Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА КАК СУБЪЕКТ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Организация производства и оборота алкогольной продукции в России занимает одно из значимых мест как в экономике, так и в социальном развитии страны. В настоящее время продолжает возрастать актуальность поиска наиболее адекватных методов и форм государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и соответствующего правового оформления методов государственного управления в данной сфере [1].

Система правового регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации в последние годы подверглась значительным изменениям и продолжает их претерпевать в настоящее время. 

Согласно пункту 1 статье 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [8] (далее ФЗ № 171) государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:

1.        лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2.   государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами и действующим законодательством РФ.

Под государственным надзором за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции следует понимать деятельность (осуществляемую в соответствии с законодательством РФ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которая направлена на предупреждение, выявление  и пресечение  нарушений указанных требований организациями, крестьянскими хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении указанными выше субъектами своей деятельности.

Контрольная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия, предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению, предупреждению выявленных нарушений и (или) устранению их последствий [8].

Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) [2].

Росалкогольрегулирование было создано во исполнение Указа Президента РФ от 31 декабря 2008 года № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» [6].

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.01.2016 N 12 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации", решено передать Росалкогольрегулирование из ведения Правительства РФ в ведение Министерства финансов РФ, при этом Министерству передаются функции по выработке и реализации государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [7].

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Кроме того, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,  Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений [2].

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет следующие полномочия:

1.     разрабатывает форму уведомления, порядок представления организациями уведомлений при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также при поставке и перевозке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции; порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной продукции, об использовании производственных мощностей; акты, устанавливающие минимальные цены на закупку, поставки этилового спирта, алкогольной продукции, а также розничную продажу алкогольной продукции; порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных федеральных специальных марок; перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции; форму лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.;

2.     осуществляет лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции; выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации; ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,  ведение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных нормативно-правовым актами (в т.ч. лицензионный контроль за производством и оборотом (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); прием уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и ведение федерального реестра алкогольной продукции; обращение в суд об аннулировании лицензии; осуществляет контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции, фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; проверку деятельности юридических лиц в установленной сфере деятельности; рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота алкогольной продукции и др.

На официальном сайте Росалкогольрегулирования (www.fsrar.ru) представлена вся официальная информация и новости, касающиеся деятельности службы.

Руководство деятельностью Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка с момента её образования и по настоящее время осуществляет Чуян И.П., у которого имеется 6 заместителей.

Структура центрального аппарата Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка утверждена приказом Росалкогольрегулирования от 17 октября 2012 года № 298 «О совершенствовании организационной структуры Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка». Для реализации полномочий в структуре Росалкогольрегулирования имеется 14 управлений и 2 самостоятельных отдела. Всего в состав управлений входят 52 отдела.

В структуру Федеральной службы  по регулированию алкогольного рынка входят 9 территориальных органов:

-        Межрегиональное управление по Центральному федеральному округу;

-        Межрегиональное управление по Северо-Западному федеральному округу;

-        Межрегиональное управление по Южному федеральному округу;

-        Межрегиональное управление по Приволжскому федеральному округу;

-        Межрегиональное управление по Уральскому федеральному округу;

-        Межрегиональное управление по Сибирскому федеральному округу;

-        Межрегиональное управление по Дальневосточному федеральному округу;

-        Межрегиональное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу;

-        Межрегиональное управление по Крымскому федеральному округу.

Также Росалкогольрегулированию подведомственны следующие организации:

1.     ОАО «Росспиртпром» (ранее федеральное государственное унитарное предприятие), которое осуществляет производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в области производства и оборота этилового спирта, ликероводочной и спиртосодержащей продукции, выработанной из пищевого спирта.

2.     Федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт» занимается организацией производства продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области организации производства продуктов питания, оптово-розничной торговлей всеми видами алкогольной и безалкогольной продукции, свежими и переработанными овощами и фруктами, чаем, кофе, специями и другими товарами растительного происхождения.

3.     Федеральное государственное унитарное предприятие «Кизлярский коньячный завод» осуществляет производство, закупку, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; розничную продажу алкогольной продукции; производство дистиллированных алкогольных напитков; оптовую торговлю алкогольными напитками, кроме пива; розничная торговля алкогольными напитками, кроме пива; производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков (в том числе водки); доставку и оказание услуг по доставке алкогольной продукции получателям.

4.     Федеральное     государственное     унитарное     предприятие      «Внешнеэкономическое      объединение

«Союзплодоимпорт» осуществляет национальные и международные регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, промышленных образцов и иных объектов интеллектуальной собственности, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, а также использует в установленном порядке товарные знаки на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и другие продовольственные товары. Данное предприятие оказывает консультационные и юридические услуги, осуществляет экспорт и импорт всех видов алкогольной и безалкогольной продукции, свежих и переработанных овощей и фруктов, чая, кофе, специй и других видов товаров растительного происхождения, оптовую и розничную торговлю всеми видами алкогольной и безалкогольной продукции, свежими и переработанными овощами и фруктами, чаем, кофе, специями и другими товарами растительного происхождения

5.     Федеральное  государственное  унитарное  предприятие  «ЦентрИнформ»  оказывает   услуги  по обеспечению    информационной    безопасности,    разработке   и     сопровождению    информационных    систем, осуществляет системную интеграцию, производство защищенной полиграфической продукции [9].

В соответствии с положением об Экспертном совете при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24 апреля 2012 г. № 94 [4], при Росалкогольрегулировании создан Экспертный совет в целях осуществления содействия Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка в выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в  сфере производства  и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данный совет является консультативно-совещательным органом при Росалкогольрегулировании, решения которого носят рекомендательный характер.

Постоянно действующим совещательным органом при руководителе Росалкогольрегулирования является коллегия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Данная коллегия образована для выработки согласованных решений по вопросам реализации возложенных на Службу полномочий и задач в соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка и Регламентом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, утвержденным приказом Службы от 18 августа 2009 г. № 47 [3].

Также при Росалкогольрегулировании функционирует рабочая группа по разработке проектов перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности алкогольной продукции" и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия. Кроме того, при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка функционирует Общественный совет [5], который является постоянно действующим совещательно-консультативным органом, решения которого носят рекомендательный характер.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в соответствии с п.5.16 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» осуществляет полномочия по взаимодействию в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

Таким образом, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка наделена соответствующими полномочиями, обладает исчерпывающим перечнем контрольных и надзорных функций в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации и является одним из основных субъектов контроля в рассматриваемой сфере деятельности.

 

Список литературы

1.     Мартынов А.С.: Административно-правовое регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: проблемы совершенствования методов государственного управления: Дис. канд.юридич. наук.: - М, 2008, С.3.

2.     Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 154 (в ред.от 28.09.2015г.) «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ, 2 марта 2009 г. N 9 ст. 1119

3.     Приказ Росалкогольрегулирования от 18 августа 2009 г. № 47 «Об утверждении регламента Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 46, 16.11.2009.

4.     Приказ Росалкогольрегулирования от 24 апреля 2012 г. №94 "Об Экспертном совете при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" (в ред. от 12.01.2016г.) // http://fsrar.ru/about/sov-i-koord- organy/jekspertnyi-sovet-pri-federalnoi-sluzhbe----/prikaz-ot--aprelya--g---ob-jekspertnom-sovete-pri-(дата обращения 30.05.2016 г.)

5.     Приказ Росалкогольрегулирования от 19.05.2014 г. № 143 «Об образовании Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» (в ред. от 29.05.2014 г. № 159) // http://fsrar.ru (дата обращения: 30.05.2016 г.).

6.     Указ Президента РФ от 31 декабря 2008 года № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» (в ред. от 09.05.2016 г.) // СЗ РФ, 5 января 2009 г., № 1 ст. 95.

7.     Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"// СЗ РФ, 18 января 2016 года № 3 ст. 473

8.     Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. от 29.12.2015 № 400-ФЗ) // СЗ РФ , 27 ноября 1995г. № 48 ст. 4553

9.     http://fsrar.ru/about/podvedomstvennye-organizacii