Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Активное участие бизнес-сообщества в разработке актов таможенного законодательства Таможенного союза является одним из  необходимых условий формирования эффективного и качественного таможенного регулирования, основанного на оптимальном балансе публичных и частных интересов. Соответствующие нормы имеются на наднациональном уровне, а также в законодательстве государств-членов ЕАЭС.В этом плане особо важное значение имеет  статья 53 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», которая на законодательном уровне закрепила право некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участвовать в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела [10].

Законодатель предусматривает следующие формы данного участия:

1)    участие в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в области таможенного дела, актов таможенного законодательства Таможенного союза;

2)       участие  в  анализе  финансовых,  экономических,  социальных  и  иных  показателей   развития внешнеэкономической деятельности, в том числе в отдельных отраслях экономики, на территориях субъектов;

3)   участие в оценке эффективности применения мер таможенного администрирования;

4)    подготовка для органов государственной власти РФ предложений о совершенствовании таможенного дела и др.

Перечень данных форм не является исчерпывающим, он может быть дополнен данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, что свидетельствует о заложенной в законе перспективе расширения видов и форм взаимодействия таможенных органов с бизнес-сообществом. Таким образом, статья 53 закона заложила основу для конструктивного диалога таможенных органов РФ и бизнеса, у бизнеса появилась реальная возможность публично влиять на таможенное администрирование.

На наднациональном уровне таможенного регулирования учет интересов бизнес-сообщества государств- членов Таможенного союза является важной  составной  частью нормотворческой  деятельности  Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В последние годы в этом направлении сделаны серьёзные и значимые шаги. Согласно п. 15 Положения о ЕЭК, являющемуся приложением № 1 к Договору о ЕАЭС, решения Комиссии, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, принимаются с учетом результатов проведения оценки регулирующего воздействия проектов таких решений (ОРВ) [4]. ОРВ включает публичное обсуждение предлагаемого регулирования с субъектами предпринимательской деятельности и иными заинтересованными лицами, подготовку на этой основе структурированной оценки проекта решения Комиссии. Решением Коллегии ЕЭК от 31 марта 2015г. № 25 утверждены Положение о Рабочей группе Евразийской экономической комиссии по проведению оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК и состав Рабочей группы[6]. Пунктом 10 Положения о Рабочей группе предусматривается включение в состав Рабочей группы по одному представителю бизнес-сообщества каждого государства-члена ЕАЭС. От   Российской Федерации в рабочую группу входит директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики Российского союза промышленников и предпринимателей – И.В. Котелевская. Кроме того, с ТПП РФ, РСПП, ОПОРА РОССИИ, Деловая Россия заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве по подготовке нормативных актов по проведению ОРВ. Так, в РСПП утвержден Регламент участия РСПП в оценке регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК, согласно которому аппаратом РСПП в соответствующие рабочие органы направляется информация о начале публичного обсуждения проектов актов[13].

В целях расширения участия деловых кругов в интеграционных процессах и учета их мнения при формировании Единого экономического пространства 15 июня 2012 года ЕЭК и Белорусско-Казахстанско- Российский Бизнес-диалог заключили Меморандум, предусматривающий следующие два основных направления взаимодействия:

1)     рассмотрение предложений Бизнес-диалога, направленных на формирование нормативной правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства;

2)   проведение форумов деловых кругов с участием предпринимательских сообществ Беларуси, Казахстана, России [5].

Взаимодействие Сторон осуществляется в рамках деятельности Консультативного совета, создаваемого Коллегией ЕЭК. Совет изучает предложения бизнес-сообщества по совершенствованию нормативно-правовой базы Таможенного союза, а также рассматривает вопросы, касающиеся организации и проведения форумов представителей деловых кругов государств-участников Таможенного союза. Порядок деятельности данного органа определен Положением о Консультативном совете по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и Белорусско-Казахстанско-Российского бизнес-сообщества, утвержденным решением Коллегии ЕЭК от 9 апреля 2013 г. № 78 [7].

Консультативный совет в рамках взаимодействия сторон осуществляет деятельность по таким направлениям как: развитие интеграции и макроэкономика, развитие предпринимательской деятельности, финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг), промышленность, агропромышленный комплекс,  взаимная  и внешняя торговля, техническое  регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, таможенное администрирование, энергетика и естественные монополии, транспорт и инфраструктура, развитие конкуренции и антимонопольное регулирование, охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг. В состав Консультативного Совета входят члены Коллегии ЕЭК и представители бизнес-сообщества.

Председателем Консультативного совета является Председатель Коллегии Комиссии. Председатель Консультативного совета:

а) руководит деятельностью Консультативного совета и организует работу по выполнению возложенных на Консультативный совет задач, в том числе утверждает регламент работы Консультативного совета;

б) определяет дату, время и место проведения заседания Консультативного совета; в) утверждает проект повестки дня заседания Консультативного совета;

г) председательствует на заседаниях Консультативного совета; д) подписывает протокол заседания Консультативного совета.

В целях реализации функций Консультативного совета по обеспечению взаимодействия на официальном

сайте Комиссии в сети Интернет размещаются проекты документов Комиссии, затрагивающих интересы деловых кругов  государств  -  членов  Таможенного  союза  (проекты  решений  Комиссии),  а  также  в  разделе

«Консультативный совет по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско- российского бизнес-сообщества» создаются рабочие кабинеты членов Консультативного совета для ведения работы в  рамках Консультативного совета в  оперативном режиме (п. 12 Положения).Размещение проектов решений Коллегии Комиссии осуществляется не позднее чем за 15 календарных дней до заседания Коллегии Комиссии, на  котором такие проекты планируется рассмотреть (п. 13 Положения).По итогам рассмотрения предложений бизнес-сообщества по проектам документов Комиссии профильные департаменты Комиссии в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты обращения, направляют соответствующие заключения ответственным за взаимодействие со структурными подразделениями Комиссии представителям бизнес- сообщества. В случае полного или частичного отклонения представленных предложений в заключении должны содержаться аргументированные обоснования с указанием юридических или иных обстоятельств, препятствующих принятию предложения (п. 17 Положения).

Согласно Меморандума, в целях развития деловых связей, активизации участия национальных бизнес- сообществ в интеграционных процессах Таможенного  союза, укрепления взаимодействия деловых кругов с национальными и наднациональными органами - Бизнес-диалог на основании решения, принятого координаторами, организует бизнес-форумы. Координаторы во взаимодействии с Комиссией осуществляют организацию бизнес-форумов, формирование повесток дня и выбор мест его проведения. Бизнес-форумы проводятся, как правило, в преддверии заседаний Высшего Евразийского экономического совета.

В состав Консультативного совета от Российской Федерации входят представители Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей», Торгово-промышленной палаты РФ; Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», ОАО «Российские железные дороги»; объединения юридических лиц «Союз транспортников России»; Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»; Ассоциации таможенных представителей и др.[9].

Для постоянного взаимодействия между Комиссией и бизнес-сообществом из числа членов Консультативного совета - представителей бизнес-сообщества Бизнес-диалог определяет координатора от каждого государства-члена Таможенного союза. Координаторы вносят в Комиссию инициативные предложения, представляющие собой консолидированную позицию бизнес-сообщества по совершенствованию нормативно- правовой базы Таможенного союза.

Решением Совета ЕЭК от 9 октября 2013 г. № 61 создана рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательств, в состав которой вошли сотрудники ЕЭК, представители государственных органов государств — членов Таможенного союза (таможенных служб, министерств и ведомств и других уполномоченных представителей), а также представители белорусско-казахстанско-российского бизнес- сообщества [11]. Решением Коллегии ЕЭК от 12 ноября 2013 г. № 256 утвержден состав данной рабочей группы [8].

Для подготовки текста проекта Таможенного кодекса ЕАЭС при рабочей группе создана экспертная группа из представителей государственных органов государств  — членов Таможенного союза, сотрудников  ЕЭК и представителей бизнес-сообщества. Как отмечает член коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин, бизнес-сообщество принимало активное участие в подготовке проекта Таможенного кодекса ЕАЭС, в связи с чем проект максимально учитывает интересы бизнеса [2]. По мнению Владимира  Гошина

«подход, который заложен при организации этой работы, хорошо себя зарекомендовал: рабочая группа обсуждает основные направления совершенствования таможенного законодательства, заслушивает итоги работы экспертов, решает вопросы, по которым эксперты не смогли договориться на своем уровне, дает задания экспертам на очередной период работы»[3]. Проект ТК ЕАЭС сейчас проходит процедуру внутригосударственного согласования, ЕЭК проводятся мероприятия для информирования бизнес-сообщества о новациях, которые в нем заложены [1].

В мае текущего года на базе белорусско-казахстанско-российского бизнес-диалога, существовавшего с декабря 2010 года, создан Деловой совет Евразийского экономического союза [14]. Главной идеей создания делового объединения является улучшение взаимодействия между бизнес-сообществом ЕАЭС с целью расширения интеграционных процессов и выработки единой позиции бизнеса по актуальным вопросам сотрудничества в рамках ЕАЭС. Совет является постоянно действующим координационно-совещательным органом деловых кругов государств-членов Евразийского экономического союза, в него также могут войти деловые объединения стран, вступающих в ЕАЭС. Создание Делового совета позволит наладить прямые связи и диалог между деловыми кругами государств-членов ЕАЭС, привлечь их к всестороннему деловому сотрудничеству в целях дальнейшего совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза.

 

Список литературы

1.     Бизнесу представили проект ТК ЕАЭС // URL: http://customsexpert.ru/articles/biznesu-predstavili-proekt.htm

2.     Гошин: Бизнес-сообщество принимало активное участие в подготовке таможенного кодекса ЕАЭС // URL: http://eurasiancenter.ru/eec2015_news/20151201/1004304962.html

3.     Гошин     В.     Таможенный     кодекс     ЕАЭС     принесёт     предпринимателям    только    выгоду    //     URL: http://eurasiancenter.ru/expert/20140730/1003612288.html

4.     Договор о Евразийском экономическом союзе(Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) //Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org. 05.06.2014.

5.     Меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Белорусско- Казахстанско-Российским Бизнес-диалогом // URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635046443204295423.pdf

6.     Официальный сайт Евразийского экономического союза: http://eaeunion.org/. 02.04.2015.

7.     Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/K13_P78.pdf

8.     Официальный сайт Евразийской экономической комиссии:URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635200402513643789.pdf

9.     Решение Коллегии ЕЭК от 4 декабря 2012 года № 241 «О Консультативном совете по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества»      (с изменениями на 17 марта 2015 года) // http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/P_241.pdf

10. Федерльный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. Ст. 6252.

11. URL:   http://docs.cntd.ru/document/499049962

12. URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635200402513643789.pdf

13. URL: http://рспп.рф/library/view/124?s

14.    URL: http:// http://www.customs-academy.net/?p=7301