Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
18 января 2016г.

   В последние годы такой правовой институт как государственно-частное партнерство (далее по тексту - ГЧП) вызывает к себе повышенный интерес как в юридической науке, так и на практике. И это неудивительно - именно он может помочь в решении целого ряда актуальных проблем, стоящих в настоящий момент перед российским обществом, государством и правом.

      Единства в понимании того, что же из себя представляет ГЧП, до сих пор нет. Во многом это связано с отсутствием должного правового регулирования указанного института, в первую очередь на уровне федерального законодательства, качество которого имеет определяющее значение для развития  всего института государственно-частного партнерства.

Как известно, на сегодняшний день Минэкономразвития России подготовлен Проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (4). В нем в пункте 2 статьи 4 установлено следующее определение ГЧП: «Под государственно-частным партнерством в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в целях настоящего Федерального закона понимается сотрудничество между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, с одной стороны, и частными партнерами, с другой стороны, направленное на реализацию целей, установленных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляемое на договорной основе на принципах распределения рисков, ответственности, а также имущественного и финансового участия сторон». В свою очередь, в части 1 статьи 1 указаны и цели ГЧП, а именно «создание дополнительных условий привлечения в экономику субъектов Российской Федерации и муниципальных образований частных инвестиций на основе государственно-частного партнерства».

     В целом определение, предложенное Минэкономразвития России, можно считать удачным. Однако на настоящий момент указанный законопроект даже не внесен в ГД ФС РФ, а текст, приведенный в нем, представлен по состоянию на 02.11.2012. Тем самым велика вероятность того, что понятие ГЧП будет изменено, не говоря уже о возможной правке других положений законопроекта. Кроме того, не исключено что будет разработан и другой законопроект о ГЧП (который впоследствии могут принять), который может в значительной степени отличаться от проекта, разработанного Минэкономразвития РФ.

   В этом контексте будет полезно обратиться к законодательству субъектов Российской Федерации, причем тех субъектов, в которых общественные отношения, касающиеся ГЧП, уже успешно урегулированы. Например, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан» от 01.08.2011 г. N 50-ЗРТ, «Государственно-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество Республики Татарстан и частных партнеров по реализации социально значимых инфраструктурных, инновационных, инвестиционных и иных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве, в том числе с участием муниципальных образований» (2).

     В целом в законодательстве субъектов Российской Федерации государственно-частное партнерство можно определить как «организационное взаимодействие (сотрудничество) между публичными образованиями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории субъектов Российской Федерации» (3).

    В свою очередь, в юридической литературе ГЧП понимается по разному.

    Одни ученые понимают ГЧП как «юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и организаций публичной власти и субъектов частного предпринимательства в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, предполагающее распределение рисков между партнерами, осуществляемое в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение» (1).

     Другие представляют ГЧП как «равноправное взаимовыгодное сотрудничество между государством и частным бизнесом в процессе обустройства общественной инфраструктуры и предоставления публичных услуг при условии разделения рисков и ответственности» (6).

     Некоторые исследователи и вовсе делают вывод о том, что «...необходимость введения нового понятия «государственно-частное партнерство» в систему российского права отсутствует», обосновывая это тем, что «с точки зрения права  отношения в сфере  ГЧП - это всего лишь гражданско-правовое  отношение, в котором обязательным участником является публично-правовое образование (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование)» (5). Вследствие этого «...термин «ГЧП» может применяться и использоваться в области экономики, политики и иных общественных  отношениях, но как социально-экономический и политический институт (явление)». С этим тезисом , разумеется, согласиться довольно сложно.

   Как мы видим, подходов к определению того, чем же все-таки является ГЧП, в литературе довольно много. Однако при внимательном их рассмотрении, а также изучении самой природы такого явления, как государственно-частное партнерство, можно отметить следующее.

    По своему содержанию государственно-частное партнерство как юридическая категория всегда обладает тремя главными признаками:

во-первых, ГЧП — это всегда сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой;

во-вторых, ГЧП осуществляется путем заключения соглашений о государственно-частном партнерстве;

в-третьих, ГЧП создается для решения общественно-полезных задач и достижения социально-значимых целей.

    Это основные, сущностные признаки ГЧП; любые другие признаки ГЧП можно признать в качестве факультативных или характерных для конкретного законодательства, регулирующих отношения ГЧП. Исходя из этого можно сформулировать следующее определение ГЧП:

   Государственно-частное партнерство — это сотрудничество, осуществляемое между публичными партнерами с одной стороны и частными партнерами с другой путем заключения соглашений о государственно- частном партнерстве для решения общественно-полезных задач и достижения социально-значимых целей.

    Сравнив полученное нами определение, и прочие  определения, приведенные выше (в  том числе и в Проекте ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), можно обнаружить, что практически во всех приведенных ранее дефинициях наличествует хотя бы один сущностный признак ГЧП, установленный выше. Следовательно, можно констатировать, что в рамках российской правовой системы категория государственно — частного партнерства толкуется в целом верно, хотя тот факт, что легальное понятие ГЧП до сих пор отсутствует на федеральном уровне, вызывает справедливую критику.

    Таким образом, скорейшее принятие Федерального закона о ГЧП будет способствовать не только решению вопроса о закреплении понятия ГЧП в законодательстве и становлению этого важного правового института, но и развитию гражданского оборота России в целом.

 

Список литературы

1.      Белицкая А.В. Правовое определение государственно-частного партнерства // Законодательство. 2009. N. 8.Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2.      Закон Республики Татарстан «О государственно-частном партнерстве в республике Татарстан» от 01.08.2011 г. N 50-ЗРТ // http://mert.tatarstan.ru/rus/dokumenti_v_sfere_investitcii

3.      Лисица В.Н. Государственно-частное партнерство в российском праве // Административное право. 2010. N

3. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4.      Проект Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (подготовлен Минэкономразвития России, не внесен в ГД  ФС РФ,  текст  по состоянию на 02.11.2012). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5.      Царев Д., Иванюк А. Государственно-частное партнерство — правовой аспект // Финансовая газета. 2009.N 17. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6.      Чонка А. Государственно-частное партнерство: симбиоз государства и бизнеса // Бюджет. 2009. N 7.Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».