Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Авторы:
Город:
Магадан
ВУЗ:
Дата:
18 января 2016г.

    Развитие институтов гражданского общества в современной России является важной задачей. Через разнообразные по форме и направлениям деятельности институты гражданского общества должны решаться задачи, имеющие значимость как на государственном, так и на региональном уровнях. Сфера воздействия государственного регулирования не всеохватывающая, существует широкий круг проблем, требующих совместного действия общества и государства.

    Данная статья посвящена проблеме этнологической экспертизы в современном российском законодательстве, регулирующем статус коренных малочисленных народов. На сегодняшний день государство не может урегулировать все тонкости взаимодействия бизнеса и коренных народов, поэтому необходим поиск компромиссов в разрешении спорных проблем.

    Международные  нормативные    4акты  ориентированы  на  коренные    народы,  которые  лишились традиционных мест проживания или имеющие проблемы в плане их использования. Акты также направлены на народы, не способные на самоорганизацию в виде национально – территориальных формирований. В российских нормативных актах всегда закреплялись возможности самоорганизации народов, их равноправие.

    

4  Конвенция МОТ от 7.06.1989 г. № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах».


    Российское  законодательство  о  коренных  малочисленных  народах  опирается  на  международное законодательство. Однако, важнейшая Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» на сегодняшний момент Россией не ратифицирована. Данная Конвенция – единственный комплексный международно – правовой документ, в котором отражены международно – правовые стандарты прав и свобод коренных малочисленных народов, как основное направление в решении их проблем. Ее ратификация Российской Федерацией способствовала бы признанию коренных малочисленных народов полноправным членом мирового сообщества народов, вносящим вклад в культурное, социальное развитие, международное сотрудничество и понимание.

     Федеральное законодательство представлено Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 82 – ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Федеральным законодательством не установлены требования к проведению этнологической экспертизы в отношении тех или иных видов деятельности коренных малочисленных народов, в данном законе этнологическая экспертиза только упомянута.

    Понятие этнологической экспертизы впервые было введено Федеральным Законом от 30 апреля 1999 года № 82 – ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Этнологическая экспертиза – это научное исследование влияния изменений исконно русской среды обитания малочисленных народов и социально – культурной ситуации на развитие этноса. Однако механизм этнологической экспертизы действующее федеральное законодательство не определяет.

    В современной жизни реализация прав и интересов граждан в различных сферах жизни общества осуществляется с помощью экспертиз. Экспертиза имеет важное значение для обеспечения хозяйственной деятельности. Например, содержание экологической экспертизы заключается в установлении соответствий требованиям и допустимости реализации экологического объекта. В свою очередь, в этнологической экспертизе должно происходить исследование влияния изменений среды обитания на развитие этноса. Обе экспертизы аналогичны по своему определению.

     Актуальность формирования института этнологической экспертизы проявляется в тенденциях развития территорий российского Севера, их промышленном освоении. Это можно рассмотреть на примере Магаданской области. На данный момент в Магаданской области создан проект по промышленному освоению Ланковского и Мелководненского месторождений бурых углей в Ольском районе. Процесс добычи полезных ископаемых – бурых углей оказывает техногенное воздействие на окружающую среду. Добыча полезных ископаемых предполагается в бассейне нерестовой реки Ланковой. Эта территория является традиционным местом проживания коренных малочисленных народов, их промыслов. В случае, если план по разработке Ланковского месторождения будет осуществлен, результаты этой деятельности могут нанести существенный ущерб исконной среде обитания коренных малочисленных народов. Опыт промышленного освоения и переработки бурых углей на территории Магаданской области отсутствует, не представлены экологически безопасные технологии добычи углей. Промышленное освоение месторождений повлияет на окружающую среду – загрязнение почвы, воздуха, воды, появятся места для выброса отходов, значительно ухудшится экологическая обстановка. Объекты промышленности негативно повлияют на нерестовую реку – источник рыбных ресурсов, ее состояние ухудшится. Промышленность нанесет техногенную рану той территории, которая осваивается. Экологически такое промышленное развитие опасно. Возникает необходимость сохранения данных территорий, которые являются родовыми землями коренных малочисленных народов.  Оценка  экологической экспертизы  здесь  тоже имеет важное значение. Мы не имеем сведений, проводилась ли этнологическая экспертиза на территории этих месторождений.

    Закрепление этнологической экспертизы на федеральном законодательном уровне позволит коренным малочисленным народам реализовать свои права и законные интересы, реализует их право на самобытность, будет способствовать сохранению и приумножению их традиционного образа жизни, обычаев, хозяйствования, промыслов. Полагаем, что этнологическая экспертиза может быть прописана в аналогичном порядке и иметь такое же значение, как экологическая экспертиза в Федеральном законе от 23 ноября 1995 года № 174 – ФЗ «Об экологической экспертизе».

    Объектом этнологической экспертизы должно быть потенциальное воздействие на территории аборигенов. Коренные малочисленные народы рассматривают свои земли как основу жизни, существования, заложенную в их обычаях, традициях, верованиях и культуре. Коренные народы имеют особую привязанность к своим землям, носящую глубоко духовный характер. Крепкая, неразрывная связь духовной жизни коренных малочисленных народов с родной землей находит свое отражение в заботливом и бережном отношении к природе, сохранении и приумножении природных ресурсов.

    Общины коренных малочисленных народов создаются в целях социально – экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. При освоении промышленных объектов должны учитываться мнения, позиции и интересы коренных малочисленных народов, их общин и организаций, проживающих на своей исконной территории. Нужно знать отношение коренных малочисленных народов к той или иной проблеме. Следует учитывать и мнение русских старожилов на территории их проживания. Этот момент не проработан в российском законодательстве. Некоммерческие организации коренных малочисленных народов Магаданской области могут и должны выступать активным субъектом этнологической экспертизы.

   Интересен законотворческий опыт субъектов Российской Федерации по этому вопросу. Законы субъектов Российской Федерации направлены на защиту прав и законных интересов коренных малочисленных народов, их общин и организаций. В Законе Республики Саха (Якутия) прописана 5норма о праве коренных малочисленных народов Севера на безвозмездное пользование в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми. Многие законы нуждаются в изменениях и дополнениях, а в некоторых элементах нужно вносить новые законопроекты.

    В ходе работы над темой, нами были проведены консультации с уполномоченным представителем коренных малочисленных народов Севера в Магаданской областной Думе Анной Константиновной Хабаровой. Определились следующие проблемы: 1) проблема практической реализации этнологической экспертизы; 2) незнание принципов, идей, технологии этнологической экспертизы. Большинство коренных малочисленных народов не имеют представления об этнологической экспертизе, и это подчеркивает актуальность нашего исследования. Институты гражданского общества готовы идти на контакт с коренными малочисленными народами, но они сталкиваются с проблемой информационной необеспеченности.

    Этнологической экспертизе необходимо найти применение и развитие, поэтому я предлагаю внести в Закон Магаданской области «О дополнительных мерах экономической поддержки хозяйствующих субъектов аборигенов Магаданской области» дополнения, в которых будет содержаться механизм проведения этнологической экспертизы. Порядок ее реализации должен быть нормативно урегулирован. В этнологической экспертизе необходимо прописать субъекты и объекты. Нужно добавить формирование экспертной комиссии этнологической экспертизы, ее состав; права и обязанности экспертов; полномочия руководителя экспертной комиссии; заключение этнологической экспертизы; права коренных малочисленных народов, их общин и организаций в области этнологической экспертизы; права и обязанности заказчиков документации, подлежащей этнологической экспертизе; финансирование этнологической экспертизы; ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об этнологической экспертизе. Имеет значение согласование и учет мнения коренных малочисленных народов, их общин и организаций перед тем, как внедрять экономические и социальные проекты на их исконной территории.

    Кроме этнологической нужно также применять экологическую экспертизу для оценки техногенного воздействия на природу и окружающую среду. Необходим мониторинг изменений среды обитания и их воздействие на традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов. Помимо механизма проведения этнологической экспертизы следует внести в закон положение о священных (сакральных) местах, памятниках культуры коренных малочисленных народах.

    Этнологическая экспертиза может стать одним из инструментов согласования интересов коренных малочисленных народов и бизнес – структур, государственных предприятий, занимающихся промышленным освоением северных территорий. Через институт этнологической экспертизы возможен диалог между гражданским обществом и государством, уравновешивание интересов коренных народов и техногенным воздействием на территории традиционного хозяйствования. Этнологическая экспертиза должна иметь формализованный законодательный характер.

    

5  Закон Республики Саха (Якутия) «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера».



Список литературы

1          Закон Республики Саха (Якутия) «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера».

2          Конвенция МОТ от 7.06.1989 г. № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах».

3          Постановление администрации Сахалинской области «Об утверждении положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области».

4          Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174 – ФЗ «Об экологической экспертизе».

5          Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82 – ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

6          http://batanifund.ru