Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕНДЕНЦИИ ПОДЗАКОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Законодательство Российской Федерации в широком смысле представляет собой систему нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладают законы. В узком смысле законодательство можно определить как совокупность законов, которые приняты народом или органами народного представительства.

     Федеративная система российского законодательства построена на основе двух критериев: федеративная структура государства и компетенция субъектов Федерации в области законотворчества. В широком смысле законодательство Российской Федерации состоит из нескольких уровней:

-    федеральное законодательство. К этому уровню относится Конституция РФ, Основы законодательства РФ и субъектов Федерации;

-    законодательство республик в составе Российской Федерации. Это конституции республик, законы и иные нормативные акты республиканского законодательства;

-   уровень краев и областей, к которому относятся нормативные правовые акты – уставы, законы, решения, постановления краевых,  областных,  городских Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга представительных органов, глав соответствующих регионов;

-   и, наконец, уровень автономной области и автономных округов: нормативные правовые акты – законы, решения и т. д. областного и окружных представительных органов, глав соответствующих субъектов Федерации.

   В основе горизонтальной системы законодательства лежат два критерия: система права и система отраслей правового регулирования. В соответствии с этими критериями горизонтальная плоскость системы законодательства делится на отрасли законодательства, соответствующие отраслям права (конституционное право – конституционное законодательство, гражданское право – гражданское законодательство и т. д.) и комплексные отрасли законодательства, которые выделяются применительно к сферам правового регулирования экономических и социальных отношений (природоохранительное законодательство, сельскохозяйственное законодательство, транспортное законодательство и т. д.). Комплексная отрасль законодательства – это своего рода нормативный массив актов над основной, базовой отраслью или отраслями законодательства.

   Таким образом, горизонтальная или отраслевая структура законодательства РФ состоит из образований разного уровня: комплексных отраслей, основных отраслей, подотраслей, институтов законодательства.

    В основе вертикальной или иерархической системы российского законодательства лежит классификация нормативных актов по юридической силе и издавшим их органам. В рамках этой классификации нормативные правовые акты подразделяются  на законы и подзаконные нормативные акты. Таким образом, вертикальная структура российского законодательства представляет собой систему нормативных правовых актов: от Конституции и законов, принятых высшими представительными органами государственной власти, до нормативных актов органов местного самоуправления, а также локальных нормативных актов (учреждений, организаций), изданных в пределах их полномочий.

   В настоящее время в системе источников права происходят сложные процессы. В результате правовой реформы необоснованно увеличилось количество одних источников в ущерб другим, не менее важным. К сожалению, до сих пор индивидуальное регулирование имеет ряд проблем.

   Основным источником права в РФ был и остается закон. В течение длительного времени его значение принижалось и даже выхолащивалось подзаконным и ведомственным нормотворчеством. Чтобы восстановить его главенствующую роль в рамках правовой реформы был взят курс на увеличение удельного веса законов, с целью установления баланса законодательства. Стали приниматься законы в ущерб иным формам нормативного воздействия. Причем количественный показатель стал превалировать в ущерб качеству. К сожалению, и в настоящее время законодательную форму нельзя назвать устойчивой, и даже кодифицированное законодательство не является стабильным.

    Если же на стадии принятия правотворческого решения допущены ошибки, то это неизбежно влечет отрицательные последствия и в его реализации. Известно, что «особенность дефектов правотворчества состоит в том, что они не могут быть исправлены в процессе правоприменения» [5, c. 26]. Следовательно, принятый правотворческий акт подвергается  изменениям и дополнениям. «…Практически две трети принятых актов составляют законы  о внесении изменений в действующие законы» [6, c. 78]. Так, например, «показатели 2004 и 2005 годов позволяют говорить об устойчивой тенденции превалирования «поправочного» законодательства. Общее число законов, внесших изменения в несколько законодательных актов, носящих зачастую межотраслевой характер, составило 75 или 27,8 % от числа принятых законов» [1, c. 221]. К сожалению, в настоящее время ситуация мало изменилась [4, c. 13]. Причем многочисленные изменения касаются кодифицированного законодательства. Так, Налоговый кодекс РФ, принятый для обеспечения стабильности налоговой системы, за 6  лет, благодаря вносимым поправкам, сменил 82 разные  редакции, с момента его принятия в 1999 году внесено столько поправок, что в результате неизменными остались в первой части Кодекса только 11 статей, а во второй – всего 10 % текста [3, c. 10]. Н.И. Шаклеин даже выделял устойчивую тенденцию «менять кодексы». Только в 2005  году более чем  две трети  принимаемых законов составляли законы о внесении изменений в действующие законы, причем 95 изменений касалось кодексов [6, с. 5].

   Вместе с тем, представляется вредным перекос, как в сторону законодательного регулирования, так и в сторону правительственного и ведомственного нормотворчества. Сам по себе закон, как известно, не может решить все проблемы правового регулирования. Безудержное производство лишь обесценивает закон. Сейчас важно определить меру законов, но очевидно, что «больше» не значит «лучше».

    Следует признать, что увеличение количества законов не решило проблемы ни правовой защищенности граждан, ни неэффективности законодательства, ни укрепления законности. Во многом эти проблемы даже усугубились. В начале правовой реформы в литературе критиковалось подзаконное нормотворчество, его роль, корректирующая законодательство. Конечно, такая проблема существовала. Но уже тогда обращалось внимание на то, что подзаконная сфера занимает самостоятельную нишу по отношению к действующему законодательству, Неправильно ставить вопрос об устранении или ограничении подзаконного регулирования, как такового, либо вытеснении его законодательным регулированием. По своей юридической природе подзаконные нормативные акты являются производными от актов законодательных, призваны обеспечивать их реализацию, но вместе с тем, в определенных пределах могут осуществлять и самостоятельное (собственное) правовое регулирование [2, c. 4]. Необходимо пересмотреть весь механизм правотворчества, устранить в нем хаотичность, непрофессионализм, и даже коррумпированность; упорядочить подзаконную сфера. Социальная ценность подзаконных актов в том, что они ближе к социальной практике.

    Эффективность законодательства теснейшим образом связана с действенностью подзаконного и поднормативного регулирования, квалифицированностью и ориентированностью на закон юридической деятельности. Все виды источников обладают определенной ценностью в правовой системе современной России.



Список литературы

1.     Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации в 2006 году». – М., 2007.

2.     Злобин, А.В. Подзаконные нормативные правовые акты как форма современного российского законодательства (вопросы теории) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве /А. В. Злобин. – Саратов, 2013. - 26 с.

3.     Концепция правотворческой политики в Российской Федерации (проект) / Разраб. А.В. Малько, А.П. Мазуренко. – М.: МГЭИ, 2011.

4.     Кучин, М.В. К вопросу о качестве законодательства / М.В. Кучин // Развитие регионального законодательства в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно- практической конференции. – Екатеринбург, 2011.

5.     Поленина, С.В. Законотворчество в Российской Федерации / С.В. Поленина. – М., 1996.

6.     Шаклеин, Н.И. К проблеме повышения эффективности законотворческой работы в Российской Федерации / Н.И. Шаклеин // Государство и право. – 2008. –- № 10.