международного права. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв. Редактор Сукиасян А.А., 2015. С.39.

5.        Кудрявцева Л.В. Особенности технического регулирования безопасности и качества продовольственных и непродовольственных товаров / Л.В. Кудрявцева /В сборнике: Здоровье населения – основа процветания России. Материалы X Юбилейной Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. Филиал РГСУ в г .Анапе. 2016. – С.161.