Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.

Налоги по праву можно считать одним из самых трудных вопросов в международной практике ведения народного хозяйства, ведь налоги – основная статья дохода государственного бюджета, а также с помощью налоговых поступлений происходит финансирование социальных и различных государственных программ.

Недоработка налоговых механизмов влечет такие последствия как сокрытие налогов. На данный момент показатель сокрытия налогов в Российской Федерации составляет более чем 50%, тогда как в развитых странах – не более 10-15%.

Сбор налогов является одним из основных условий существования государства и общества. Если мы обратимся к истории, то увидим, что еще не было ни одного государства, которое могло бы обойтись без налогов, ведь для удовлетворения своих и общественных потребностей государству требуется некая сумма денежных средств. Эта сумма формируется как раз за счёт уплаты гражданами налогов. Появление налогов принято связывать с разделением общества на классы и появление государственности. Эти условия являются одними из важнейших факторов сбалансированности финансовой системы. Налоговые системы в разных странах имеют свои отличительные особенности. Это касается структуры, количества налогов, порядка их исчисления, ставок налога. Это естественно, ведь все налоговые системы развивались и продолжают развиваться до сих пор под влиянием различных экономических, политических и социальных условий.

Но, несмотря на это, налоговая система любой страны должна отвечать общим требованиям.

В данной статье мы выявим сходства и различия налоговых систем Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.

Налоговая система России

Налоговую систему России можно охарактеризовать как систему всех сборов и налогов, которые были приняты в Российской Федерации, систему органов, взимающих эти налоги и сборы, а также их плательщиков.

Структура российской налоговой системы предусматривает взаимоотношения всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов, регулирующих налоговую деятельность.

Согласно ст.12 Налогового Кодекса РФ структуру налоговой системы Российской Федерации принято подразделять на 3 уровня:

федеральный; региональный; местный.

Федеральные налоги имеют одинаковые ставки, порядок расчета и перечисления на всей территории Российской Федерации в соответствии со ст.12 п.1 Налогового Кодекса РФ.

В эту категорию можно определить и специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения (патент), единый сельскохозяйственный налог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Региональные налоги также утверждаются Налоговым Кодексом РФ на федеральном уровне (ст. 12 п. 3). Региональные власти обладают возможностью изменять условия налогообложения.

Местные налоги также утверждаются Налоговым Кодексом РФ. Органы местного самоуправления имеют право вносить изменения и дополнения в эти налоги в рамках Кодекса. К местным налогам принято относить: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор согласно ст.15 Налогового Кодекса РФ.

Всего в Российской Федерации насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Отдельно стоят 5 специальных систем налогообложения.

Налоги можно разделить на 2 основные категории в зависимости от порядка взимания: прямые и косвенные. Начисление  прямых налогов происходит непосредственного на доход либо  стоимость имущества налогоплательщика. В качестве примера прямых налогов можно привести налог на доходы физических лиц, транспортный налог. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Ярким примером косвенного налога будет служить налог на добавленную стоимость.

Как уже отмечалось ранее, налоговая система Российской Федерации, подразумевает связь всех ее элементов и системный подход к осуществлению поставленных задач в налоговой сфере. Все эти элементы образуют налоговую структуру Российской Федерации.

В следствие того, что налоговая система Российской Федерации состоит из 3-х уровней, законодательную основу о налогах и сборах аналогично можно разделить на 3 уровня: федеральное законодательство, региональное и местное.

Высшей ступенью законодательной базы необходимо считать федеральное законодательство. Оно распространяется по всей территории Российской Федерации. Федеральному налоговому законодательству не имеют право противоречить подзаконные правовые акты. К категории федерального налогового законодательства относятся Конституция РФ, обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, согласованные с положениями Налогового Кодекса РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ

Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы налогообложения принято относить к региональному законодательству. В структуру местного законодательства входят нормативно- правовые акты, которые принимают представительные органы местного самоуправления.

Помимо этого, на основании Налогового Кодекса РФ Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснительные письма и прочие подобные документы.

Налоговая система США

Налоговая система соединённых штатов Америки похожа на российскую налоговую систему собственным федеративным устройством.

Система содержит 3 уровня:

федеральный уровень, уровень штатов, муниципальных образований.

Собственно, что касается свойственных особенностей системы, то из их возможно отметить:

Федеральные налоги имеют прогрессивный характер, то есть с увеличением объекта налогообложения растет и налоговая ставка, «штатные» и местные налоги могут рассчитываться по регрессивной ставке.

Хотя налоговая система США состоит из трёх уровней, законодательство четко не делит действующие налоги на федеральные, налоги штатов и местные. Каждый штат имеет право утверждать собственные налоги, достаточно лишь соблюдать законодательные требования.

Одновременное обложение одними и теми же налогами федеральным правительством, властями штатов и местными органами управления. К примеру, население штата имеет возможность уплачивать по 2 вида подоходного и поимущественного налога, 3 вида акциза в различные уровни бюджета. Фирмы уплачивают корпорационный налог на федеральном уровне. В большинстве штатов ещё будет необходимо выплачивать данный налог, но уже в бюджет штата.

Налоговая система США в основном ориентирована на прямые налоги. К примеру, такого налога, как НДС, в Соединенных Штатах нет, но практически в каждом штате обязателен к уплате налог с продаж.

В различие от российской системы платежи на социальное обеспечивание сотрудников могут воплотить в жизнь не только фирмы, но и сами сотрудники.

Гигантская доля налогов (около 70%) поступает в федеральный бюджет.

И наконец, в качестве ведущих налогов, принятых в США, возможно именовать:

Личный подоходный налог, который служит главным налоговым доходом федерального бюджета. Поимущественный налог для физлиц и компаний.

Корпорационный налог для компаний (российский аналог налога на прибыль). Акцизы (косвенный налог).

Налог с продаж (косвенный налог).

Налоги, начисляемые на оплату труда (взносы на социальное обеспечение). Налог на ликвидацию безработицы.

Налоговая нагрузка США признана одной из самых низких среди индустриальных стран.

У эффективной налоговой системы главной целью должно быть обеспечивание необходимые нужды государства, путем взимания у плательщика налога не более 30% его доходов. Естественно, это правило имеет исключение, которые только лишь доказывают правильность упомянутого выше правила. Налоговая система некоторых государств, в частности США, устроена так, что гражданин отдает в государственную казну половину своего дохода, и это не никак не влияет на его стремление к улучшению производства.

Что касается налоговой системы России, то она подразумевает системное взаимодействие всех элементов, которые образуют ее структуру. В качестве элементов налоговой системы выступают: налоги и сборы, налогоплательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти, осуществляющие свою деятельность в сфере налогов. Структура системы РФ в сфере налогообложения подразделяется на 3 уровня: федеральный, региональный и местный. В рамках каждого из этих уровней государственными органами принимаются соответствующие законодательные акты, не противоречащие Налоговому кодексу и Конституции РФ.

В США налоги составляют самую главную статью расходов у работающего населения. Если суммировать федеральные налоги, налоги штатов и все мелкие налоги, то среднее значение будет составлять около 35% от всего дохода. Люди пенсионного возраста, студенты, безработные и люди, занятые на работе с низкой оплатой труда, платят меньше. Граждане Америки, у которых есть собственный бизнес или имеющие несколько источников доходов, нанимают профессиональных бухгалтеров для законного уменьшения сумм налогов необходимых к уплате. В США ежегодно в апреле все граждане подают налоговые декларации.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что налоговые системы России и США имеют как схожие характеристики, так и отличительные черты.

 

Список литературы

 

1.        Кикабидзе Н.Р. Общие принципы налогообложения и сборов в России и США // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2006. - № 2.

2.        Налоговая система США. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.economicportal.ru

3.        Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 368 с.

4.        Турбина Н.М., Косенко Ю.Ю. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития // Социально-экономические явления и процессы – 2014. - № 4.