Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОХРАНЕ ПРАВ РЕБЕНКА

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Проблемы ответственности государства за укрепление и развитие семьи как общественного института, обеспечения прав семей, создания надлежащих условий для их функционирования, выполнения социальных функций получили отражение во многих документах ООН и ее учреждений. В одном из первых международных актов – Всеобщей декларации прав человека (1948) – подчеркивается, что «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». [1, с. 4]. Это важнейшее Положение направлено на защиту семьи, оказание ей помощи в жизненном становлении, подготовке к принятию ответственности за «естественную среду обитания своих членов», прежде всего детей и молодежи. Во имя этих целей политика и соответствующее законодательство, содействующие укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию  среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

Критерием цивилизованности и гуманности любой нации является ее отношение к детям, желание и способность обеспечить их права, защитить от любых проявлений насилия и жестокости.

В интересах государства выполнение семьей ее функций, и в первую очередь, в полноценное воспитании в семье подрастающего поколения, о чем свидетельствует целый ряд нормативных документов, принятых в последнее время. Государство заинтересовано в здоровой психологической и физической атмосфере общества, эффективном его развитии, гарантом чего является молодое, подрастающее поколение. Поэтому в случаях нарушения прав детей в семье деятельность государства направлена на пресечение такого рода правонарушений. Лишение родительских прав является крайней мерой защиты прав ребенка, лишая родителей, пагубно влияющих на детей, прав государство, таким образом, защищает права и интересы ребенка.

В настоящее время на государственном уровне активно формируется понимание, что каждый такой ребенок нуждается в помощи, которая не может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение.

Согласно Федеральному закону от 27.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются:

–      осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

–      формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

–      содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

–      защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей, принятый в 1995 году, был рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны была разработана Национальная стратегия действий в интересах  детей на 2012–2017 годы (далее – Национальная стратегия), принятая Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.

Главная цель Национальной стратегии – определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. [2, с. 2994]

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.

Проблемы детства и пути их  решения нашли  свое отражение в Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей, созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка; в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка; учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

Однако, проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют сегодня свою остроту и далеки от окончательного решения.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей, низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства – основные проблемы современной России.

В Указе Президента от 01.06.2012 № 761 «О Национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012– 2017 годы» четко говорится о том, что право каждого ребенка жить и воспитываться в семье является основополагающим принципом.  В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости – приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Одним из важных решений, принятых с целью усовершенствования политики по охране прав ребенка, стало решение о передаче полномочий органов опеки и попечительства от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: в соответствии с п. 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. С 01.01.2010 г. Постановлением Правительства Астраханской области от 22.12.2009 № 660-П «О передаче отдельных полномочий министерства образования и науки Астраханской области министерству социального развития и труда Астраханской области» полномочия по реализации функций органов опеки и попечительства  переданы министерству социального развития и труда Астраханской области. В целях оптимизации работы с 01.02.2011 г. на территории Астраханской области данные функции были переданы государственным казенным учреждениям – центрам социальной поддержки населения районов города Астрахани и муниципальных районов Астраханской области.

Таким образом, из выше изложенного следует, что современное общество ясно осознает необходимость защиты прав детей, так как каждый ребенок имеет право на достойную жизнь и счастливое полноценное детство. Именно для обеспечения этих прав, активно реализуется государственная политика в области охраны прав детей, принимаются меры на государственном и региональном уровнях.

 

Список литературы

1.     «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

2.     Указ Президента РФ «О Национальной  стратегии действий  в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 № 761 / «Собрание законодательства РФ», – 04.06.2012, № 23.