Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Грозный
ВУЗ:
Дата:
21 июня 2018г.

Изучение электорального поведения молодежи обладает безусловной актуальностью, поскольку полученное знание сделает возможным прогнозирование возможных форм вступления молодых людей в политическую жизнь, и, в более широкой перспективе, предвидение будущей направленности политических процессов в России. Такие качества обыденного политического сознания, как политическая наивность, неустойчивость взглядов и оценок, подверженность иллюзиям, мифам, суевериям, присущи целым группам населения, но особенно отличает именно молодёжь.

Современное молодое поколение не безразлично к будущему России и процессам, происходящим в нашей политической системе. Многие молодые люди видят себя активными участниками этих процессов. Важно и объективное признание ими своей слабой подготовки к этому, которое следует понимать, как недоработку политических партий в среде молодежи. Так, многие студенты понимают значимость и важность активной политической позиции, но несколько недооценивают присущие ей рациональность и ответственность.

В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность в связи с демографическими проблемами. Если в предыдущее десятилетие численность молодежи в Российской Федерации увеличивалась, то вплоть до 2025 года ее численность будет снижаться, причем это снижение по отношению к 2012 году будет существенным - более чем на четверть.

Следствием демографического спада 1990-х годов станет резкое снижение количества молодежи в возрасте 14-30 лет. Согласно прогнозируемым данным к 2025 году общая численность молодежи в Российской Федерации сократится с 35 млн. до 25 млн. человек.

В этой ситуации экономическая и социальная нагрузка на российскую молодежь будет только возрастать. Снижение численности молодежи ставит перед органами государственной власти вопросы о необходимости повышения качества имеющегося молодежного ресурса, минимизации социальных потерь, максимально глубокой и эффективной социализации молодых людей. Формирование гражданственности и патриотизма молодежи будет способствовать решению ключевых задач развития нашего общества - обеспечения безопасности российского государства и общества, сохранения государственной независимости, преодоления мировоззренческого кризиса, возрождения уважения к государству, обществу, отечественному историческому и культурному наследию.

На первый план выходит решение следующих задач:

-   правовое просвещение молодежи, устранение правового нигилизма в молодежной среде;

-     повышение уровня гражданской ответственности, осознанного и ответственного социального поведения;

-     повышение уровня электоральной активности в молодежной среде через повышение статуса понятия «обязанность гражданина».

Государство в лице органов власти проводит политику в отношении граждан, в том числе молодежи, которая направлена на:

-   правовое просвещение и правовое информирование граждан;

-      развитие правового образования и воспитание подрастающего поколения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, посредством внедрения в образовательные программы учебных курсов, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

-   совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

В целях правового просвещения решает задачу осознанной вовлеченности и повышения электоральной активности молодежи была принята Молодежная электоральная концепция.

Молодежная электоральная концепция направлена на реализацию новых подходов и способов работы с молодыми избирателями в возрасте от 18 до 35 лет на основе аналитических данных с учетом имеющегося опыта и существующих на сегодняшний день направлений работы по повышению правовой культуры и электоральной активности молодых избирателей и форм взаимодействия организаторов выборов с общественными и молодежными организациями.

Целями реализации Молодежной электоральной концепции являются:

-   повышение правовой культуры молодых избирателей;

-   обеспечение активного и осознанного участия молодежи в избирательных кампаниях, кампаниях референдумов;

-    повышение уровня доверия молодых граждан к российской избирательной системе, институту выборов и референдумов;

-   преодоление политической апатии, формирование активной гражданской позиции;

-    информирование о деятельности ЦИК России, иных избирательных комиссий, направленной на реализацию конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления .

Главной задачей Молодежной электоральной концепции является повышение интереса молодых российских граждан к избирательной системе и избирательному процессу в Российской Федерации.

Кроме того, реализация Молодежной электоральной концепции будет способствовать решению приоритетных задач, указанных в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Значительную роль в повышении уровня электоральной активности молодёжи играет Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые проводят масштабную кампанию по повышению политической культуры современного молодого поколения. Одним из главных шагов этой плодотворной работы, является принятие решения о проведении в субъектах Российской Федерации «Дня молодого избирателя» каждое третье воскресенье февраля. Данное решение было принято Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. № 83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя» .

Члены Центральной избирательной комиссии активно содействуют инициативам молодежных общественных организаций. Постоянной является работа Центральной избирательной комиссии по проведению круглых столов, где затрагивается широкий спектр актуальных для российской молодежи проблем. В заседании круглых столов помимо членов Центральной избирательной комиссии принимают активное участие представители законодательной и исполнительной ветвей власти Российской Федерации и её субъектов, а также молодежные общественные организации.

Вместе с тем мероприятия, осуществляемые только силами избирательных комиссий и некоторых заинтересованных органов, недостаточно.

Разрушенная советская система управления процессом воспитания подрастающего поколения включала подготовку и вовлечение молодежи в политическую жизнь страны. Сегодня требуется создание современной комплексной системы воспитания подрастающего поколения, которая не только обеспечила бы овладение молодыми избирателями необходимыми знаниями и навыками участия в политической жизни страны, но и сформировала бы уважительное отношение к российскому праву и государству, активную гражданскую позицию.

Важное место в повышении электоральной активности молодежи занимает законодательное регулирование. Однако до сих пор федеральное законодательство недостаточно четко устанавливает цели, принципы, приоритеты, основные механизмы государственной поддержки молодежи на этапе ее социального становления и вступления в самостоятельную жизнь. Соответствующие законодательные установления (не обязательно в виде специального федерального закона) способствовали бы развитию правовой культуры молодежи, в том числе как избирателей.

К основным направлениям государственного регулирования молодежных парламентских структур можно отнести:

1)      участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе по вопросам молодежной политики;

2)     взаимодействие с избирательными комиссиями разного уровня. Формы организации такого сотрудничества могут быть различны, в частности, организация выборов в молодежные парламентские структуры (молодежные парламенты, советы школ, учебных заведений и т.п.) в целях повышения интереса молодого поколения к избирательным кампаниям, обеспечения преемственности поколений в вопросах гражданской активности, создания резерва кадров организаторов избирательного процесса;

3)   взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам финансового обеспечения молодежной политики. В ряде субъектов Российской Федерации наиболее остро стоит вопрос финансирования мероприятий в области молодежной политики;

4)    организация взаимодействия молодежных организаций с законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации. Сам факт наличия молодежной парламентской структуры при органе законодательной власти отчасти решает данную задачу. Тем не менее, необходима более тесная консолидация власти и молодежной общественности. Такие мероприятия, как открытые депутатские (парламентские) слушания, проводимые законодательными (представительными) органами по инициативе молодежных парламентов, круглые столы по актуальным проблемам молодежной политики, являются эффективной площадкой для конструктивного диалога власти и общества, механизмом выработки взаимоприемлемых решений;

5)     создание условий для консолидации общественного молодежного движения. В большинстве субъектов Российской Федерации общественные молодежные объединения по-прежнему остаются разобщенными. Молодежная парламентская структура создает постоянный информационный обмен между молодежными объединениями;

6)   содействие становлению системы молодежного парламентаризма в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации. На местном уровне такие органы ближе к молодым гражданам, что позволит им стать реальным аккумулятором идей молодежи и содействовать реализации политики на муниципальном уровне.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»      расширяет возможности молодых людей для участия в избирательном процессе.

Таким образом, молодые российские граждане обладают активным желанием участвовать в выборах и тем самым проявляют свою гражданскую позицию. Российская молодёжь интересуется предвыборными программами политических партий, участвует в агитационных акциях общественных движений.

Одной из приоритетных задач в повышении правовой и политической культуры молодых россиян должна стать задача по увеличению активности средств массовой информации в решении данной проблемы. Необходимо использовать современные информационные технологии и средства коммуникации, эффективно внедрять их в работу по повышению политической и правовой культуры современной молодёжи, а также стимулировать молодых людей к участию в выборах.

 

Список литературы

 

1.          Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 15.02.2016 г. № 357-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

2.          О Молодежной электоральной концепции: Постановление ЦИК России от 12 марта 2014 г. №221/1429-6 (в ред. от 07.10.2015 г. № 310/1773-6) // Вестник ЦИК России. - 2014. - № 3.

3.          О проведении Дня молодого избирателя: Постановление ЦИК России от 28 декабря 2007 г. №83/666-5 (в ред. от 22.07.2015 г. № 293/1695-6) // Вестник Центризбиркома РФ. - 2008. - № 4.

4.          Об информации о проведении выборов депутатов государственной Думы федерального собрания Российской Федерации шестого созыва 4 декабря 2011 года на территории Ставропольского края: Постановление избирательной комиссии Ставропольского края от 12.09.2012 г. № 63/624-5 // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 06.11.2016).

5.          О проведении семинаров-совещаний 23 и 30 мая 2014 года: Постановление избирательной комиссии Ставропольского края от 30.04.2014 г. № 107/1092-5 (ред. от 27.05.2014) «» // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 06.11.2016).

6.          Доклад «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала». Доклад подготовлен специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) по заказу Федерального агентства по делам молодежи в 2013 г. (на правах рукописи) // https://www.fadm.gov.ru.

7.    Иванихин, А.А. Реализация избирательных прав молодых граждан: к вопросу о повышении электоральной активности российской молодежи / А.А. Иванихин // В сборнике: Права человека: теория, история, практика сборник научных трудов, посвященный 65-летию Всеобщей декларации прав человека. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики; Институт права и гуманитарного образования. Волгоград, 2014. - С. 134 - 141.