Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Аннотация /Annotation

Статья посвящена рассмотрению роли права собственности на землю в формировании финансово- экономической основы местного самоуправления. Рассматриваются виды реализации права собственности на землю посредством местных налогов, а также степень их значимости в формировании доходной части местных бюджетов. Анализируется опыт зарубежных стран при установлении и взимании местных налогов.

 

THE ROLE OF LAND OWNERSHIP IN CONSTRUCTION FINANCIAL AND ECONOMIC BASIS OF LOCAL GOVERNMENT

The article deals with issues of the role of land ownership in construction financial and economic basis of local government. Also in the article author scrutinize different types of local taxes and degree of importance local tax in the formation of a profitable part of local budgets. Author analyzes experience of foreign countries in establishing and levying local taxes.

Ключевые слова/Keywords

Местные налоги, местное самоуправление, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Local taxes, local government, ground tax, property tax of individuals.

Местное самоуправление является неотъемлемым институтом формирования гражданского общества. Согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. На основании части 1 статьи 131 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Важное место в формировании финансово-экономической основы местного самоуправления занимают местные налоги, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований.

«Местные налоги и сборы являются составной частью системы налогообложения государства. Сущность местного налогообложения заключается в том, что государство, беспокоясь о развитии общества, для своего функционирования должно иметь определенные финансовые ресурсы, которые обеспечивали бы деятельность на местном уровне, а местные органы власти имели бы возможность предоставлять услуги, уровень которых у населения ассоциируется с размером уплаченного налога. Поступления от местных налогов и сборов должны быть ощутимыми в совокупном объеме финансовых ресурсов. А нужды местных бюджетов должны удовлетворяться в основном за счет поступлений именно от местных налогов и сборов»23.

В соответствии со статьей 15 Налогового Кодекса РФ, к местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Однако по мнению экспертов «в муниципальном кошельке, по данным Минфина России, они занимают всего 12,2 %, хотя есть и другие цифры: доля земельного налога в доходах бюджета муниципалитета составляет 3%, а доля налога на имущество физических лиц – 0,3%. При этом, по ряду экспертных оценок, почти 80% земли в России выведено из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку эта земля относится к федеральной собственности (земли запаса, лесной фонд, военные объекты и др.), что лишает муниципалитеты стабильного источника доходов от земельного налога»24. Особенно остро проблема сбора земельного налога стоит в Приморском крае, ввиду большого количества военных объектов и охраняемых природных территорий, находящихся на территории края.25Что касается налога на имущество физических лиц, то зачастую затраты на его администрирование и зачисление в местные бюджеты превышают размер собираемого налога, что делает нецелесообразным его сбор.26


15 Найденко А.Е. Местные налоги и сборы в фискальной палитре: межстрановые сопоставления // Вестник УГТУ–УПИ. 2008. № 2. С. 73-84

16   Нарутто С.В. Местный бюджет – доходы муниципальных образований// Проблемы местного самоуправления http://samoupravlenie.ru/36- 01.php

17   Шишкина О.Е., Попова Ю.Ю. Земельный налог в финансово-экономической основе местного самоуправления в Российской Федерации// Экономическое правосудие на Дальнем Востоке. 2014. №1. С. 80-87.


В целях повышения доли местных налогов в доходной части муниципальных бюджетов представляется возможным применение в российской налоговой практике зарубежного опыта налогообложения, так как во многих странах  мира земельный налог является основным источником дохода для органов местного самоуправления. Так в Чехии поземельный налог дифференцируется на налог на земельные участки и налог на застройки. Основой для расчета налога на земельные участки служит действующая цена земли, в зависимости от бонитировочного класса: ставка налога для пашни составляет 0,75% цены угодий, для лугов и пастбищ, а также лесов и прудов с интенсивным разведением рыбы – 0,25%. Ставка поземельного налога для участков, отведенных под строительство, умножается на специальный коэффициент, варьирующийся от 0,3 (для населенных пунктов с численностью жителей менее 300) до 4,5 – в Праге. Не облагаются налогом сельскохозяйственные угодья размером до 10 га, обрабатываемые собственником; земельные участки, находящиеся в собственности государства и муниципалитета. Во Франции местное налогообложение  увеличивается пропорционально потребностям в доходах органов местного самоуправления. Из общей суммы налогов на имущество поземельный налог составляет 40%. Вместе с тем, во Франции с застроенных участков взимается земельный налог на обустроенные участки, налог в таком случае касается всей недвижимости: зданий, сооружений и т.д. Налогооблагаемая часть при расчете налога с застроенных участков составляет половину кадастровой стоимости. Нидерланды являются единственной европейской страной, в которой оценка земли и недвижимости в целях налогообложения осуществляется на муниципальном уровне. В качестве субъектов налогообложения выступают собственники и пользователи недвижимости, причем ставки налогообложения для этих категорий различны. Так, для собственника установлена ставка в размере 3,5%, а для пользователя 2,8%. Причем, если собственник имущества одновременно является и пользователем, то он платит оба налога. Особый интерес с точки зрения местной фискальной политики представляют США. Наибольшее значение среди местных налогов в этом государстве составляет поимущественный налог, взимаемый с физических и юридических лиц раз в год. Налогообложение пользователей сельскохозяйственных земель основано на исчислении разницы между прибыль. От сельскохозяйственной деятельности и производственными затратами. Установление ставки земельного налога напрямую зависит от природных свойств земель, их продуктивности. 27Анализ земельного и имущественного налогообложения в зарубежных странах свидетельствует об отсутствии единообразия в установлении моделей налогообложения. В частности, это обуславливается историческими традициями, а также особенностями формирования внутренней политики различных государств.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2013 году Президент Российской Федерации подчеркнул, что важнейшей задачей является уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах28. В условиях возрастающей роли местного самоуправления в развитии российского государства, остро становится проблема самостоятельности (в том числе и экономической) муниципалитетов, которая провозглашена Конституцией РФ. Самостоятельным в финансово-экономическом отношении, местное самоуправление в России может быть тогда, когда будет проводиться эффективная налоговая политика на местах, способствующая наполнению муниципальных бюджетов, и не ставящая их в жесткую зависимость от субсидий и дотаций из федерального и регионального бюджетов. В этой связи представляется, что для формирования эффективной налоговой политики, способствующей укреплению и развитию местного самоуправления в России, необходим комплексный подход, учитывающий мировой опыт установления местных налогов и сборов.

    

18 Агузарова Ф.С., Балаева Д.А. Роль налога на имущество физических лиц в формировании бюджета муниципального образования // Вестник Северо-осетинского государственного университета имени КостаЛевановича Хетагурова. 2012. №2. С. 385-389.

19   Кундиус В.А., Иванова Ю.Н. Земельное налогообложение США и стран ЕС. Опыт для российского АПК// Вестник государственного алтайского аграрного университета. 2008. №11 (49). С. 60.

20       Ежегодное   Послание   Президента   Российской   Федерации   Федеральному   Собранию   Российской   Федерации   2013   года http://www.kremlin.ru/news/19825